Файл: Детско-юношеская спортивная школа как объект управления СШОР по теннису Спартак.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность управления ДЮСШ
1.2 Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
1.3 Управление и самоуправление в спортивной школе
Глава 2. Особенности управления в СШОР «Спартак»
2.1 Характеристика СШОР «Спартак»
2.2 Анализ деятельности СШОР «Спартак»
2.3 Рекомендации по повышению эффективности системы управления образовательным учреждением
Таким образом, охарактеризовав основные параметры и показатели СШОР необходимо проанализировать ее систему управления образовательным учреждением для выявления перспектив дальнейшего развития данного учреждения [2].
2.3 Рекомендации по повышению эффективности системы управления образовательным учреждением
Составляющим элементом процесса управления СШОР является учебная часть, целью деятельности которой является повышение производственной, творческой отдачи и активности тренеров - преподавателей, разработка и реализация программы развития учреждения.
В учебной части разрабатывается стратегия управления человеческими ресурсами СШОР: определяются перспективные ориентиры использования потенциала специалистов, его обновление и совершенствование, развитие мотивации.
При анализе деятельности СШОР выясняются некоторые проблемы с перераспределением должностных обязанностей между специалистами учреждения и необходимость постоянной информационной осведомленности руководящего состава относительно новейших тенденций в отраслевом законодательстве.
Здесь можно выделить следующие аспекты, касающиеся специалистов занимающихся работой по управлению персоналом СШОР.
- Необходимо постоянное повышение уровня квалификации.
- Четкое знание и понимание основных интересов спортивной школы.
- Вести активную работу с трудовым коллективом по доведению до осознания работниками необходимости решения стратегических задач.
- Принимать активное участие в планировании работы учреждения и реализации управленческих решений вышестоящего руководства.
Итак, грамотная, профессионально организованная система управления является важнейшей основой экономической эффективности работы СШОР [1].
Задача управления спортивной школой состоит в совмещении оценки финансовых, материальных и людских ресурсов учреждения, которая решается директором учреждения и его заместителями.
Можно выделить следующие цели эффективной организации управления СШОР:
обеспечение организации высокопрофессиональными и заинтересованными в результатах труда работниками;
оперативное доведение до каждого работника управленческих решений руководства;
максимальное использование материально – технической базы учреждения.
Цели управления спортивной школой можно достичь, если опираться на каждого тренера - преподавателя, при этом с каждым тренером должна проводиться кропотливая работа.
Эффективность работы управленческого аппарата значительно повышается, когда руководство фирмы проявляет заботу о людях; в результате повышается их жизненный тонус и психологический климат в коллективе [5].
Вместе с тем, необходимы стимулы, активирующие самообучение тренеров – преподавателей СШОР. Осуществление этого возможно путем:
- тестирования подготовки тренеров по базовым знаниям и по итогам обучения;
- мотивация по развитию индивидуальных качеств ответственности, инициативности, целеустремленности, креативности, работоспособности, трудолюбия, дисциплинированности;
- умения находить компромиссные решения, предвидеть, планировать, анализировать, быть готовым к риску, обладать стрессоустойчивостью;
- видеоигры, ролевых и деловых игр по совершенствованию коммуникативных навыков;
- использования в деятельности различных форм повышения качества навыков с целью профессиональной адаптации молодых специалистов к традициям учреждения;
- улучшения служебного этикета и культуры своего учреждения, способствующих позитивным процессам самоорганизации.
Одной из основных функций любой системы управления образовательным учреждением является функция контроля. В СШОР функция контроля реализуется за счет средств авторитета руководителя и его заместителей и в результате анализа реализации функции контроля в спортивной школе была выявлена объективная необходимость ее доработки и доведения до требований современного образовательного менеджмента [9].
В практике управления существует своего рода технология контроля. Однако какая бы технология контроля ни применялась, конечная цель его состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели образовательного учреждения.
Особо большое значение в спортивной школе имеет функция координации трудовой деятельностью тренеров - преподавателей. Сущность функции координации заключается в работе отделений по видам спорта, руководителей и тренеров и устранение помех и отклонений от заданного режима учебно – тренировочной деятельности.
Технология контроля
Соответствие нормам контроля:
-этические;
-правовые;
-производственные.
Определение объема и области контроля:
-полный, сплошной, эпизодический, выборный;
-финансовый, качество продукции.
