Файл: Министерство образования и науки удмуртской республики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  БПОУ УР «Глазовский технический колледж»
Индивидуальный проект
Значение творчества А.С. Пушкина в истории русского литературного языка и отражение его новаторства в современном школьном преподавании

Выполнил студент 111 группы,

Иванов И.М.

Руководитель: преподаватель

Сидоров М.И.


г. Глазов 2023

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА ПУШКИНА В СТАНОВЛЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА 6


ВВЕДЕНИЕ


Литературный язык это главная, образцовая, нормированная и кодифицированная форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом и развитой системой стилей.

Русский литературный язык складывался в течение многих веков, и до настоящего времени в науке ведутся споры о его основе.

Развитие литературного языка продолжалось в многообразной деятельности русского народа, в творчестве великих русских писателей, публицистов, в том числе в творчестве А.С. Пушкина.

В творчестве А.С. Пушкина русский язык воплотился столь полно и безупречно, что само представление о русском языке стало неотделимым от представления о языке произведений великого писателя. А.Н. Толстой сказал: «Русский язык это прежде всего Пушкин» [4, с.50].

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что язык произведений А.С. Пушкина неисчерпаем, а взгляд каждого исследователя (и даже просто читателя) своеобразен, поэтому изучение языка произведений великого творца не прекратится никогда.

Работы о языке А.С. Пушкина в большинстве своем сугубо научные, рассчитанные на специалистов-филологов, и есть нужда в работе, которая в доступной форме обобщила бы исследования о языке А.С. Пушкина, разъяснила суть преобразований, которые осуществлялись поэтом и писателем, ответила на вопрос, почему именно А.С. Пушкин является основателем современного русского литературного языка, хотя в его стихах и прозе можно встретить немало устаревших слов, грамматических форм и синтаксических оборотов.


Говоря о роли и значении поэта в истории русского языка, нельзя, разумеется, рассматривать язык пушкинских произведений, не сопоставляя его с литературным языком предшествовавшего и последующего времени. При этом именно знание того, как развивался и что представлял собой русский литературный язык до А.С. Пушкина, позволяет правильно понять и оценить всю фундаментальность и значительность пушкинских преобразований.

Поэтому, учитывая значительный вклад поэта в истории развития литературного языка, необходимо определить его место в современном русском языке, и в первую очередь, в современном школьном преподавании.

Цель исследования определить значение языка произведений А.С. Пушкина в становлении современного русского языка и отражение его новаторства в современном школьном преподавании.

Объект исследования литературные произведения А.С. Пушкина.

Предмет исследования языковые особенности литературных произведений А.С. Пушкина.

В ходе работы нами была выдвинута гипотеза: анализ языка произведений А.С. Пушкина будет способствовать пониманию обучающимися принципов, благодаря которым русский литературный язык приобрел статус современного.

На основе выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи:

1. Описать лингвистические принципы, которыми руководствовался А.С. Пушкин в своем творчестве;

2. Рассмотреть особенности языка произведений А.С. Пушкина;

3. Продумать формы и приемы работы, основанные на текстах А.С. Пушкина, которые будут использованы обучающимися на уроках русского языка.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: описательный метод, метод сплошной выборки, лексикографический метод, сопоставительно-сравнительный метод.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные русскому литературному языку вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса и в этом заключается новизна

нашего исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании лингвистических взглядов А.С. Пушкина и их влияния на становление современного русского литературного языка.

Практическая значимость исследования состоит в разработке форм и приемов работы с текстами А.С. Пушкина на уроках русского языка.


1. ЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА ПУШКИНА В СТАНОВЛЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА



1.1. Лингвистические взгляды А.С. Пушкина



А.С. Пушкин — один из самых авторитетных литературных деятелей XIX века, оставивших богатое культурное наследие, произведения которого известны как в России, так и за ее пределами. Его перу было подвластно многое: поэзия, проза, литературная критика, история, публицистика и журналистика, и именно Пушкин считается основоположником русского литературного языка, именно в его творчестве были заложены основы стилистической системы современного русского языка, выработаны и закреплены принятые современниками и последующими поколениями общенациональные нормы русского литературного языка.

Творчество Пушкина устранило основные вопросы противостояния, возникшие в допушкинскую эпоху, произошло объединение былых элементов русского книжного языка с общенародными формами разговорной речи, литературными стилями и фольклором.

Поэт хотел того, чтобы отечественная литература и русский литературный язык могли отразить культурные интересы народа и всего этноса с глубокой обстоятельностью и фундаментальностью.

Первая треть XIX века — сложный период в истории русского общества, когда оно разделилось на два противоборствующих лагеря— славянофилов и западников [1, с. 273].

Не присоединившись ни к одному из течений, А.С. Пушкин основал новые литературные нормы, новую стилистическую систему языка, установил новые принципы развития оттенков художественного стиля. Основываясь на таких принципах, как народность и историзм, соразмерность и сообразность, глагольность фразы, учел труды, выполненные его предшественниками по развитию русского литературного языка, а также поддержал все положительное в литературном языке, которое определилось в процессе его развития.

Однако, «все это: и широкая бытовая речь, и высокий славянский язык — все это уже было представлено, причем несравненно шире и свободнее, чем в творчестве Пушкина, в различных стилях литературного языка
XVIII века. Раннее просторечие было прежде всего характерной приметой жанра, оно выступало как средство характеристики, как нарочитое отклонение от нормы [6, с.273].

В творчестве же А.С. Пушкина народная речь свободна и самостоятельна от жанра, она включается в различные по характеру произведения, прекращает быть нелитературным проявлением, входя главной составляющей в общий литературный язык, отражая его нормы и неотделимо объединяясь с книжными элементами русского языка.

Разнообразие русской жизни первой трети XIX века А.С. Пушкин изобразил так глубоко и достоверно, что в его трудах объективно отобразилась эпоха, в которой жил сам поэт.

Его взгляды отражены в различных письмах, статьях, заметках, которые он писал в качестве ответов на критику собственных произведений.

По мнению Пушкина, литературный язык должен обладать следующими элементами, качествами, достоинствами, а писатель обязан выполнять ряд бесспорных условий:

1. достоинством прозы являются, по его мнению, краткость и точность;

2. отказ от использования французских слов; использование французских слов, по его мнению, «замедлило ход нашей словесности»;

3. народность главное достоинство, к которому обязан стремиться каждый писатель;

4. важнейшим принципом письма являются принципы соразмерности и сообразности, а не бездумные отторжения слов или оборотов;

1.2. Нормы литературного языка пушкинской эпохи и пушкинских произведений



Созданный Пушкиным литературный язык образовался в результате пересмотра традиций русского языка и приспособления их к желаниям и потребностям народа в употреблении русского национального языка, а также благодаря разработке новых форм и новых стилистических категорий русского литературного языка.

Данные языковые нормы в произведениях А.С. Пушкина другие, в отличие от норм литературного языка того времени. Язык его творений подчинялся своим собственным правилам, отличаясь от правил, обычаев, традиций, канонов использования просторечных, разговорных, книжных и заимствованных слов.