Файл: Министерство образования и науки удмуртской республики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Архаизмы», можно использовать следующую таблицу:

«Архаизмы в стихотворениях А.С. Пушкина»

(на основе стихотворений «К Чаадаеву» [3, с.109], «Деревня» [4, с.50], «Кавказ» [3, с.530], «Анчар» [4, с.753])

Пушкинский текст

Замена данных слов в современном русском языке








Одним из самых значительных трудов А.С. Пушкина является роман в стихах «Евгений Онегин». Текст данного произведения интересен и разнообразен с точки зрения лексики, поэтому для обогащения словарного запаса на уроках русского языка мы рекомендуем использовать следующую таблицу:

«Греко-римские мифологические имена в произведениях А.С. Пушкина»

Текст с именем

Значение








Примеры заполнения таблиц см. в Приложении 1.

Обобщив вышеуказанную информацию, можно сделать вывод о том, что использование концептуальных таблиц при изучении лексики способствует:

  1. практическому применению изучаемой темы, ее обобщению и систематизации;

  2. умению сравнивать и анализировать материал, выделять главное и проводить аналогии;

  3. созданию целостного представления об изучаемом объекте;

  4. обогащению словарного запаса и повышению уровня эрудиции.

Одним из центральных методов обучения, предполагающим многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений, является упражнение.

При изучении лексики на уроках русского языка мы предлагаем следующие варианты упражнений:

№1. Прочитайте отрывки из пушкинского произведения «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» [4, с. 120]. Укажите архаизмы, подберите к ним синонимы. Какую художественную роль в тексте играют эти слова?

№2. Прочитайте один из анекдотов, написанных А.С. Пушкиным:

Денис Давыдов явился однажды в авангард к князю Багратиону и сказал: «Главнокомандующий приказал доложить Вашему Сиятельству, что
неприятель у нас на носу, и просит вас немедленно отступать». Багратион отвечал: «Неприятель у нас на носу? На чьем? Если на Вашем, так он близко; а коли на моем, так мы успеем еще отобедать» [4, с.12].

— Какой фразеологизм в нём используется? Объясните его значение, подберите к нему синонимы.

— Подберите синонимы к словам однажды, неприятель, немедленно

— К наречию близко подберите антонимы и синонимы-фразеологизмы.

№3. Прочитайте отрывок из стихотворения «Вновь я посетил...» [4, с.285], которое является последним из того, что написано поэтом в Михайловском в сентябре 1835 года.

— Проверьте свое чувство языка: попробуйте объяснить значение устаревшего слова пажить, исходя из контекста. А потом обратитесь к словарю. Что нового вы узнали из словарной статьи?

— В каком значении употребляется в тексте многозначное слово убогий? Какие еще значения может иметь это слово?

Решение упражнений см. в Приложении 2.

Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний обучающегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям. Диагностическое значение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание учеником приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками.

При работе над старославянизмами возможно использование такой формы работы, как лингвистический эксперимент.

Лингвистический эксперимент — это проверка условий функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможного употребления, оптимальных вариантов использования [31, с.94].

Сформулируем текст задания на основе таких произведений А.С. Пушкина, как «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Гробовщик» (см. Приложение 3): «Я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент, заменив славянизмы синонимами, и понаблюдать, как изменится от этого текст.

Еще одним вариантом работы над систематизацией информации о старославянизмах является сравнительный анализ, который предполагает сопоставление и выявление общих и отличительных признаков объектов исследования.

Так, можно предложить обучающимся выписать из романа «Евгений Онегин» не менее 10 старославянизмов, определить их признаки.



Такая работа систематизирует новые знания, помогает глубже воспринимать смысл привычной нам речи.

С анализом задания можно ознакомиться в Приложении 4.

Одним из самых известных произведений А.С. Пушкина является историческое стихотворение «Песнь о Вещем Олеге» [3, с.461]. На уроках русского языка его можно использовать в качестве комплексной работы при закреплении полученных знаний о старославянизмах. Рассмотрим опорные вопросы, которые помогут усвоить тему:

1. Какие старославянизмы называют лексическими?

