Файл: Свобода передвижения и выбора места жительства (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 6
Неодинаковы и субъекты юридических гарантий. Прежде всего таким субъектом выступает государство. Оно создает условия для осуществления прав и свобод и выполнения обязанностей (например, ОВД обеспечивают правопорядок в период выборов или проведения санкционированного митинга в целях недопущения нападений оппозиции или преступных элементов, а с другой стороны, государственные органы проводят призыв в армию, обеспечивая исполнение конституционной обязанности граждан).
Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания статей 2, 17, 19 и др. Конституции[10]. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что «права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Субъектом гарантий может стать общественное объединение или коллектив, в котором лицо трудится. Коллектив может, например, защищать (на общественных началах) своего члена в суде, если нарушены его права и свободы, может морально побуждать выполнять свои обязанности (например, заботиться о нетрудоспособных родителях).
Чем выше уровень духовной культуры граждан, их идейность, тем нетерпимее они относятся к нарушению прав и свобод человека и гражданина [11]. Более того, юридические гарантии направлены на свободное и поступательное развитие человека и гражданина[12]. Социально нравственное направление реализации правовых норм приобретает в обществе все большее значение, отражая процесс постепенного преобразования правовых норм в нормы общественного саморегулирования[13]. Таким образом:
1) особенность применения юридических гарантий – это и есть гарантированность прав и свобод человека и гражданина в их взаимосвязи, единстве, равенстве, без чего не возможна подлинная реальная свобода индивида в обществе и государстве;
2) не все правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод человека и гражданина, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, с помощью которых достигается беспрепятственное пользование правами и свободами их надежная охрана и защита.
Таким образом, для основных прав и свобод человека и гражданина общие гарантии имеют следующее значение: чем совершеннее система экономических, политических и культурно-духовных (идеологических) отношений в обществе, тем меньше совершается в нем правонарушений, и в тех, которые посягают на личность, ее права и свободы. Наличие общих гарантий является необходимым, но недостаточным условием реализации любого основного права человека и гражданина. Для этого требуются специальные, т.е. юридические гарантии, представляющие собой закрепленные в нормативных правовых актах средства, непосредственно обеспечивающие правомерную реализацию, охрану и защиту основных прав и свобод человека и гражданина.
Юридические гарантии со стороны общества и государства нужны как для того, чтобы основные права и свободы не нарушались, так и для того, чтобы они осуществлялись (реализовывались). В системе гарантий основных прав и свобод человека и гражданина юридические гарантии занимают ведущее место, что обусловлено их формально-определенным характером и наличием санкций за их неисполнение. Юридические гарантии охватывают все стороны обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, поэтому построение системы этих гарантий дает возможность увидеть недостатки, противоречия, пробелы в правовом регулировании сферы отношений, связанных с тем социальным благом, которое предоставляет это право.
2. ПРАВО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
2.1 Правовое регулирование и содержание права на свободу передвижения в российской федерации
Конституция РФ в ст. 27 закрепила право на свободу передвижения. Формирование права на свободу передвижения – длительный исторический процесс, который прошел ряд этапов, обусловленных особенностями конкретно - исторических цивилизаций, спецификой развития народа, культуры. В современном понимании право на свободу передвижения состоит из двух подходов. Во - первых, ч. 1 ст. 27 Конституции РФ ставит под защиту абсолютную свободу передвижения на территории нашей страны. Во - вторых, установленная в ч. 2 свобода выезда предполагает защиту свободы передвижения также и за пределами территории государства, ограниченную действием российских законов[14].
Право на свободу передвижения составляет часть свободы самоопределения личности, является одним из главных элементов в системе личных прав и свобод человека, а также выступает в качестве гарантированного государством личного права, элемента конституционно - правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционное содержание права на свободу передвижения включает в себя следующие правомочия:
1) свободное перемещение на территории РФ;
2) свободное пребывание и проживание на территории РФ;
3) свободный выезд за пределы РФ;
4) возможность переезда на жительство в другую страну;
5) возможность беспрепятственного возвращения в Россию граждан РФ. Указанные правомочия подразделяются на две основные группы. Критерием разграничения служат территориальные пределы их реализации[15][16]. Комплексный характер права на свободу передвижения позволяет:
1.выразить через его нормативное содержание разные функциональные возможности данного права;
2. разграничить составляющие его права по критерию территориальных пределов реализации;
3. выявить тесную взаимозависимость внутри каждой группы личных прав, его составляющих;
4.определить, что для осуществления свободы передвижения не требуется реализации всей совокупности правомочий, входящих в его нормативное содержание.
