Файл: “Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.”.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере розничной торговли
1.2 Значение малых предприятий в современной экономике РФ
1.3 Особенности коммерческой деятельности в малой торговле
ГЛАВА 2 – АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «Филимоновский тракт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Филимоновский тракт»
2.2 Описание и анализ коммерческой деятельности ООО «Филимоновский тракт»
2.3 Анализ выявленных проблем на предприятии ООО «Филимоновский тракт»
2.4 Предложения по улучшению коммерческой деятельности на предприятии ООО «Филимоновский тракт»
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема посвящена особенностям коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса, на примере предприятия малого бизнеса ООО «Филимоновский тракт».
Коммерческая деятельность – это важная область человеческой деятельности, которая возникла в результате разделения человеческого труда. Расшифровка термина «Коммерческая деятельность», заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-
организационных операций, которые направленны на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
Коммерческая деятельность в торговле не базируется на простом акте купли-продажи. Предприятию необходимо:
‒ осуществить организационные и хозяйственные операции,
‒ изучить спрос населения и рынки сбыта товаров,
‒ найти поставщиков и покупателей товаров,
‒ наладить поставщиками и товарами рациональные хозяйственные связи,
‒ выполнить транспортировки товаров,
‒ выполнить работу по рекламированию товаров,
‒ организовать торговое обслуживание населения.
Деятельность торгового предприятия любой сферы бизнеса, регулируется и управляется людьми. В экономике управления коммерческой деятельностью – это сознательное влияние человека на объекты и процессы организации торговли, с целью предоставления деятельности предприятия коммерческой направленности, а также получения определенных результатов.
Актуальность исследования курсового проекта исходит из того, что правильное управление коммерческой деятельностью торгового предприятия, дает возможность получать стабильные доходы и принимать обоснованные решения с точки зрения управления предприятием.
Объектом исследования курсового проектирования – является малое предприятия ООО «Филимоновский Тракт», осуществляющего деятельность по розничному товарообороту на рынке строительных материалов. Предмет исследования - коммерческая деятельность предприятия.
Целью дипломной работы является исследование особенностей коммерческой деятельности, в сфере малого бизнеса, на примере предприятия ООО «Филимоновский Тракт», осуществляющего свою деятельность на рынке строительных материалов.
Исходя из цели, задачами работы являются:
‒ обосновать значение малого бизнеса в современной экономике России,
‒ изучить особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере розничной торговли,
‒ исследовать особенности коммерческой деятельности на малых предприятиях,
‒ изучить ассортиментную политику коммерческих розничных предприятий,
‒ дать организационно-экономическую характеристику и проанализировать коммерческую деятельность малого предприятия ООО «Филимоновский Тракт»,
‒ выявить существующие проблемы и недостатки в деятельности предприятия ООО «Филимоновский Тракт»,
‒ предложить возможные пути решения выявленных проблем на предприятии ООО «Филимоновский Тракт».
ГЛАВА 1 - АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере розничной торговли
Организация и эффективное управление коммерческой деятельностью является важной и актуальной проблемой для всего малого бизнеса Российской Федерации, особенно сейчас во время пандемии и введения карантинных мер.
Малому бизнесу свойственны:
‒ относительно низкая доходность,
‒ высокая интенсивность труда,
‒ сложности с внедрением новых технологий,
‒ ограниченность собственных ресурсов,
‒ повышенный риск в острой конкурентной среде,
‒ слабая и не всегда эффективная государственная поддержка малого бизнеса в нашей стране.
В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям, звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля.
При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, тем самым становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли - продажи, поскольку потребители приобретают нужные товары, в обмен на денежные доходы.
Согласно ГОСТ Р 51303-2013 «розничная торговля» – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Розничная торговля – это продажа товаров населению, для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд.
Розничная торговля – это важнейшая отрасль хозяйственной деятельности. Население расходует на покупки товаров примерно 80% своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90% фонда личного потребления.
Основная цель розничной торговли – обеспечение потребителей или населения товарами, посредством их продажи товара конечным покупателям.
Для реализации основной цели розничной торговли, которая сопровождается превращением товарной стоимости в денежную, предприятиям розничной торговли необходимо решать следующие задачи:
‒ прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазинах товары,
‒ формирование наиболее оптимального ассортимента товаров в магазине,
‒ организация рекламно-информационной деятельности по сбыту товаров,
‒ выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров, ‒ организация оказания торговых услуг покупателям.
Функции предприятий розничной торговли разделяются на две группы.
Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди функций можно выделить:
‒ предоставление информации о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей,
‒ обеспечение оптовикам сбыта их товара,
‒ осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика,
‒ осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров,
‒ принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара,
‒ маркировка товара,
‒ транспортировка товара,
финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).
