ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Календарно – тематическое планирование курса «Информатика» 7 класс
Календарно – тематическое планирование курса «Информатика» 8 класс
Календарно – тематическое планирование курса «Информатика» 9 класс
Календарно – тематическое планирование курса «Информатика» 7 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Характеристика учебной деятельности (сод урока) | Практическая часть. Вид контроля | Планируемые результаты | |||||||
| План. | Факт. | | | | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | | | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. | | Общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики. | Целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником. | Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. | ||||
2. | | | Информация и ее свойства. | Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Практическая работа №1. «Граф. Вершина, ребро, путь». | | Общие представления об информации и ее свойствах. | Понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал». | Представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. | ||||
3. | | | Информационные процессы. Обработка информации. | Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. | | Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике. | Навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации. | Понимание значимости информационной деятельности для современного человека. | ||||
4. | | | Информационные процессы. Хранение и передача информации. | Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Носители информации, используемы в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. | | Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике. | Навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию. | Понимание значимости информационной деятельности для современного человека. | ||||
5. | | | Всемирная паутина как информационное хранилище. | Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. | Проверочная работа №1. | Представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети с использованием простых запросов, сохранять найденные информационные объекты и ссылки на них. | Основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. | Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ||||
6. | | | Представление информации. | Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. | | Обобщенные представления о различных способах представления информации. | Понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации. | Представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми. | ||||
7. | | | Дискретная форма представления информации. | Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите. | | Представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. | Понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов. | Навыки концентрации внимания. | ||||
8. | | | Единицы измерения информации. | Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. | | Знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими. | Понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения. | Навыки концентрации внимания. | ||||
9. | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». | Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении. Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации. Практическая работа №2. «Количество информации, содержащееся в сообщении». | Тест «Информация и информационные процессы». | Представления об информации как одном из основных понятий современной науки, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации. | Основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. | Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной. | ||||
10. | | | Основные компоненты компьютера. | Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. | | Систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях. | Обобщенные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. | Понимание роли компьютеров в жизни человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники. | ||||
11. | | | Персональный компьютер. | Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. | | Знание основных устройств персонального компьютера и их актуальных характеристик. | Понимание назначения основных устройств персонального компьютера. | Понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом. | ||||
12. | | | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. | Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Практическая работа №3. «Схема программного обеспечения компьютера». | | Понятие программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп. | Понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера. | Понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности. | ||||
13. | | | Системы программирования и прикладное программное обеспечение. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе. | | Представление о программировании как о сфере профессиональной деятельности; представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности. | Понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера. | Понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению. | ||||
14. | | | Файлы и файловые структуры. | Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. | | Представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними. | Умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве. | Понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных. | ||||
15. | | | Пользовательский интерфейс. | Пользовательский интерфейс. Практическая работа №4. «Характерные размеры файлов различных типов» (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.). | | Понимание сущности понятий «интерфейс», «информационный ресурс», «информационное пространство пользователя». | Навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме. | Понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству. | ||||
16. | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | | Тест: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | Представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. | Основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ||||
17. | | | Формирование изображения на экране компьютера. | Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой. | | Систематизированные представления о формировании представлений на экране монитора. | Умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов. | Способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой. | ||||
18. | | | Компьютерная графика. | Знакомство с графическими редакторами. Практическая работа №5 «Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности». Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). | | Систематизированные представления о растровой и векторной графике. | Умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи. | Знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой. | ||||
19. | | | Создание графических изображений. | Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. | | Систематизированные представления об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов. | Умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи. | Интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой. | ||||
20. | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». | Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений. Практическая работа №6. «Объем графического файла». | Интерактивный тест «Обработка графической информации». | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой графической информации на компьютере. | Основные навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. | ||||
21. | | | Текстовые документы и технологии их создания. | Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). | | Систематизированные представления о технологиях подготовки текстовых документов; знание структурных компонентов текстовых документов. | Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; умения критического анализа. | Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. | ||||
22. | | | Создание текстовых документов на компьютере. | Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Практическая работа №7. «Ввод символов». | | Представления о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов. | Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов. | Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. | ||||
23. | | | Прямое форматирование. | Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Практическая работа №8. «Форматирование символов». | | Представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о прямом форматировании. | Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов. | Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. | ||||
24. | | | Стилевое форматирование. | Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Практическая работа №9. «Создание списков». | | Представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о стилевом форматировании; представление о различных текстовых форматах. | Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов. | Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. | ||||
25. | | | Визуализация информации в текстовых документах. | Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. | | Умения использования средств структурирования и визуализации текстовой информации. | Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов. | Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов. | ||||
26. | | | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. | Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Практическая работа №10. «Информационный вес символа». | | Навыки работы с программным оптического распознавания документов, компьютерными словарями и программами переводчиками. | Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для работы с текстовой информацией. | Понимание социальной, общекультурной роли в жизни человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией. | ||||
27. | | | Оценка количественных параметров текстовых документов. | Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Практическая работа №11. «Информационный объем текстового файла». | | Знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение навыками оценки количественных параметров текстовых документов. | Умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов. | Способность применять теоретические знания для решения практических задач. | ||||
28. | | | Оформление реферата «История вычислительной техники». | Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Практическая работа №12 «Реферат и аннотация». | | Умения работы с несколькими текстовыми файлами; умения стилевого форматирования; умения форматирования страниц текстовых документов. | Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки оформления реферата. | Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов на компьютере. | ||||
29. | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». | | Интерактивный тест «Обработка текстовой информации». | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой текстовой информации на компьютере. | Основные навыки и умения использования инструментов создания текстовых документов для решения практических задач. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. | ||||
30. | | | Технология мультимедиа. | Технология мультимедиа. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. | | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные параметры мультимедийных объектов. | Умение выделять инвариантную сущность внешне различных объектов. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. | ||||
31. | | | Компьютерные презентации. | Подготовка компьютерных презентаций. Дизайн презентации «Персональный компьютер». | | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями. | Основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. | ||||
32. | | | Создание мультимедийной презентации. | Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. | | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями. | Основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. | ||||
33. | | | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Мультимедийная презентация. | | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с мультимедийными технологиями. | Навыки публичного представления результатов своей работы. | Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. | ||||
34. | | | Обобщение и систематизация основных понятий курса. | Повторение. Информационные процессы и компьютер. | | Систематизированные представления об основных понятиях курса информатики. | Навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ. | Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. |
Контрольно - измерительные материалы для 7 класса
Контрольная работа № 1.
