Файл: Детско-юношеская спортивная школа как объект управления СШОР по теннису Спартак.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность управления ДЮСШ
1.2 Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
1.3 Управление и самоуправление в спортивной школе
Глава 2. Особенности управления в СШОР «Спартак»
2.1 Характеристика СШОР «Спартак»
2.2 Анализ деятельности СШОР «Спартак»
2.3 Рекомендации по повышению эффективности системы управления образовательным учреждением
на этапе начальной подготовки:
- определение уровня потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта (тестирование двигательной подготовленности);
- рост индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
- уровень освоения основ технике в избранном виде спорта.
на учебно-тренировочном этапе:
- уровень физической подготовленности обучающихся и состояние здоровья;
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.
на этапе спортивного совершенствования:
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- зачисление обучающихся СШОР в Государственные училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства [14].
1 сентября утверждается режим работы школы, согласно которого деятельность СШОР осуществляется в режиме 6 дневной рабочей недели. Работа тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования спортивной направленности ведется согласно расписания учебно-тренировочных занятий, утвержденного администрацией СШОР. Администрация школы осуществляет контроль за выполнением учебных программ по видам спорта, содержанием и эффективностью учебно-тренировочных занятий, соблюдением требований безопасности учебных занятий. Планирование воспитательной работы в СШОР осуществляется в следующих формах: план воспитательной работы по годам обучения, годовой план воспитательной работы, календарный (помесячный) план воспитательной работы и план воспитательной работы тренера. План включает следующие примерные темы бесед с юными спортсменами: спорт и труд; спорт и учеба; о дисциплине, долге, чести; о коллективе, дружбе, товариществе; о воле и мужестве; о внешней и внутренней красоте человека; о чести и достоинстве спортсмена. Учет эффективности воспитательной работы в СШОР осуществляется путем педагогических наблюдений, изучения письменных материалов и записей данных учета.
Данная статья посвящена проблеме совершенствования следственной деятельности. Решая проблемы по совершенствованию следственной деятельности следователь прямо связан с поиском возможностей более эффективного использования в практической деятельности. Для того чтобы иметь четкое представление о своей цели, следователь для ее достижения должен оперировать имеющейся информацией и с учетом знаний содержания обстановки и условий деятельности выбирать средства и способы решения тактических задач. Поисково-познавательная деятельность следователя, направленная на раскрытие и расследование преступлений, как и любой иной вид деятельности, обладает определенной целью. Чтобы достичь этой цели, от следователя требуется организационное влияние на правильный выбор направления хода и содержания расследования. В ходе исследований оцениваются самые различные показатели и их влияние на достижение заданной цели — раскрытия и расследования преступления в короткий (заданный) срок. Происходит это либо в силу криминалистической безграмотности лиц, осуществляющих расследование, либо в результате пренебрежения принципами и рекомендациями науки криминалистики. Решение проблемы совершенствования следственной и оперативной деятельности непосредственно связано с использованием в практической деятельности достижений криминалистики. Сопоставляя изложенное с обязанностью следователя решать вопрос по определению им хода и направления расследования, обратимся к содержанию теоретического обеспечения осуществления этой его функции. Необходим анализ практического использования научных разработок, целью которого является повышение эффективности работы. Результаты такого анализа будут способствовать выявлению внутренних и внешних связей в системе следственных действий и мероприятий, помогут вскрыть основные причины успехов и неудач, научно обосновать пути повышения эффективности указанной деятельности. Известно, то при расследовании достижение правовых целей обусловливает в первую очередь определение направления расследования, а также оценки достигнутых результатов путем анализа сложившейся ситуации, которую определяют как положение, совокупность обстоятельств. Понятие следственной ситуации в качестве категории, касающейся криминалистики, не но во, оно отражает сложившуюся на определенный момент расследования совокупность материальных, информационных и иных факторов, которые обусловливают основные направления расследования, принятие решений и выбор способов действий. Р. С. Белкин определил следственную ситуацию как объект тактического воздействия субъекта расследования на объекты живой и неживой природы (а не на информацию, находящуюся в его распоряжении) к результатам процесса расследования. Таким образом, следователь должен воспринимать объективно сложившуюся ситуацию, для того чтобы иметь возможность анализировать ее содержание и определять задачи и направление расследования. Чтобы правильно понимать цель и определить пути ее достижения в ходе расследования преступления, следователь изучает имеющуюся по уголовному делу информацию (в том числе и предоставленную сотрудником оперативного подразделения), после чего, исходя из полученных сведений о содержании обстановки и условий