Файл: “Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.”.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере розничной торговли
1.2 Значение малых предприятий в современной экономике РФ
1.3 Особенности коммерческой деятельности в малой торговле
ГЛАВА 2 – АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «Филимоновский тракт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Филимоновский тракт»
2.2 Описание и анализ коммерческой деятельности ООО «Филимоновский тракт»
2.3 Анализ выявленных проблем на предприятии ООО «Филимоновский тракт»
2.4 Предложения по улучшению коммерческой деятельности на предприятии ООО «Филимоновский тракт»
‒ малый бизнес способствует более полному и эффективному использованию местных сырьевых ресурсов, отходов производства, более гармонично вписываются в экологическую среду малых городов и поселков,
‒ малыми предприятиями обеспечивается сравнительно быстрая окупаемость капитальных вложений, высокая скорость оборота капитала в связи с более короткими сроками строительства и освоения созданных проектных мощностей (по оценкам, в среднем в 2,5 раза более короткими, чем на крупных предприятиях),
‒ малое предпринимательство заполняет ниши, которые не может охватить крупный бизнес, выполняя работу, которая неэффективны для крупных экономических структур, объединяет экономику государства в единое целое.
По мере расширения сферы малого бизнеса и укрепления рыночных отношений в России постепенно формируется законодательная база по развитию и поддержке малых предприятий, по предоставлению им налоговых льгот, но в действительности, состояние развития все еще остается неудовлетворительным.
У малых предприятий есть важные преимущества, по сравнению с крупными, а именно:
‒ простая организация товародвижения и учета,
‒ быстрая окупаемость затрат, за счет рационального использования ресурсов,
‒ высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров,
‒ незначительные расходы управления,
‒ малые предприятия не требуют построения сложного механизма стратегического управления,
‒ в малом бизнесе существует заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда,
‒ малые предприятия быстрее реанимируются после негативных последствий влияния внешней среды.
Существуют и недостатки малого бизнеса. Среди недостатков можно выделить:
‒ малым предприятиям сложнее получить кредит, наладить рекламу,
‒ малые предпринимательские структуры являются достаточно неустойчивыми и не защищены от внешних, не зависящих от данных предприятий факторов,
‒ большой коммерческий риск, который связан с привлечением личных средств,
‒ требуется больше средств на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации,
‒ малый бизнес сильно зависит от экономических колебаний,
‒ слабая восприимчивость к новейшим достижениям научнотехнического прогресса,
‒ ограниченность финансовых ресурсов,
‒ сложнее проводить независимую ценовую политику,
‒ функционирование малых предприятий в значительной степени зависит от уровня инфляции,
‒ малым предприятиям трудно конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль за ценами, качеством и ассортиментом продукции.
От руководителей (менеджеров) малых предприятий, требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта товаров покупателям, необходимо хорошее обслуживание покупателей, а также необходимо противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль.
Коммерческая работа малого предприятия в розничной торговле, связана с деятельностью предприятия, направленной на решение особого комплекса задач.
Спецификой российского рынка товаров и услуг являются быстрые и частые изменения внешних и внутренних условий функционирования предприятий, высокая степень конкуренции. Поэтому коммерческой деятельности предприятий розничной торговли должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный происходящими изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологий торговли, финансовом состоянии.
Таким образом, в современных рыночных условиях наиболее важным инструментом, обеспечивающим стабильность, устойчивое развитие торгового предприятия, его конкурентоспособность, является грамотная организация коммерческой деятельности и постоянная работа по повышению ее эффективности.
1.2 Значение малых предприятий в современной экономике РФ
Формирование эффективной рыночной системы в Российской Федерации, связано с развитием малого бизнеса. Унаследованный после распада Советского Союза менталитет «гигантомании» сформировал в российском обществе негативный имидж малого и среднего бизнеса как предприятий, деятельность которых носит преимущественно спекулятивный характер и не приносит существенной пользы ни обществу, ни населенным пунктам, в которых расположены данные типы предприятий.
Малый бизнес является ведущим сектором рыночной экономики, а именно:
‒ составляет основу производства мелкотоварной продукции,
‒ определяет темпы и структуру экономического развития,
‒ осуществляет структурную перестройку экономики, быструю окупаемость затрат, свободу рыночного выбора, обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса,
‒ имеет высокую мобильность, рациональные формы управления,
‒ способствует ослаблению монополизма и развитию конкуренции.
Исходя из вышеперечисленного, можно понимать, что роль малого предпринимательства состоит в обеспечении гибкости и устойчивости экономической системы, приближении ее к потребностям конкретных потребителей, а также предоставление рабочих мест и обеспечение источника дохода для значительных прослоек населения, что является важной функции социально развития и гарантий Государства.
В течение всего периода принятия экономических реформ было немало сказано о необходимости стремительного развития в России малого бизнеса, в действительности, состояние его развития остается неудовлетворительным.
Важная функция малого бизнеса, в социальном смысле, заключается в том, что малый бизнес способен удовлетворить потребности субъектов предпринимательской деятельности, имеет возможность найти свою рыночную нишу и тем самым предоставить рабочие места населению и тем самым наполнить государственный бюджет средствами, которые перечисляются в виде налогов и сборов. Именно этим определяется сущность малого бизнеса и объясняется существенное значение его в формирования среднего класса и благосостояния народа. Приведенные преимущества малого бизнеса свидетельствуют о его специфическую и фундаментальную роль в росте рыночной экономики.