Вариант 1.
1. Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»
-
понятием -
объектом -
предметом -
системой
2. Отметьте единичные имена объектов:
-
машина -
береза -
Москва -
Байкал -
Пушкин А.С. -
операционная система -
клавиатурный тренажер -
Windows XP
3. Отметьте объекты операционной системы:
-
рабочий стол -
окно -
папка -
файл -
компьютер
4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:
-
свойства -
размеры -
поведение -
состояние -
действия
5. Укажите отношение для пары «процессор и системный блок»:
-
является элементом множества -
входит в состав -
является разновидностью -
является причиной
6. Отметьте природные системы:
-
Солнечная система -
футбольная команда -
растение -
компьютер -
автомобиль -
математический язык
7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение персонального компьютера»:
-
устройства ввода информации -
устройства хранения информации -
операционная система -
прикладные программы
Вариант 2.
1. Закончите предложение: «Целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой, называется …»
-
понятием -
объектом -
предметом -
системой
2. Отметьте общие имена объектов:
-
машина -
береза -
Москва -
Байкал -
Пушкин А.С. -
операционная система -
клавиатурный тренажер -
Windows XP
3. Отметьте объекты классной комнаты:
-
рабочий стол -
окно -
папка -
файл -
компьютер
4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:
-
свойства -
поведение -
состояние -
возможности -
действия
5. Укажите отношение для пары «графический редактор и MS Paint»:
-
является элементом множества -
входит в состав -
является разновидностью -
является причиной
6. Отметьте технические системы:
-
Солнечная система -
футбольная команда -
растение -
компьютер -
автомобиль -
математический язык
7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Программное обеспечение персонального компьютера»:
-
устройства ввода информации -
устройства хранения информации -
операционная система -
прикладные программы
Контрольная работа № 2.
Вариант 1.
1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»
-
моделью -
копией -
предметом -
оригиналом
2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»
-
меньше информации -
столько же информации -
больше информации
3. Укажите примеры натурных моделей:
-
физическая карта -
глобус -
график зависимости расстояния от времени -
макет здания -
схема узора для вязания крючком -
муляж яблока -
манекен -
схема метро
4. Укажите примеры образных информационных моделей:
-
рисунок -
фотография -
словесное описание -
формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта является примером … модели»
-
образной -
знаковой -
смешанной -
натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является примером … модели»
-
образной -
знаковой -
смешанной -
натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
-
компьютер – процессор -
Новосибирск – город -
слякоть – насморк -
автомобиль – техническое описание автомобиля -
город – путеводитель по городу
Вариант 2.
1. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…»
-
внешнее сходство с объектом -
все признаки объекта-оригинала -
существенные признаки объекта-оригинала -
особенности поведения объекта-оригинала
2. Закончите предложение: «Можно создавать и использовать …»
-
разные модели объекта -
единственную модель объекта -
только натурные модели объекта
3. Укажите примеры информационных моделей:
-
физическая карта -
глобус -
график зависимости расстояния от времени -
макет здания -
схема узора для вязания крючком -
муляж яблока -
манекен -
схема метро
4. Укажите примеры знаковых информационных моделей:
-
рисунок -
фотография -
словесное описание -
формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»
-
образной -
знаковой -
смешанной -
натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером … модели»
-
образной -
знаковой -
смешанной -
натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
-
клавиатура – микрофон -
река – Днепр -
болт – чертеж болта -
мелодия – нотная запись мелодии -
весна – лето
Контрольная работа № 3.
Вариант 1.
1. Решите задачу табличным способом.
В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какого цвета волосы у художника.
2. Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только истинные высказывания:
-
самая высокая работоспособность в понедельник; -
работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг; -
работоспособность во вторник и четверг одинакова; -
самый непродуктивный день — суббота; -
работоспособность заметно снижается в пятницу; -
самая высокая работоспособность в среду; -
пик работоспособности – в пятницу; -
всю неделю работоспособность одинаковая.