деятельности, определяет средства и способы решения тактических задач. Необходимо учитывать, что следственная ситуация постоянно изменяется. Любые новые сведения, полученные в ходе расследования преступления, вносят изменения и в следственную ситуацию. Следователь принимает тактические решения, базой для которых являются следственные ситуации, что позволяет ему запланировать необходимые для их разрешения меры и определить тактику их осуществления. Каждая следственная ситуация требует выдвижения конкретных задач на каждом этапе расследования, определенных действий по их решению. Важно отметить, что главная цель любого исследования в криминалистике — это повышение эффективности решения задач, связанных с раскрытием и расследованием преступлений. Успешному выполнению данных задач способствует всесторонний анализ, направленный на выделение и оценку признаков, свойств и показателей следственной ситуации. Ситуацию, связанную с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, можно классифицировать по трем направлениям: — по источникам, составляющим основание для дела; — по объему и характеру исходных данных, способных выступать доказательствами о событии преступления и лице (лицах), его совершившем; — по уровню организации совместной деятельности следственных и экспертных подразделений. Основное содержание выводов — правильная, обоснованная постановка задач. Правильно сформулированные и обоснованно поставленные конкретные задачи при оценке ситуации в процессе расследования, несомненно, повышают точность принимаемых решений. Следует согласиться с мнением Р. С. Белкина, что анализ следственной ситуации, сбор и обработка информации о ней приводят к выбору цели, на достижение которой направляется тактическое решение. Выбор цели позволяет принять собственно решение, т. е. определить приемы и средства решения задачи. Полезная информация, имеющаяся у следствия, при наличии прочих положительных условий позволяет успешно разрешить проблемную ситуацию. Помимо сведений, полученных следственным и оперативным путем (фактические данные по делу), к полезной информации относятся данные, составляющие так называемые фоновые знания следователя, в которых значительную часть составляют знания, полученные в результате опыта. От объема стоящих задач, которые в свою очередь можно разделить на простые и сложные, зависят и методы принятия тактических решений, а также и сами эти решения, направленные на их выполнение. Критерием разграничения является информационная определенность. Противоречивое отношение между криминалистической ситуацией и целью решения (действия) порождает задачу. Правовые цели определены уголовно-процессуальным законодательством и являются теми самыми «обстоятельствами, подлежащими установлению». Несовпадение тактических целей с результатами действий, правовыми целями и порождают следственные ситуации. Таким образом, тактическая задача — это часть процесса расследования, отражающая отношение между ситуацией и тактической целью, определяющая способ действия. Оценка ситуации через информацию, т. е. то, что составляет представление о ней, с учетом правовых целей, представляемых нам криминалистической характеристикой преступления, определяет подлежащие решению тактические задачи. Как следует из изложенного, информационная сущность следственной ситуации состоит в выявленном соотношении тактических задач и правовых целей. Проблему совершенствования деятельности по можно решить не только в ходе дальнейшего поиска более совершенных научных методов ее осуществления, но и путем улучшения самим следователем (дознавателем) организации своей работы. Рассмотренное выше теоретическое содержание дает возможность заинтересованным лицам при соответствующем осмыслении приспособить его к конкретным актам практической деятельности и позволяет превратить научные положения в эффективные инструменты такой деятельности. Как видим, совокупность алгоритмов и реализация в форме определенных программ решений стратегических задач составляют технологию расследования. Вариант технологии действий, определяющих ход расследования, можно представить следующим образом: — определить предмет расследования на основе типовых сведений об обстоятельствах, которые подлежат установлению, криминалистическую характеристику преступления, т. е. сформировать правовую модель цели расследования; — проанализировать следственную ситуацию, чтобы определить первоначальные задачи расследования путем сопоставления имеющейся информационно-доказательственной базы с правовой моделью цели расследования; — разработать с учетом значимости под каждую задачу расследования следственные версии; — проверить версии посредством выведения из них логических следствий и формулирования обстоятельств (тактические задачи), подлежащих проверке путем следственных действий. Данный вариант не является сложным и невыполнимым в практической деятельности, связанной с расследованием преступлений. Превратить его в инструмент профессионала можно в кратчайшие сроки путем приобретения соответствующих умений и навыков. Применение представленной технологии имеет большое значение. Ее использование поможет обеспечению целенаправленного, конкретного характера деятельности преступлений, сосредоточению основных усилий на решении наиболее актуальных задач расследования, обеспечению согласованной деятельности сотрудников, действующих в составе следственной или следственно-оперативной группы, повышению ответственности за выполняемую работу, эффективности контроля и оценки деятельности по выполнению задач расследования.