Выбор концепции контроля:
-система, процесс или частные проверки;
-предмет и цель контроля;
-контролирующий орган.
Определение цели контроля:
-целесообразность;
-правильность;
-регулярность;
-эффективность.
Выбор методов контроля:
-предварительный;
-текущий;
-заключительный.
Данная статья посвящена проблеме совершенствования следственной деятельности. Решая проблемы по совершенствованию следственной деятельности следователь прямо связан с поиском возможностей более эффективного использования в практической деятельности. Для того чтобы иметь четкое представление о своей цели, следователь для ее достижения должен оперировать имеющейся информацией и с учетом знаний содержания обстановки и условий деятельности выбирать средства и способы решения тактических задач. Поисково-познавательная деятельность следователя, направленная на раскрытие и расследование преступлений, как и любой иной вид деятельности, обладает определенной целью. Чтобы достичь этой цели, от следователя требуется организационное влияние на правильный выбор направления хода и содержания расследования. В ходе исследований оцениваются самые различные показатели и их влияние на достижение заданной цели — раскрытия и расследования преступления в короткий (заданный) срок. Происходит это либо в силу криминалистической безграмотности лиц, осуществляющих расследование, либо в результате пренебрежения принципами и рекомендациями науки криминалистики. Решение проблемы совершенствования следственной и оперативной деятельности непосредственно связано с использованием в практической деятельности достижений криминалистики. Сопоставляя изложенное с обязанностью следователя решать вопрос по определению им хода и направления расследования, обратимся к содержанию теоретического обеспечения осуществления этой его функции. Необходим анализ практического использования научных разработок, целью которого является повышение эффективности работы. Результаты такого анализа будут способствовать выявлению внутренних и внешних связей в системе следственных действий и мероприятий, помогут вскрыть основные причины успехов и неудач, научно обосновать пути повышения эффективности указанной деятельности. Известно, то при расследовании достижение правовых целей обусловливает в первую очередь определение направления расследования, а также оценки достигнутых результатов путем анализа сложившейся ситуации, которую определяют как положение, совокупность обстоятельств. Понятие следственной ситуации в качестве категории, касающейся криминалистики, не но во, оно отражает сложившуюся на определенный момент расследования совокупность материальных, информационных и иных факторов, которые обусловливают основные направления расследования, принятие решений и выбор способов действий. Р. С. Белкин определил следственную ситуацию как объект тактического воздействия субъекта расследования на объекты живой и неживой природы (а не на информацию, находящуюся в его распоряжении) к результатам процесса расследования. Таким образом, следователь должен воспринимать объективно сложившуюся ситуацию, для того чтобы иметь возможность анализировать ее содержание и определять задачи и направление расследования. Чтобы правильно понимать цель и определить пути ее достижения в ходе расследования преступления, следователь изучает имеющуюся по уголовному делу информацию (в том числе и предоставленную сотрудником оперативного подразделения), после чего, исходя из полученных сведений о содержании обстановки и условий деятельности, определяет средства и способы решения тактических задач. Необходимо учитывать, что следственная ситуация постоянно изменяется. Любые новые сведения, полученные в ходе расследования преступления, вносят изменения и в следственную ситуацию. Следователь принимает тактические решения, базой для которых являются следственные ситуации, что позволяет ему запланировать необходимые для их разрешения меры и определить тактику их осуществления. Каждая следственная ситуация требует выдвижения конкретных задач на каждом этапе расследования, определенных действий по их решению. Важно отметить, что главная цель любого исследования в криминалистике — это повышение эффективности решения задач, связанных с раскрытием и расследованием преступлений. Успешному выполнению данных задач способствует всесторонний анализ, направленный на выделение и оценку признаков, свойств и показателей следственной ситуации. Ситуацию, связанную с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, можно классифицировать по трем направлениям: — по источникам, составляющим основание для дела; — по объему и характеру исходных данных, способных выступать доказательствами о событии преступления и лице (лицах), его совершившем; — по уровню организации совместной деятельности следственных и экспертных подразделений. Основное содержание выводов — правильная, обоснованная постановка задач. Правильно сформулированные и обоснованно поставленные конкретные задачи при оценке ситуации в процессе расследования, несомненно, повышают точность