Место жительства, как один из компонентов права на свободу передвижения человека и гражданина, участвует в качестве меры одного из важнейших конституционных принципов. Анализ положений ч. 2 ст. 19 и ст. 27 Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что место жительства как критерий конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина включает в себя и место пребывания. Фактически, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо и от его места пребывания[17].
Правовая природа права на свободу передвижения человека носит неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Вмешательство государства в частную жизнь человека должно быть минимальным и обязано происходить при определенных условиях. Индивидуальная свобода человека предполагает невозможность незаконного насильственного вмешательства государства в частную жизнь человека, а также гарантирует их охрану. В то же время, по мнению некоторых ученых, государство обязано защитить жизнь каждого человека, тем самым обеспечить общую безопасность, которая осуществляется в двух формах. С одной стороны, государство предупреждает опасности, угрожающие жизни человека, принимая соответствующие меры, с другой стороны, государство пресекает или преследует всякое посягательство на охраняемые им и общие для всех блага, прибегая для этого к разным мерам предупреждения и пресечения[18].
Эти меры могут быть сами по себе ограничениями индивидуальной свободы, в том числе и свободы передвижения, но при этом должны сохранить правомерность. На основании всего вышеизложенного, свобода передвижения человека является неотъемлемой и неотчуждаемой частью свободы личности и присуща всем людям независимо от их гражданского состояния. Право на свободу передвижения - это субъективная возможность каждого передвигаться в необходимом направлении, используя все доступные пути и средства, при этом, не нарушая права и свободы других субъектов права.
2.2 Проблема ограничений права на свободу передвижения и экономических прав граждан в закрытых административно-
территориальных образованиях на территории Российской Федерации
В систему территориальной организации Российской Федерации входят части государственной территории, имеющие особый правовой статус, которые после 1991 г. из закрытых городов и районов, существовавших в СССР, были трансформированы в закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Законодательством, устанавливающим особый статус ЗАТО, на каждого гражданина РФ возложена обязанность получать от административных органов разрешение на въезд и (или) постоянное проживание на территории ЗАТО. Граждане РФ, постоянно не проживающие в ЗАТО, к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории ЗАТО, допускаются по решению публичной власти. При этом возможность получения гражданами таких разрешений поставлена в зависимость от наличия различного рода условий и усмотрения административных органов, осуществляющих выдачу соответствующих разрешений.
Таким образом, сохранился административный контроль за передвижением граждан в пределах ЗАТО, и установлена административная ответственность за неисполнение соответствующих положений.
Правовые основы особого режима в ЗАТО
В связи с тем что свобода передвижения является необходимым условием свободного развития личности, ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации гражданам РФ гарантируется право передвижения, право выбора места пребывания и жительства на всей территории Российской Федерации.
В то же время реализация гражданами РФ права на свободу передвижения в пределах РФ и реализации прав граждан в экономической сфере в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из конституционных положений федеральный законодатель имеет право устанавливать ограничения в реализации гражданами в пределах территории РФ конституционного права на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства, т. е. устанавливать специальный порядок осуществления данного права на определенных территориях РФ, имеющих особый правовой статус.
Правовым основанием для ограничения свободы передвижения и связанных с этим ограничений реализации гражданами экономических прав в пределах территории РФ является правовой режим закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон о свободе передвижения)[19] допускается ограничение права на свободу передвижения на территориях с особым режимом, к которым относится в том числе и ЗАТО. В целях, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, федеральным законом могут быть установлены и иные ограничения конституционного права на свободу передвижения, а также определены особые условия его осуществления.
По сути, особый статус территории ЗАТО стал основанием для ограничения реализации гражданами права на свободное передвижение по территории РФ и права на свободный выбор места пребывания или жительства на определенной территории РФ. Таким образом, конституционно гарантированное право на свободу передвижения может быть реализовано гражданами РФ на территории РФ с учетом элиминирования определенных государством закрытых территорий.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»[20](Закон о ЗАТО) закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование. Можно предположить, что законодатель, устанавливая ограничения на постоянное проживание в ЗАТО, имел в виду ограничения на выбор гражданами места своего жительства на территории ЗАТО.
Следовательно, законодательно установлены ограничения на непосредственное свободное передвижения граждан, выбор гражданами места жительства на определенных территориях Российской Федерации. Соответственно, ограничения реализации гражданами экономических прав следуют из ограничений правомочий, составляющих содержание права на свободу передвижения.
Ограничивается и право на выезд из ЗАТО, поскольку из положений п. 1 ст. 4 Закона о ЗАТО следует, что выезд с территории ЗАТО также может быть ограничен, поскольку за органами местного самоуправления ЗАТО по согласованию с органами ФСБ закреплено право на выдачу разрешений на выезд из ЗАТО.