Рисунок 5- Кадровый потенциал СШОР «Спартак»
Контроль за программно-методическим обеспечением СШОР показал, что типовые программы по видам спорта не всегда соответствуют современным требованиям (разделы «Теоретическая подготовка», «Контрольно-переводные нормативы», «Контроль и самоконтроль», блок воспитательной работы), что негативно сказывается на эффективности образовательного процесса. Программы, реализуемые в СШОР, в основном направлены на удовлетворение биологических потребностей детей в физической активности в выбранном виде спортивной деятельности, достижении высоких спортивных результатов и слабо ориентированы на воспитание у занимающихся ценностей здорового образа жизни, развитие личностей, ориентированных на систематические занятия физической культурой. Анализ итогов учебно-тренировочной деятельности показал, что недостаточно выражена динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся, есть резервы для повышения уровня освоения основ техники видов спорта, более полного освоения образовательных программ. Уровень компетентности и подготовки работников СШОР достаточен для обеспечения квалифицированного ведения образовательного процесса. Отлажена система повышения квалификации профессионального мастерства работников отдела (курсы, семинары, в том числе судейские, Мастер-классы, открытые занятия) [18].
Таблица 2
Сильные и слабые стороны СШОР «Спартак»
СШОР «Спартак» |
Сильные стороны ОО |
Слабые стороны ОО |
|
В школе работает профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту; С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии на тренировках; Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу. |
При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС; Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции); У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС; Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников; Не все спортивные секции обеспечены нужным инвентарем для занятий. |
||
Внешние возможности |
Просветительская работа педагогов на темы здоровьесбережения, тренерской, проектной и исследовательской деятельности. Использование технологий по сбережению здоровья во время секций. Регулярно проводимые методические объединения; Коллектив профессиональный, в нем четко отработана практика наставничества по передаче знаний от опытных педагогов молодым специалистам Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом. |
Стратегия при сопоставлении сильных сторон и внешних возможностей (СС и ВВ) Использование технологий по сбережению здоровья во время секций |
Стратегия при сопоставлении СЛ и ВВ Привлечение родительской общественности |
Внешние угрозы |
Финансирование системы образования, территориальное положение школы, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей, тренеров – мастеров спорта для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией (не всегда выделяется транспорт на поездку на различные первенства; не по всем видам спорта могут проводить областные первенства ДЮСШ, так как нет инвентаря). Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения (строительство бассейна, крытого катка, стадиона). Отсутствие собственного методического кабинета (по ГТО растет число желающих, но класса нет, приходится в других школах просить кабинет). |
Стратегия при сопоставлении СС и ВУ Просветительская работа педагогов на уровне методических объединений школы и муниципалитета |
Стратегия при сопоставлении СЛ и ВУ Привлечение профессионалов, консультантов, научных деятелей, тренеров – мастеров спорта для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией |
Данная статья посвящена проблеме совершенствования следственной деятельности. Решая проблемы по совершенствованию следственной деятельности следователь прямо связан с поиском возможностей более эффективного использования в практической деятельности. Для того чтобы иметь четкое представление о своей цели, следователь для ее достижения должен оперировать имеющейся информацией и с учетом знаний содержания обстановки и условий деятельности выбирать средства и способы решения тактических задач. Поисково-познавательная деятельность следователя, направленная на раскрытие и расследование преступлений, как и любой иной вид деятельности, обладает определенной целью. Чтобы достичь этой цели, от следователя требуется организационное влияние на правильный выбор направления хода и содержания расследования. В ходе исследований оцениваются самые различные показатели и их влияние на достижение заданной цели — раскрытия и расследования преступления в короткий (заданный) срок. Происходит это либо в силу криминалистической безграмотности лиц, осуществляющих расследование, либо в результате пренебрежения принципами и рекомендациями науки криминалистики. Решение проблемы совершенствования следственной и оперативной деятельности непосредственно связано с использованием в практической деятельности достижений криминалистики. Сопоставляя изложенное с обязанностью следователя решать вопрос по определению им хода и направления расследования, обратимся к содержанию теоретического обеспечения осуществления этой его функции. Необходим анализ практического использования научных разработок, целью которого является повышение эффективности работы. Результаты такого анализа будут