Файл: “Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.”.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема посвящена особенностям коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса, на примере предприятия малого бизнеса ООО «Филимоновский тракт».

Коммерческая деятельность – это важная область человеческой деятельности, которая возникла в результате разделения человеческого труда. Расшифровка термина «Коммерческая деятельность», заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-

организационных операций, которые направленны на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.

Коммерческая деятельность в торговле не базируется на простом акте купли-продажи. Предприятию необходимо:

‒ осуществить организационные и хозяйственные операции,

‒ изучить спрос населения и рынки сбыта товаров,

‒ найти поставщиков и покупателей товаров,

‒ наладить поставщиками и товарами рациональные хозяйственные связи,

‒ выполнить транспортировки товаров,

‒ выполнить работу по рекламированию товаров,

‒ организовать торговое обслуживание населения.

Деятельность торгового предприятия любой сферы бизнеса, регулируется и управляется людьми. В экономике управления коммерческой деятельностью – это сознательное влияние человека на объекты и процессы организации торговли, с целью предоставления деятельности предприятия коммерческой направленности, а также получения определенных результатов.

Актуальность исследования курсового проекта исходит из того, что правильное управление коммерческой деятельностью торгового предприятия, дает возможность получать стабильные доходы и принимать обоснованные решения с точки зрения управления предприятием.

Объектом исследования курсового проектирования – является малое предприятия ООО «Филимоновский Тракт», осуществляющего деятельность по розничному товарообороту на рынке строительных материалов. Предмет исследования - коммерческая деятельность предприятия.

Целью дипломной работы является исследование особенностей коммерческой деятельности, в сфере малого бизнеса, на примере предприятия ООО «Филимоновский Тракт», осуществляющего свою деятельность на рынке строительных материалов.

Исходя из цели, задачами работы являются:

‒ обосновать значение малого бизнеса в современной экономике России,

‒ изучить особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере розничной торговли,

‒ исследовать особенности коммерческой деятельности на малых предприятиях,


‒ изучить ассортиментную политику коммерческих розничных предприятий,

‒ дать организационно-экономическую характеристику и проанализировать коммерческую деятельность малого предприятия ООО «Филимоновский Тракт»,

‒ выявить существующие проблемы и недостатки в деятельности предприятия ООО «Филимоновский Тракт»,

‒ предложить возможные пути решения выявленных проблем на предприятии ООО «Филимоновский Тракт».

ГЛАВА 1 - АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере розничной торговли

Организация и эффективное управление коммерческой деятельностью является важной и актуальной проблемой для всего малого бизнеса Российской Федерации, особенно сейчас во время пандемии и введения карантинных мер.

Малому бизнесу свойственны:

‒ относительно низкая доходность,

‒ высокая интенсивность труда,

‒ сложности с внедрением новых технологий,

‒ ограниченность собственных ресурсов,

‒ повышенный риск в острой конкурентной среде,

‒ слабая и не всегда эффективная государственная поддержка малого бизнеса в нашей стране.

В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям, звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля.

При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, тем самым становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли - продажи, поскольку потребители приобретают нужные товары, в обмен на денежные доходы.

Согласно ГОСТ Р 51303-2013 «розничная торговля» – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная торговля – это продажа товаров населению, для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд.

Розничная торговля – это важнейшая отрасль хозяйственной деятельности. Население расходует на покупки товаров примерно 80% своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90% фонда личного потребления.


Основная цель розничной торговли – обеспечение потребителей или населения товарами, посредством их продажи товара конечным покупателям.

Для реализации основной цели розничной торговли, которая сопровождается превращением товарной стоимости в денежную, предприятиям розничной торговли необходимо решать следующие задачи:

‒ прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазинах товары,

‒ формирование наиболее оптимального ассортимента товаров в магазине,

‒ организация рекламно-информационной деятельности по сбыту товаров,

‒ выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров, ‒ организация оказания торговых услуг покупателям.

Функции предприятий розничной торговли разделяются на две группы.

Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди функций можно выделить:

‒ предоставление информации о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей,

‒ обеспечение оптовикам сбыта их товара,

‒ осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика,

‒ осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров,

‒ принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара,

‒ маркировка товара,

‒ транспортировка товара,

финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функции по отношению к покупателям:

‒ демонстрацию товара,

‒ предоставление информации о товаре,

‒ помощь в выборе товара,

‒ консультирование по эксплуатации,

‒ разбивка крупных и средних партий товара на единичные экземпляры,

‒ формирование товарного ассортимента,

‒ складирование, хранение и упаковка товара,

‒ доставка крупногабаритных товаров,

‒ кредитование,

‒ создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.