принимаемых решений. Следует согласиться с мнением Р. С. Белкина, что анализ следственной ситуации, сбор и обработка информации о ней приводят к выбору цели, на достижение которой направляется тактическое решение. Выбор цели позволяет принять собственно решение, т. е. определить приемы и средства решения задачи. Полезная информация, имеющаяся у следствия, при наличии прочих положительных условий позволяет успешно разрешить проблемную ситуацию. Помимо сведений, полученных следственным и оперативным путем (фактические данные по делу), к полезной информации относятся данные, составляющие так называемые фоновые знания следователя, в которых значительную часть составляют знания, полученные в результате опыта. От объема стоящих задач, которые в свою очередь можно разделить на простые и сложные, зависят и методы принятия тактических решений, а также и сами эти решения, направленные на их выполнение. Критерием разграничения является информационная определенность. Противоречивое отношение между криминалистической ситуацией и целью решения (действия) порождает задачу. Правовые цели определены уголовно-процессуальным законодательством и являются теми самыми «обстоятельствами, подлежащими установлению». Несовпадение тактических целей с результатами действий, правовыми целями и порождают следственные ситуации. Таким образом, тактическая задача — это часть процесса расследования, отражающая отношение между ситуацией и тактической целью, определяющая способ действия. Оценка ситуации через информацию, т. е. то, что составляет представление о ней, с учетом правовых целей, представляемых нам криминалистической характеристикой преступления, определяет подлежащие решению тактические задачи. Как следует из изложенного, информационная сущность следственной ситуации состоит в выявленном соотношении тактических задач и правовых целей. Проблему совершенствования деятельности по можно решить не только в ходе дальнейшего поиска более совершенных научных методов ее осуществления, но и путем улучшения самим следователем (дознавателем) организации своей работы. Рассмотренное выше теоретическое содержание дает возможность заинтересованным лицам при соответствующем осмыслении приспособить его к конкретным актам практической деятельности и позволяет превратить научные положения в эффективные инструменты такой деятельности. Как видим, совокупность алгоритмов и реализация в форме определенных программ решений стратегических задач составляют технологию расследования. Вариант технологии действий, определяющих ход расследования, можно представить следующим образом: — определить предмет расследования на основе типовых сведений об обстоятельствах, которые подлежат установлению, криминалистическую характеристику преступления, т. е. сформировать правовую модель цели расследования; — проанализировать следственную ситуацию, чтобы определить первоначальные задачи расследования путем сопоставления имеющейся информационно-доказательственной базы с правовой моделью цели расследования; — разработать с учетом значимости под каждую задачу расследования следственные версии; — проверить версии посредством выведения из них логических следствий и формулирования обстоятельств (тактические задачи), подлежащих проверке путем следственных действий. Данный вариант не является сложным и невыполнимым в практической деятельности, связанной с расследованием преступлений. Превратить его в инструмент профессионала можно в кратчайшие сроки путем приобретения соответствующих умений и навыков. Применение представленной технологии имеет большое значение. Ее использование поможет обеспечению целенаправленного, конкретного характера деятельности преступлений, сосредоточению основных усилий на решении наиболее актуальных задач расследования, обеспечению согласованной деятельности сотрудников, действующих в составе следственной или следственно-оперативной группы, повышению ответственности за выполняемую работу, эффективности контроля и оценки деятельности по выполнению задач расследования.
Рисунок 6 - Технология контроля
Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков учебно – тренировочных занятий, внесения в них корректив, согласования работы между тренерами – преподавателями и руководителями спортивной школы.
Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение.
В целом можно отметить, что эффективность управления спортивной школой – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления СШОР – это результат достижения уставных целей поставленных учредителем перед школой [17].
От того, насколько полно, целесообразно, реально и конкретно распределены функциональные и должностные обязанности между руководителями спортивной школы, зависит эффективность управляющей системы, а, следовательно, и жизнедеятельности школы в целом. Необходимо развить практику постоянного руковдства администрации спортивной школы учебно-тренировочным процессом на основе технологического подхода. Управленческая деятельность СШОР может быть представлена в виде технологической цепочки.