способствовать выявлению внутренних и внешних связей в системе следственных действий и мероприятий, помогут вскрыть основные причины успехов и неудач, научно обосновать пути повышения эффективности указанной деятельности. Известно, то при расследовании достижение правовых целей обусловливает в первую очередь определение направления расследования, а также оценки достигнутых результатов путем анализа сложившейся ситуации, которую определяют как положение, совокупность обстоятельств. Понятие следственной ситуации в качестве категории, касающейся криминалистики, не но во, оно отражает сложившуюся на определенный момент расследования совокупность материальных, информационных и иных факторов, которые обусловливают основные направления расследования, принятие решений и выбор способов действий. Р. С. Белкин определил следственную ситуацию как объект тактического воздействия субъекта расследования на объекты живой и неживой природы (а не на информацию, находящуюся в его распоряжении) к результатам процесса расследования. Таким образом, следователь должен воспринимать объективно сложившуюся ситуацию, для того чтобы иметь возможность анализировать ее содержание и определять задачи и направление расследования. Чтобы правильно понимать цель и определить пути ее достижения в ходе расследования преступления, следователь изучает имеющуюся по уголовному делу информацию (в том числе и предоставленную сотрудником оперативного подразделения), после чего, исходя из полученных сведений о содержании обстановки и условий деятельности, определяет средства и способы решения тактических задач. Необходимо учитывать, что следственная ситуация постоянно изменяется. Любые новые сведения, полученные в ходе расследования преступления, вносят изменения и в следственную ситуацию. Следователь принимает тактические решения, базой для которых являются следственные ситуации, что позволяет ему запланировать необходимые для их разрешения меры и определить тактику их осуществления. Каждая следственная ситуация требует выдвижения конкретных задач на каждом этапе расследования, определенных действий по их решению. Важно отметить, что главная цель любого исследования в криминалистике — это повышение эффективности решения задач, связанных с раскрытием и расследованием преступлений. Успешному выполнению данных задач способствует всесторонний анализ, направленный на выделение и оценку признаков, свойств и показателей следственной ситуации. Ситуацию, связанную с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, можно классифицировать по трем направлениям: — по источникам, составляющим основание для дела; — по объему и характеру исходных данных, способных выступать доказательствами о событии преступления и лице (лицах), его совершившем; — по уровню организации совместной деятельности следственных и экспертных подразделений. Основное содержание выводов — правильная, обоснованная постановка задач. Правильно сформулированные и обоснованно поставленные конкретные задачи при оценке ситуации в процессе расследования, несомненно, повышают точность принимаемых решений. Следует согласиться с мнением Р. С. Белкина, что анализ следственной ситуации, сбор и обработка информации о ней приводят к выбору цели, на достижение которой направляется тактическое решение. Выбор цели позволяет принять собственно решение, т. е. определить приемы и средства решения задачи. Полезная информация, имеющаяся у следствия, при наличии прочих положительных условий позволяет успешно разрешить проблемную ситуацию. Помимо сведений, полученных следственным и оперативным путем (фактические данные по делу), к полезной информации относятся данные, составляющие так называемые фоновые знания следователя, в которых значительную часть составляют знания, полученные в результате опыта. От объема стоящих задач, которые в свою очередь можно разделить на простые и сложные, зависят и методы принятия тактических решений, а также и сами эти решения, направленные на их выполнение. Критерием разграничения является информационная определенность. Противоречивое отношение между криминалистической ситуацией и целью решения (действия) порождает задачу. Правовые цели определены уголовно-процессуальным законодательством и являются теми самыми «обстоятельствами, подлежащими установлению». Несовпадение тактических целей с результатами действий, правовыми целями и порождают следственные ситуации. Таким образом, тактическая задача — это часть процесса расследования, отражающая отношение между ситуацией и тактической целью, определяющая способ действия. Оценка ситуации через информацию, т. е. то, что составляет представление о ней, с учетом правовых целей, представляемых нам криминалистической характеристикой преступления, определяет подлежащие решению тактические задачи. Как следует из изложенного, информационная сущность следственной ситуации состоит в выявленном соотношении тактических задач и правовых целей. Проблему совершенствования деятельности по можно решить не только в ходе дальнейшего поиска более совершенных научных методов ее осуществления, но и путем улучшения самим следователем (дознавателем) организации своей работы. Рассмотренное выше теоретическое содержание дает возможность заинтересованным лицам при соответствующем осмыслении приспособить его к