Файл: Детско-юношеская спортивная школа как объект управления СШОР по теннису Спартак.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы. Управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Управление спортивной школой - это обоснованные действия администрации и специалистов, направленные на рациональное использование времени и сил тренеров - преподавателей и воспитанников в учебно-тренировочном процессе с целью углублённого освоения учебных программ по видам спорта, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору жизненной позиции.

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности тренеров и воспитанников в учебной и воспитательной работе.

Цель работы: изучение детско-юношеской спортивной школы как объекта управления.

Объект исследования –СШОР «Спартак».

Предмет исследования –процесс управления ДЮСШ.

Задачи работы:

1. Рассмотреть систему управления спортивной подготовкой на федеральном уровне, уровнях субъектов и муниципалитетов Российской Федерации;

2. Выявить организацию учебно-тренировочного процесса в спортивных школах;

3. Рассмотреть управление и самоуправление в спортивной школе;

4. Дать характеристику СШОР «Спартак»;

5. Провести анализ деятельности СШОР «Спартак»;

6.Предложить рекомендации по повышению эффективности системы управления образовательным учреждением.

Методы исследования: анализ, индукция, дедукция, экспертные оценки и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

Глава 1. Сущность управления ДЮСШ


1.1 Система управления спортивной подготовкой на федеральном уровне, уровнях субъектов и муниципалитетов Российской Федерации

В компетенцию и задачи системы управления спортивной подготовкой на федеральном уровне входят:

-разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта в целом, в том числе реализация комплекса мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации;

-нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки, в том числе разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки;

-организация научных исследований по направлению спортивной подготовки, в том числе организация федеральных экспериментальных площадок;

-обеспечение деятельности федеральных учреждений являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе государственного задания;

-осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными Российской Федерацией и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки;

-реализация адресной поддержки субъектов Российской Федерации по базовым видам спорта.

На федеральном уровне в системе спортивной подготовки осуществляют деятельность, в том числе:

а) федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр подготовки спортивного резерва", обеспечивающее организационно-методическое руководство и координацию работы по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации;

б) федеральные государственные бюджетные профессиональные образовательные организации: УОРы, целью которых является в том числе создание условий для обеспечения непрерывной подготовки спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации в период их обучения в организации и прохождения спортивной подготовки [10].

Компетенция и задачи субъекта Российской Федерации в части организации и сопровождения спортивной подготовки включают в себя:

-определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта, в том числе по спортивной подготовке как по отдельному, приоритетному направлению деятельности;


-обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

-нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки на региональном уровне на основе федерального законодательства и используя данные Методические рекомендации;

-организацию научных исследований по направлению спортивной подготовки, в том числе поддержка федеральных экспериментальных площадок и организация региональных экспериментальных площадок;

-обеспечение деятельности государственных учреждений (бюджетных, автономных, казенных), являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе государственного задания;

-осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными субъектами Российской Федерации и осуществляющими спортивную подготовку, а также организациями, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, созданными без участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-реализацию адресной поддержки муниципальных образований, осуществляемой ими спортивной подготовки и подготовки спортивного резерва по перспективным видам спорта [11].

На уровне субъекта Российской Федерации в системе спортивной подготовки, как правило, осуществляют деятельность:

1) организации спортивной подготовки:

ЦСП (либо несколько ЦСП), осуществляющий (осуществляющие) формирование и подготовку спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации (в том числе юношеских, юниорских, молодежных составов), а также отвечающих за обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации;

СТЦ;

другие физкультурно-спортивные организации, к которым можно отнести физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, ранее являвшиеся образовательными организациями дополнительного образования и сохранившие традиционное название - спортивная школа, спортивная школа олимпийского резерва.

2) профессиональные образовательные организации и образовательные организации дополнительного образования:

УОР;

детско-юношеский центр физической культуры и спорта, отвечающий за организационно-методическое обеспечение спортивной подготовки в субъекте Российской Федерации и координацию деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку;


СДЮСШОР;

ДЮСШ по перспективным для субъекта Российской Федерации видам спорта;

ДЮСАШ.

Компетенция и задачи муниципального образования в части организации и сопровождения спортивной подготовки включают в себя:

-определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта, в том числе по спортивной подготовке как по отдельному, приоритетному направлению деятельности;

-нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки на муниципальном уровне на основе федерального и регионального законодательства и используя настоящие Методические рекомендации;

-обеспечение деятельности муниципальных учреждений, являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе муниципального задания;

-осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными муниципальными образованиями и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На муниципальном уровне в системе спортивной подготовки, как правило, осуществляют деятельность:

-муниципальные ДЮСШ (физкультурно-спортивные, физической подготовки, культурно-спортивные, спортивно-туристские, спортивно-досуговые и другие) клубы (центры);

-муниципальные учреждения, являющиеся организациями дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта (прежде всего ДЮСШ) [15].

1.2 Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 рабочих недель, – непосредственно в условиях спортивной школы, а также дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.


Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

Подготовка спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводится в соответствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допускается [3].

Программы подготовки спортсменов разрабатываются тренерами-преподавателями спортивных школ на основе типовых учебно-тренировочных программ и других программно-методических документов и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.

Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; порядок медицинского обеспечения учащихся; порядок повышения квалификации кадров; задачи в работе с родителями и общеобразовательной школой [5].

Раздел учебной работы должен включать в себя расчет количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году, распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп, утверждение программ подготовки спортсменов, расписание занятий, график участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, и т.д.