К недостаткам малого бизнеса можно отнести:
‒ малые предпринимательские структуры являются неустойчивыми из-за экономической ситуации,
‒ большой коммерческий риск связан с привлечением личных средств,
‒ малый бизнес сильно зависит от экономических колебаний,
‒ ограниченность финансовых ресурсов,
‒ функционирование малых предприятий в значительной степени зависит от уровня инфляции,
‒ низкая производительность труда.
В экономике малый бизнес выполняет социально-экономических функций.
Во-первых, малый бизнес содействует процессам демонополизации, приватизации и разгосударствления экономики, стимулирования развития экономической конкуренции, формирования многочисленных субъектов рыночного хозяйства, ориентированных на спрос, конкуренцию.
Во-вторых, малый бизнес привлекает к экономическому обороту материальные, природные, финансовые, человеческие и информационные ресурсы, которые «выпадают» из поля зрения больших компаний.
В-третьих, малый бизнес улучшает положения на рынках путем обеспечения эластичности их структуры, урегулирования спроса, предложения и цен, по крайней мере, частичной компенсации потерь предложения на период реструктуризации больших компаний, индивидуализации предложения и дифференциации спроса, насыщения рынков, удовлетворения специфических местных потребностей.
В-четвертых, малый бизнес высвобождает большие предприятия от производства нерентабельной для них мелкосерийной и искусственной продукции, которая удовлетворяет индивидуальный спрос, повышение, тем самым, эффективности их деятельности. Большим компаниям заключение кооперационных соглашений с малыми предприятиями позволяет повысить гибкость производства, уменьшить коммерческий риск.
В-пятых, малый бизнес обеспечивает дополнительные рабочие места, способствует преодолению скрытой безработицы.
В-шестых, стимулирует повышения деловой активности населения и развития среднего класса, которое составляет социальную базу экономических реформ, обеспечивает стабильность общества.
Существует целый ряд проблем в развитии малого бизнеса, который продолжает находиться в сложном положении и по сегодняшний день:
‒ недостаток финансово-кредитных средств,
‒ отсутствие собственной современной материально-технической базы и достаточного уровня опыта у большинства предпринимателей-бизнесменов,
‒ усложненность порядка получения кредитов,
‒ неразвитость региональных систем судебно-правовой защиты,
‒ отсутствие должного механизма взимания налогов и платежей,
‒ проблемы социальной защищенности работников малых предприятий,
‒ проблемы обеспечения безопасности и охраны труда и здоровья работников в малом бизнесе,
‒ криминализация данной сферы деятельности.
Предпринимательство способствует не только повышению материального благополучия, но также повышению духовного потенциала общества.
Малый бизнес играют большую роль в национальной экономике, во многом определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости населения. Значимость малого бизнеса в экономике проявляется в следующем:
Малый бизнес способствует формированию конкурентной среды для крупных предприятий. Существование региональных и местных рынков, огранивает монополии и толкает производителей на создание конкурентоспособного товара за счет снижения цен, улучшения качества, диверсификации производимой продукции, что, положительно сказывается на потребителях.
Происходит ускорение научно-технической революции за счет организации мелкосерийного и опытного производства, поиска разработок и внедрение новых идей.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», 30 января 2009 года был подписан приказ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» [5]. В современных условиях мирового финансового кризиса малый бизнес находиться в особенно тяжелом состоянии. Крупный бизнес как лидер российской экономики может рассчитывать на финансовую поддержку государства, в то время как небольшим компаниям приходится крайне тяжело. Многие из них поставлены на грань выживания. Одна из причин - отсутствие источников финансирования, так необходимых для пополнения оборотных средств, для покупки сырья и оборудования, для выплат заработной платы персоналу. Ситуация кризиса для малых предприятий усугубляется еще и отказами банков в выдаче кредитов. Все эти факторы значительно тормозят развитие малого бизнеса, и как следствие экономики страны в целом.
Таким образом, предприятия малого бизнеса выполняют две главные роли в национальной экономике:
‒ мобилизация сырьевых, людских и финансовых ресурсов
‒ обеспечение роста налоговых поступлений в казну государства.
Чем прибыльнее предприятия, тем больше средств у государства будет на социальные нужды, в том числе на здравоохранение, образование и культуру.
1.3 Особенности коммерческой деятельности в малой торговле
В связи с переходом к рыночной экономике, рыночная система управления приобрела особую значимость в России. В условиях рынка возникает потребность в расширении управленческих задач, разработке новых приемов и методов управления, которые будут пригодны для различных форм собственности и развития коммерческой деятельности торговых предприятий.
Слово «коммерция» происходит от латинского «commercium», что означает торговля. Толковый словарь В.И. Даля, составленный в 1861 г., дает определение коммерции как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы» [26, с. 125]. В 1958 г. представителями Гарвардской школы бизнеса сформулировано, что «коммерческая деятельность существует для удовлетворения потребительских нужд». Термин «торговля» имеет двоякое значение:
в одном случае данный термин означает самостоятельную отрасль народного хозяйства - торговлю, в другом, с которым связана коммерческая деятельность - торговые процессы, с предварительным проведением соответствующих расчетов, по осуществлению актов купли-продажи и получения прибыли. Таким образом, коммерческую деятельность можно определить, как профессиональную активность субъекта (участника) деятельности в сфере торговли и торговых процессов с целью получения максимально возможной прибыли.
Для достижения цели коммерческой деятельности следует учитывать основные принципы:
‒ тесная связь коммерции с маркетингом и предпринимательством,
‒ гибкость коммерции, ее направленность на учет требований рынка, которые постоянно меняется,
‒ прогноз потенциальных коммерческих рисков,
‒ определение приоритетов,
‒ проявление собственной коммерческой инициативы,
‒ высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по договоренностям купли-продажи,
‒ направленность на достижение конечного результата - прибыли.