конкретным актам практической деятельности и позволяет превратить научные положения в эффективные инструменты такой деятельности. Как видим, совокупность алгоритмов и реализация в форме определенных программ решений стратегических задач составляют технологию расследования. Вариант технологии действий, определяющих ход расследования, можно представить следующим образом: — определить предмет расследования на основе типовых сведений об обстоятельствах, которые подлежат установлению, криминалистическую характеристику преступления, т. е. сформировать правовую модель цели расследования; — проанализировать следственную ситуацию, чтобы определить первоначальные задачи расследования путем сопоставления имеющейся информационно-доказательственной базы с правовой моделью цели расследования; — разработать с учетом значимости под каждую задачу расследования следственные версии; — проверить версии посредством выведения из них логических следствий и формулирования обстоятельств (тактические задачи), подлежащих проверке путем следственных действий. Данный вариант не является сложным и невыполнимым в практической деятельности, связанной с расследованием преступлений. Превратить его в инструмент профессионала можно в кратчайшие сроки путем приобретения соответствующих умений и навыков. Применение представленной технологии имеет большое значение. Ее использование поможет обеспечению целенаправленного, конкретного характера деятельности преступлений, сосредоточению основных усилий на решении наиболее актуальных задач расследования, обеспечению согласованной деятельности сотрудников, действующих в составе следственной или следственно-оперативной группы, повышению ответственности за выполняемую работу, эффективности контроля и оценки деятельности по выполнению задач расследования.
Данная статья посвящена проблеме совершенствования следственной деятельности. Решая проблемы по совершенствованию следственной деятельности следователь прямо связан с поиском возможностей более эффективного использования в практической деятельности. Для того чтобы иметь четкое представление о своей цели, следователь для ее достижения должен оперировать имеющейся информацией и с учетом знаний содержания обстановки и условий деятельности выбирать средства и способы решения тактических задач. Поисково-познавательная деятельность следователя, направленная на раскрытие и расследование преступлений, как и любой иной вид деятельности, обладает определенной целью. Чтобы достичь этой цели, от следователя требуется организационное влияние на правильный выбор направления хода и содержания расследования. В ходе исследований оцениваются самые различные показатели и их влияние на достижение заданной цели — раскрытия и расследования преступления в короткий (заданный) срок. Происходит это либо в силу криминалистической безграмотности лиц, осуществляющих расследование, либо в результате пренебрежения принципами и рекомендациями науки криминалистики. Решение проблемы совершенствования следственной и оперативной деятельности непосредственно связано с использованием в практической деятельности достижений криминалистики. Сопоставляя изложенное с обязанностью следователя решать вопрос по определению им хода и направления расследования, обратимся к содержанию теоретического обеспечения осуществления этой его функции. Необходим анализ практического использования научных разработок, целью которого является повышение эффективности работы. Результаты такого анализа будут способствовать выявлению внутренних и внешних связей в системе следственных действий и мероприятий, помогут вскрыть основные причины успехов и неудач, научно обосновать пути повышения эффективности указанной деятельности. Известно, то при расследовании достижение правовых целей обусловливает в первую очередь определение направления расследования, а также оценки достигнутых результатов путем анализа сложившейся ситуации, которую определяют как положение, совокупность обстоятельств. Понятие следственной ситуации в качестве категории, касающейся криминалистики, не но во, оно отражает сложившуюся на определенный момент расследования совокупность материальных, информационных и иных факторов, которые обусловливают основные направления расследования, принятие решений и выбор способов действий. Р. С. Белкин определил следственную ситуацию как объект тактического воздействия субъекта расследования на объекты живой и неживой природы (а не на информацию, находящуюся в его распоряжении) к результатам процесса расследования. Таким образом, следователь должен воспринимать объективно сложившуюся ситуацию, для того чтобы иметь возможность анализировать ее содержание и определять задачи и направление расследования. Чтобы правильно понимать цель и определить пути ее достижения в ходе расследования преступления, следователь изучает имеющуюся по уголовному делу информацию (в том числе и предоставленную сотрудником оперативного подразделения), после чего, исходя из полученных сведений о содержании обстановки и условий деятельности, определяет средства и способы решения тактических задач. Необходимо учитывать, что следственная ситуация постоянно изменяется. Любые новые сведения, полученные в ходе расследования преступления, вносят изменения и в следственную ситуацию. Следователь