Файл: Детско-юношеская спортивная школа как объект управления СШОР по теннису Спартак.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность управления ДЮСШ
1.2 Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
1.3 Управление и самоуправление в спортивной школе
Глава 2. Особенности управления в СШОР «Спартак»
2.1 Характеристика СШОР «Спартак»
2.2 Анализ деятельности СШОР «Спартак»
2.3 Рекомендации по повышению эффективности системы управления образовательным учреждением
Введение
Актуальность темы работы. Управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.
Управление спортивной школой - это обоснованные действия администрации и специалистов, направленные на рациональное использование времени и сил тренеров - преподавателей и воспитанников в учебно-тренировочном процессе с целью углублённого освоения учебных программ по видам спорта, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору жизненной позиции.
Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности тренеров и воспитанников в учебной и воспитательной работе.
Цель работы: изучение детско-юношеской спортивной школы как объекта управления.
Объект исследования –СШОР «Спартак».
Предмет исследования –процесс управления ДЮСШ.
Задачи работы:
1. Рассмотреть систему управления спортивной подготовкой на федеральном уровне, уровнях субъектов и муниципалитетов Российской Федерации;
2. Выявить организацию учебно-тренировочного процесса в спортивных школах;
3. Рассмотреть управление и самоуправление в спортивной школе;
4. Дать характеристику СШОР «Спартак»;
5. Провести анализ деятельности СШОР «Спартак»;
6.Предложить рекомендации по повышению эффективности системы управления образовательным учреждением.
Методы исследования: анализ, индукция, дедукция, экспертные оценки и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность управления ДЮСШ
1.1 Система управления спортивной подготовкой на федеральном уровне, уровнях субъектов и муниципалитетов Российской Федерации
В компетенцию и задачи системы управления спортивной подготовкой на федеральном уровне входят:
-разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта в целом, в том числе реализация комплекса мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации;
-нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки, в том числе разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки;
-организация научных исследований по направлению спортивной подготовки, в том числе организация федеральных экспериментальных площадок;
-обеспечение деятельности федеральных учреждений являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе государственного задания;
-осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными Российской Федерацией и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки;
-реализация адресной поддержки субъектов Российской Федерации по базовым видам спорта.
На федеральном уровне в системе спортивной подготовки осуществляют деятельность, в том числе:
а) федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр подготовки спортивного резерва", обеспечивающее организационно-методическое руководство и координацию работы по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации;
б) федеральные государственные бюджетные профессиональные образовательные организации: УОРы, целью которых является в том числе создание условий для обеспечения непрерывной подготовки спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации в период их обучения в организации и прохождения спортивной подготовки [10].
Компетенция и задачи субъекта Российской Федерации в части организации и сопровождения спортивной подготовки включают в себя:
-определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта, в том числе по спортивной подготовке как по отдельному, приоритетному направлению деятельности;
-обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
-нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки на региональном уровне на основе федерального законодательства и используя данные Методические рекомендации;
-организацию научных исследований по направлению спортивной подготовки, в том числе поддержка федеральных экспериментальных площадок и организация региональных экспериментальных площадок;
-обеспечение деятельности государственных учреждений (бюджетных, автономных, казенных), являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе государственного задания;
-осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными субъектами Российской Федерации и осуществляющими спортивную подготовку, а также организациями, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, созданными без участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-реализацию адресной поддержки муниципальных образований, осуществляемой ими спортивной подготовки и подготовки спортивного резерва по перспективным видам спорта [11].
На уровне субъекта Российской Федерации в системе спортивной подготовки, как правило, осуществляют деятельность:
1) организации спортивной подготовки:
ЦСП (либо несколько ЦСП), осуществляющий (осуществляющие) формирование и подготовку спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации (в том числе юношеских, юниорских, молодежных составов), а также отвечающих за обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации;
другие физкультурно-спортивные организации, к которым можно отнести физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, ранее являвшиеся образовательными организациями дополнительного образования и сохранившие традиционное название - спортивная школа, спортивная школа олимпийского резерва.
2) профессиональные образовательные организации и образовательные организации дополнительного образования:
детско-юношеский центр физической культуры и спорта, отвечающий за организационно-методическое обеспечение спортивной подготовки в субъекте Российской Федерации и координацию деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
ДЮСШ по перспективным для субъекта Российской Федерации видам спорта;
Компетенция и задачи муниципального образования в части организации и сопровождения спортивной подготовки включают в себя:
-определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта, в том числе по спортивной подготовке как по отдельному, приоритетному направлению деятельности;
-нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки на муниципальном уровне на основе федерального и регионального законодательства и используя настоящие Методические рекомендации;
-обеспечение деятельности муниципальных учреждений, являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе муниципального задания;
-осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными муниципальными образованиями и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На муниципальном уровне в системе спортивной подготовки, как правило, осуществляют деятельность:
-муниципальные ДЮСШ (физкультурно-спортивные, физической подготовки, культурно-спортивные, спортивно-туристские, спортивно-досуговые и другие) клубы (центры);
-муниципальные учреждения, являющиеся организациями дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта (прежде всего ДЮСШ) [15].
1.2 Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.
Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 рабочих недель, – непосредственно в условиях спортивной школы, а также дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.
Подготовка спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводится в соответствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допускается [3].
Программы подготовки спортсменов разрабатываются тренерами-преподавателями спортивных школ на основе типовых учебно-тренировочных программ и других программно-методических документов и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.
Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; порядок медицинского обеспечения учащихся; порядок повышения квалификации кадров; задачи в работе с родителями и общеобразовательной школой [5].
Раздел учебной работы должен включать в себя расчет количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году, распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп, утверждение программ подготовки спортсменов, расписание занятий, график участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, и т.д.