Вторая группа включает функции по отношению к покупателям:
‒ демонстрацию товара,
‒ предоставление информации о товаре,
‒ помощь в выборе товара,
‒ консультирование по эксплуатации,
‒ разбивка крупных и средних партий товара на единичные экземпляры,
‒ формирование товарного ассортимента,
‒ складирование, хранение и упаковка товара,
‒ доставка крупногабаритных товаров,
‒ кредитование,
‒ создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.
Розничные предприятия можно классифицировать по различным признакам (рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация розничных торговых предприятий
В зависимости от привязки к стационарным помещениям выделяют розничные предприятия:
‒ осуществляющие торговлю через магазины, ‒ предприятия внемагазинной торговли.
По особенностям устройства различают:
магазин – торговое предприятие, расположенное в стационарном здании или части здания, имеющее набор помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса, киоск – временное или постоянное помещение небольшой площади с
обслуживанием покупателя вне помещения, павильон – временное или постоянное помещение небольшой площади с
обслуживанием покупателя внутри помещения, палатка – временное помещение, используемое для уличной торговли, лоток – стол, отделяющий продавца от покупателей и используемый для
показа и отпуска товара, автомагазины – грузовые автомашины, используемые для передвижной торговли, преимущественно для обслуживания жителей небольших отдаленных пунктов; торговые автоматы.
По размерам торговой площади предприятия разделяются на:
‒ крупные,
‒ средние, ‒ мелкие.
В зависимости в каком помещении размещена торговая площадь:
‒ отдельностоящие магазины,
‒ магазины во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях, ‒ магазины в торговых центрах.
С точки зрения форм продажи товаров выделяют:
‒ магазины самообслуживания, когда покупатели самостоятельно осматривают, выбирают и доставляют товары к расчетному узлу,
магазины с индивидуальным обслуживанием через прилавок, когда продавец обслуживает каждого покупателя, помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования, упаковывает товар,
‒ магазины с открытой выкладкой, когда покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, продавец консультирует, проверяет качество, упаковывает товар,
‒ магазины, торгующие по образцам, когда покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с товарами в торговом зале или выбирают товар по каталогу, после выбора и оплаты товар доставляется покупателю на дом или вручается со склада,
‒ магазины, осуществляющие продажу по предварительным заказам, когда покупатели предварительно заказывают товар лично, по телефону, по почте или через интернет и оплачивают его; товар доставляется на дом, на рабочее место или ожидает заказчика в магазине; магазины, сочетающие несколько форм обслуживания.
По уровню специализации по товарным признакам магазины разделяют:
‒ универсальные магазины,
‒ специализированные, когда магазины, включающие одну ассортиментную группу (например «Мебель») или осуществляющие комплексное обслуживание определенной группы покупателей (например «Детский мир»),
‒ узкоспециализированные магазины – это магазины, ассортимент которых сформирован из части товарной группы (например, «Деловая книга»),
‒ комбинированные магазины – это магазины, осуществляющие торговлю товарами нескольких групп, родственных по потребительскому назначению (например, «Мясо-рыба»),
‒ смешанные – это небольшие по площади предприятия, продающие товары разных товарных групп, в том числе как продовольственные, так и непродовольственные, в ограниченном ассортименте.
С точки зрения стратегии ведения бизнеса розничной торговли, магазины разделяются на:
‒ магазины, которые конкурируют на основе больших оборотов и конкуретно-низких цен (гипер- и супермаркеты),
‒ магазины, конкурирующие на основе высокого уровня предоставляемого сервиса,
‒ магазины, ориентированные на добавленное удобство (ограниченный ассортимент, при удобном расположении и графике работы, например, небольшой продовольственный магазин, расположенный в жилом доме).
Розничная торговля в Российской Федерации, характеризуется наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, а деятельность можно отнести в основном к сфере малого бизнеса.
В соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными документами, к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, средняя численность работающих на которых не превышает 100 человек, суммарная доля участия в уставном капитале государственных или муниципальных образований Российской Федерации, иностранных компаний и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, а выручка составляет не более 800 миллионов рублей в год.
Данные критерии действуют в том числе физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (индивидуальных предпринимателей).
Малый бизнес играет важную роль в национальной экономике Российской Федерации. Малый бизнес определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемой продукции, состояние занятости населения. Значимость малого бизнеса в экономике проявляется в следующем:
‒ малый бизнес позволяет эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера,
малый бизнес создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной ситуации, обеспечивая необходимую в рыночных условиях мобильность действий, а также способствует развитию кооперации производства,
‒ субъекты малого предпринимательства выполняют важную социальную функцию поглощения «избыточной» рабочей силы, способствуя росту занятости населения, создают дополнительные возможности для использования специалистов высокой квалификации,