принимает тактические решения, базой для которых являются следственные ситуации, что позволяет ему запланировать необходимые для их разрешения меры и определить тактику их осуществления. Каждая следственная ситуация требует выдвижения конкретных задач на каждом этапе расследования, определенных действий по их решению. Важно отметить, что главная цель любого исследования в криминалистике — это повышение эффективности решения задач, связанных с раскрытием и расследованием преступлений. Успешному выполнению данных задач способствует всесторонний анализ, направленный на выделение и оценку признаков, свойств и показателей следственной ситуации. Ситуацию, связанную с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, можно классифицировать по трем направлениям: — по источникам, составляющим основание для дела; — по объему и характеру исходных данных, способных выступать доказательствами о событии преступления и лице (лицах), его совершившем; — по уровню организации совместной деятельности следственных и экспертных подразделений. Основное содержание выводов — правильная, обоснованная постановка задач. Правильно сформулированные и обоснованно поставленные конкретные задачи при оценке ситуации в процессе расследования, несомненно, повышают точность принимаемых решений. Следует согласиться с мнением Р. С. Белкина, что анализ следственной ситуации, сбор и обработка информации о ней приводят к выбору цели, на достижение которой направляется тактическое решение. Выбор цели позволяет принять собственно решение, т. е. определить приемы и средства решения задачи. Полезная информация, имеющаяся у следствия, при наличии прочих положительных условий позволяет успешно разрешить проблемную ситуацию. Помимо сведений, полученных следственным и оперативным путем (фактические данные по делу), к полезной информации относятся данные, составляющие так называемые фоновые знания следователя, в которых значительную часть составляют знания, полученные в результате опыта. От объема стоящих задач, которые в свою очередь можно разделить на простые и сложные, зависят и методы принятия тактических решений, а также и сами эти решения, направленные на их выполнение. Критерием разграничения является информационная определенность. Противоречивое отношение между криминалистической ситуацией и целью решения (действия) порождает задачу. Правовые цели определены уголовно-процессуальным законодательством и являются теми самыми «обстоятельствами, подлежащими установлению». Несовпадение тактических целей с результатами действий, правовыми целями и порождают следственные ситуации. Таким образом, тактическая задача — это часть процесса расследования, отражающая отношение между ситуацией и тактической целью, определяющая способ действия. Оценка ситуации через информацию, т. е. то, что составляет представление о ней, с учетом правовых целей, представляемых нам криминалистической характеристикой преступления, определяет подлежащие решению тактические задачи. Как следует из изложенного, информационная сущность следственной ситуации состоит в выявленном соотношении тактических задач и правовых целей. Проблему совершенствования деятельности по можно решить не только в ходе дальнейшего поиска более совершенных научных методов ее осуществления, но и путем улучшения самим следователем (дознавателем) организации своей работы. Рассмотренное выше теоретическое содержание дает возможность заинтересованным лицам при соответствующем осмыслении приспособить его к конкретным актам практической деятельности и позволяет превратить научные положения в эффективные инструменты такой деятельности. Как видим, совокупность алгоритмов и реализация в форме определенных программ решений стратегических задач составляют технологию расследования. Вариант технологии действий, определяющих ход расследования, можно представить следующим образом: — определить предмет расследования на основе типовых сведений об обстоятельствах, которые подлежат установлению, криминалистическую характеристику преступления, т. е. сформировать правовую модель цели расследования; — проанализировать следственную ситуацию, чтобы определить первоначальные задачи расследования путем сопоставления имеющейся информационно-доказательственной базы с правовой моделью цели расследования; — разработать с учетом значимости под каждую задачу расследования следственные версии; — проверить версии посредством выведения из них логических следствий и формулирования обстоятельств (тактические задачи), подлежащих проверке путем следственных действий. Данный вариант не является сложным и невыполнимым в практической деятельности, связанной с расследованием преступлений. Превратить его в инструмент профессионала можно в кратчайшие сроки путем приобретения соответствующих умений и навыков. Применение представленной технологии имеет большое значение. Ее использование поможет обеспечению целенаправленного, конкретного характера деятельности преступлений, сосредоточению основных усилий на решении наиболее актуальных задач расследования, обеспечению согласованной деятельности сотрудников, действующих в составе следственной или следственно-оперативной группы, повышению ответственности за выполняемую работу, эффективности контроля и оценки деятельности по выполнению задач расследования.