Диагностика
(анализ деятельности школы, педагогической ситуации, выход на проблемно-ориентированный анализ)
Целеполагание
(отдаленные и близкие цели или блок операционно-поставленных целей)
Прогнозирование
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития вероятных проблем, путей и средств их решения, возможных последствий)
Конструирование
(разработка основных направлений, конкретного содержания деятельности)
Педагогическая коммуникация
(общение, отношения, адресные рекомендации, информационное воздействие, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)
Организация
(концентрация усилий, распределение ролей, создание ситуации успеха, положительной мотивации, стимулирование деятельности, выбор инструментария)
Результат
(сравнимый с прогнозируемым и затратами)
Диагностика
(контроль, оценка)
Коррекция, регулирование
Данная статья посвящена проблеме совершенствования следственной деятельности. Решая проблемы по совершенствованию следственной деятельности следователь прямо связан с поиском возможностей более эффективного использования в практической деятельности. Для того чтобы иметь четкое представление о своей цели, следователь для ее достижения должен оперировать имеющейся информацией и с учетом знаний содержания обстановки и условий деятельности выбирать средства и способы решения тактических задач. Поисково-познавательная деятельность следователя, направленная на раскрытие и расследование преступлений, как и любой иной вид деятельности, обладает определенной целью. Чтобы достичь этой цели, от следователя требуется организационное влияние на правильный выбор направления хода и содержания расследования. В ходе исследований оцениваются самые различные показатели и их влияние на достижение заданной цели — раскрытия и расследования преступления в короткий (заданный) срок. Происходит это либо в силу криминалистической безграмотности лиц, осуществляющих расследование, либо в результате пренебрежения принципами и рекомендациями науки криминалистики. Решение проблемы совершенствования следственной и оперативной деятельности непосредственно связано с использованием в практической деятельности достижений криминалистики. Сопоставляя изложенное с обязанностью следователя решать вопрос по определению им хода и направления расследования, обратимся к содержанию теоретического обеспечения осуществления этой его функции. Необходим анализ практического использования научных разработок, целью которого является повышение эффективности работы. Результаты такого анализа будут способствовать выявлению внутренних и внешних связей в системе следственных действий и мероприятий, помогут вскрыть основные причины успехов и неудач, научно обосновать пути повышения эффективности указанной деятельности. Известно, то при расследовании достижение правовых целей обусловливает в первую очередь определение направления расследования, а также оценки достигнутых результатов путем анализа сложившейся ситуации, которую определяют как положение, совокупность обстоятельств. Понятие следственной ситуации в качестве категории, касающейся криминалистики, не но во, оно отражает сложившуюся на определенный момент расследования совокупность материальных, информационных и иных факторов, которые обусловливают основные направления расследования, принятие решений и выбор способов действий. Р. С. Белкин определил следственную ситуацию как объект тактического воздействия субъекта расследования на объекты живой и неживой природы (а не на информацию, находящуюся в его распоряжении) к результатам процесса расследования. Таким образом, следователь должен воспринимать объективно сложившуюся ситуацию, для того чтобы иметь возможность анализировать ее содержание и определять задачи и направление расследования. Чтобы правильно понимать цель и определить пути ее достижения в ходе расследования преступления, следователь изучает имеющуюся по уголовному делу информацию (в том числе и предоставленную сотрудником оперативного подразделения), после чего, исходя из полученных сведений о содержании обстановки и условий деятельности, определяет средства и способы решения тактических задач. Необходимо учитывать, что следственная ситуация постоянно изменяется. Любые новые сведения, полученные в ходе расследования преступления, вносят изменения и в следственную ситуацию. Следователь принимает тактические решения, базой для которых являются следственные ситуации, что позволяет ему запланировать необходимые для их разрешения меры и определить тактику их осуществления. Каждая следственная ситуация требует выдвижения конкретных задач на каждом этапе расследования, определенных действий по их решению. Важно отметить, что главная цель любого исследования в криминалистике — это повышение эффективности решения задач, связанных с раскрытием и расследованием преступлений. Успешному выполнению данных задач способствует всесторонний анализ, направленный на выделение и оценку признаков, свойств и показателей следственной ситуации. Ситуацию, связанную с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, можно классифицировать по трем направлениям: — по источникам, составляющим основание для дела; — по объему и характеру исходных данных, способных выступать доказательствами о событии преступления и лице (лицах), его совершившем; — по уровню организации совместной деятельности следственных и экспертных подразделений. Основное содержание выводов — правильная, обоснованная постановка задач. Правильно сформулированные и обоснованно поставленные конкретные задачи при оценке ситуации в процессе расследования, несомненно, повышают точность принимаемых решений. Следует согласиться с мнением Р. С. Белкина, что анализ следственной ситуации, сбор и обработка информации о ней приводят к выбору цели, на достижение которой направляется