2. О чем свидетельствует наличие в словах таких корней, как благо-, зло-, добро-, суе-, мало-, бого-?

3. Какие лексические старославянизмы приведены в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»?

4. Разберите по составу слово «благородные». Какая морфема свидетельствует о том, что слово заимствованно из старославянского языка?

5.Истолкуйте значение следующих слов: вдохновение, волхв, внимать.

Ответы на вопросы см. в Приложении 5.

Такая форма работы помогает педагогу выявить уровень сформированности знаний, а также оценить степень достижения планируемого результата.

Работа над словом проводится на каждом уроке русского языка, она может быть проведена на любом этапе урока: при актуализации опорных знаний, повторении, изучении нового материала, закреплении, в домашнем задании.

Словарная работа уместна на уроках разных типов (изучения нового материала, формирования умений и навыков, повторения и обобщения, контроля и коррекции), как на уроках по изучению языковой темы, так и на уроках развития речи. Один из видов словарной работы — выполнение заданий с использованием словарей, например «Словаря русского языка» С.И. Ожегова, или «Большого толкового словаря русского языка» Д.Н. Ушакова.


2.2. Формы и приемы работы при изучении раздела «Морфология»



Изучение курса морфологии в средней школе занимает важное место, поскольку полученные знания несут как общеобразовательную, так и практическую ценность. Кроме того, овладевая знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы, обучающиеся грамотно используют ресурсы русского языка в речевой практике.

По утверждению Е.И. Литневской и В.А. Багрянцевой, цели изучения морфологии в школьном курсе русского языка таковы:

1. дать представление о частях речи как результате классификации слов с учетом определенных признаков;

2. дать представление о частях речи как о лексико-грамматических классах слов;

3. дать представление о системе частей речи в русском языке;

4. дать представление о слове как единице грамматики с присущими ему обшекатегориальным (частеречным) и частнокатегориальными грамматическими значениями;

5. дать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках слов разных частей речи;

6. дать представление о грамматической форме слова [7, с. 53].

Для достижения данных целей педагоги используют различные задания и упражнения, в том числе основанные на текстах произведений А.С. Пушкина. Рассмотрим некоторые из таких форм и приемов работы.

Одной из форм являются задания на соответствия, которые развивают у обучающихся аналитические способности, а также учат концентрироваться, сопоставлять и отрабатывать полученные ранее умения и навыки. Приведем пример таблицы на соответствие, составленной по произведению А.С. Пушкина, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»:


Часть речи

Предложение

1.Существительное

А. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами.

2.Прилагательное

Б. Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным.

3.Глагол

В. На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру всё было готово.

4.Местоимение

Г. Около получаса прошло в несносном для него ожидании; наконец он увидел меж кустарника мелькнувший синий сарафан и бросился навстречу милой Акулины.

5.Наречие

Д. Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола.

6.Причастие

Е.Я вышел в отставку и удалился в это местечко.

7.Деепричастие

Ж. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

8.Числительное

З. Адриан Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив.


Ответы: 1-В, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-З, 6-Д, 7-Ж, 8-Б,

Следующий прием работы — сортировка, помогающая школьникам отрабатывать, систематизировать и классифицировать нужный материал. Одной из сложностей в усвоении раздела «Морфология» является разграничение причастий и деепричастий, поскольку они схожи между собой и представляют особую форму глагола. Для того, чтобы избежать такой проблемы необходимо систематическое повторение изученного, как после изучения тем, так и для актуализации знаний. На наш взгляд, таблица «Сортировка частей речи» поможет обучающимся в достижении данной цели.

Сортировка составлена на материале из исторического романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», суть сортировки заключается в следующем: школьникам предоставлена следующая таблица, под ней находятся предложения из произведения, в которых есть как причастные, так и деепричастные обороты (см. в Приложении 12), в свою очередь обучающиеся должны рассортировать их в колонки, соответствующие теме.

Причастия

Деепричастия







На наш взгляд, таблица «Сортировка частей речи» помогает школьникам самостоятельно применять знания на практике, анализировать информацию о том, в полной ли мере усвоен материал и в соответствии с этим корректировать свою деятельность.