Розничные предприятия можно классифицировать по различным признакам (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация розничных торговых предприятий

В зависимости от привязки к стационарным помещениям выделяют розничные предприятия:

‒ осуществляющие торговлю через магазины, ‒ предприятия внемагазинной торговли.

По особенностям устройства различают:

магазин – торговое предприятие, расположенное в стационарном здании или части здания, имеющее набор помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса, киоск – временное или постоянное помещение небольшой площади с


обслуживанием покупателя вне помещения, павильон – временное или постоянное помещение небольшой площади с

обслуживанием покупателя внутри помещения, палатка – временное помещение, используемое для уличной торговли, лоток – стол, отделяющий продавца от покупателей и используемый для

показа и отпуска товара, автомагазины – грузовые автомашины, используемые для передвижной торговли, преимущественно для обслуживания жителей небольших отдаленных пунктов; торговые автоматы.

По размерам торговой площади предприятия разделяются на:

‒ крупные,

‒ средние, ‒ мелкие.

В зависимости в каком помещении размещена торговая площадь:

‒ отдельностоящие магазины,

‒ магазины во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях, ‒ магазины в торговых центрах.

С точки зрения форм продажи товаров выделяют:

‒ магазины самообслуживания, когда покупатели самостоятельно осматривают, выбирают и доставляют товары к расчетному узлу,

магазины с индивидуальным обслуживанием через прилавок, когда продавец обслуживает каждого покупателя, помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования, упаковывает товар,

‒ магазины с открытой выкладкой, когда покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, продавец консультирует, проверяет качество, упаковывает товар,

‒ магазины, торгующие по образцам, когда покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с товарами в торговом зале или выбирают товар по каталогу, после выбора и оплаты товар доставляется покупателю на дом или вручается со склада,

‒ магазины, осуществляющие продажу по предварительным заказам, когда покупатели предварительно заказывают товар лично, по телефону, по почте или через интернет и оплачивают его; товар доставляется на дом, на рабочее место или ожидает заказчика в магазине; магазины, сочетающие несколько форм обслуживания.

По уровню специализации по товарным признакам магазины разделяют:

‒ универсальные магазины,

‒ специализированные, когда магазины, включающие одну ассортиментную группу (например «Мебель») или осуществляющие комплексное обслуживание определенной группы покупателей (например «Детский мир»),

‒ узкоспециализированные магазины – это магазины, ассортимент которых сформирован из части товарной группы (например, «Деловая книга»),

‒ комбинированные магазины – это магазины, осуществляющие торговлю товарами нескольких групп, родственных по потребительскому назначению (например, «Мясо-рыба»),


‒ смешанные – это небольшие по площади предприятия, продающие товары разных товарных групп, в том числе как продовольственные, так и непродовольственные, в ограниченном ассортименте.

С точки зрения стратегии ведения бизнеса розничной торговли, магазины разделяются на:

‒ магазины, которые конкурируют на основе больших оборотов и конкуретно-низких цен (гипер- и супермаркеты),

‒ магазины, конкурирующие на основе высокого уровня предоставляемого сервиса,

‒ магазины, ориентированные на добавленное удобство (ограниченный ассортимент, при удобном расположении и графике работы, например, небольшой продовольственный магазин, расположенный в жилом доме).

Розничная торговля в Российской Федерации, характеризуется наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, а деятельность можно отнести в основном к сфере малого бизнеса.

В соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными документами, к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, средняя численность работающих на которых не превышает 100 человек, суммарная доля участия в уставном капитале государственных или муниципальных образований Российской Федерации, иностранных компаний и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, а выручка составляет не более 800 миллионов рублей в год.

Данные критерии действуют в том числе физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (индивидуальных предпринимателей).

Малый бизнес играет важную роль в национальной экономике Российской Федерации. Малый бизнес определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемой продукции, состояние занятости населения. Значимость малого бизнеса в экономике проявляется в следующем:

‒ малый бизнес позволяет эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера,

малый бизнес создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной ситуации, обеспечивая необходимую в рыночных условиях мобильность действий, а также способствует развитию кооперации производства,

‒ субъекты малого предпринимательства выполняют важную социальную функцию поглощения «избыточной» рабочей силы, способствуя росту занятости населения, создают дополнительные возможности для использования специалистов высокой квалификации,