тактическое решение. Выбор цели позволяет принять собственно решение, т. е. определить приемы и средства решения задачи. Полезная информация, имеющаяся у следствия, при наличии прочих положительных условий позволяет успешно разрешить проблемную ситуацию. Помимо сведений, полученных следственным и оперативным путем (фактические данные по делу), к полезной информации относятся данные, составляющие так называемые фоновые знания следователя, в которых значительную часть составляют знания, полученные в результате опыта. От объема стоящих задач, которые в свою очередь можно разделить на простые и сложные, зависят и методы принятия тактических решений, а также и сами эти решения, направленные на их выполнение. Критерием разграничения является информационная определенность. Противоречивое отношение между криминалистической ситуацией и целью решения (действия) порождает задачу. Правовые цели определены уголовно-процессуальным законодательством и являются теми самыми «обстоятельствами, подлежащими установлению». Несовпадение тактических целей с результатами действий, правовыми целями и порождают следственные ситуации. Таким образом, тактическая задача — это часть процесса расследования, отражающая отношение между ситуацией и тактической целью, определяющая способ действия. Оценка ситуации через информацию, т. е. то, что составляет представление о ней, с учетом правовых целей, представляемых нам криминалистической характеристикой преступления, определяет подлежащие решению тактические задачи. Как следует из изложенного, информационная сущность следственной ситуации состоит в выявленном соотношении тактических задач и правовых целей. Проблему совершенствования деятельности по можно решить не только в ходе дальнейшего поиска более совершенных научных методов ее осуществления, но и путем улучшения самим следователем (дознавателем) организации своей работы. Рассмотренное выше теоретическое содержание дает возможность заинтересованным лицам при соответствующем осмыслении приспособить его к конкретным актам практической деятельности и позволяет превратить научные положения в эффективные инструменты такой деятельности. Как видим, совокупность алгоритмов и реализация в форме определенных программ решений стратегических задач составляют технологию расследования. Вариант технологии действий, определяющих ход расследования, можно представить следующим образом: — определить предмет расследования на основе типовых сведений об обстоятельствах, которые подлежат установлению, криминалистическую характеристику преступления, т. е. сформировать правовую модель цели расследования; — проанализировать следственную ситуацию, чтобы определить первоначальные задачи расследования путем сопоставления имеющейся информационно-доказательственной базы с правовой моделью цели расследования; — разработать с учетом значимости под каждую задачу расследования следственные версии; — проверить версии посредством выведения из них логических следствий и формулирования обстоятельств (тактические задачи), подлежащих проверке путем следственных действий. Данный вариант не является сложным и невыполнимым в практической деятельности, связанной с расследованием преступлений. Превратить его в инструмент профессионала можно в кратчайшие сроки путем приобретения соответствующих умений и навыков. Применение представленной технологии имеет большое значение. Ее использование поможет обеспечению целенаправленного, конкретного характера деятельности преступлений, сосредоточению основных усилий на решении наиболее актуальных задач расследования, обеспечению согласованной деятельности сотрудников, действующих в составе следственной или следственно-оперативной группы, повышению ответственности за выполняемую работу, эффективности контроля и оценки деятельности по выполнению задач расследования.
Рисунок 7- Управленческая деятельность СШОР
Успешное управление спортивной школой – это управление целенаправленным движением коллектива СШОР от решения простых, оперативных и доступных задач к решению более сложных, стратегических целей и задач.
Повышение эффективности управления спортивной школой необходимо начинать с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководители СШОР должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.
Также к основным направлениям повышения эффективности реализации организационно-исполнительской функции в СШОР нужно отнести реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно – тренировочной деятельности воспитанников; практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри отделений и между тренерами - преподавателями; рациональную организацию труда; формирование относительно автономных систем внутришкольного управления.
Для эффективного управления спортивной школой руководителям необходимо знать, что является критериями ее успешности или, наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, так как неверно выбранные показатели не позволяют достичь результатов, которые определены целью.
Таким образом, выявив и определив рекомендации по повышению эффективности управления СШОР и выделив критериальный комплекс, конкретизированный в важнейших показателях, было показано, что существует объективная необходимость доведения системы управления школы до требований современного образовательного менеджмента [4].
Заключение
Система управления СШОР - это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
В практике работы спортивной школы учитываются как общие, так и специфические принципы управления. К специфическим принципам относятся: сочетание интересов детского и взрослого коллективов, педагогическая направленность управленческой деятельности в школе, принцип нормативности, принцип объективности, единство педагогических позиций, сочетание государственных и общественных начал.