Файл: Министерство образования и науки удмуртской республики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Формы и приемы работы при изучении раздела «Синтаксис»



Синтаксис воспринимается как высший уровень языковой системы, на котором используются все ресурсы языка, и представляет собой раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое, текст и др.), их строение, значение, функции [1, с.47].

Лингвистической основой школьного курса синтаксиса является структурно-семантическое направление: рассмотрение единиц языка в единстве их значения, формы, функции.

Выделяются следующие задачи обучения синтаксису:

1.познакомить обучающихся с синтаксическими единицами словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим целым и на этой основе обеспечить усвоение школьниками знаний о строе русского языка;

2.совершенствовать речь обучающихся на основе усвоения синтаксических связей и отношений;

3.создать базу для успешного усвоения правил пунктуации.

Рассматривая творчество А.С. Пушкина, мы пришли к выводу о том, что для достижения поставленных задач, на уроках русского языка возможно использование текстов его произведений.

Уже с 5 класса обучающиеся знакомятся с такими темами, как «Сложносочиненное предложение» и «Сложноподчиненное предложение», поэтапно, совершенствуя свои знания. Проверка знаний педагогом должна носить систематический характер и проводиться не только после прохождения темы, но и в качестве актуализации знаний.

XXI век время компьютерных технологий, поэтому обучающиеся проводят достаточное количество времени в социальных сетях. В связи с этим, школьникам можно предложить творческое задание – создание страницы Евгения Онегина (или любого другого персонажа из произведений Пушкина) во Вконтакте.

Такая творческая работа, основанная на актуальных интересах обучающихся, способствует повышению интереса к предмету, а также мотивации к выполнению базового задания из школьной программы. К тому же, материал, преподнесенный в такой форме, усваивается лучше, в данном случае как в аспекте изучения русского языка, так и в аспекте изучения литературы.


Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать некоторое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний обучающихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка бесспорна. Работа подтверждает, что поэт внес значительный вклад в историю русского литературного языка. В I главе содержится теоретическая основа обоснования значения языка поэта и писателя для истории русского литературного языка, во II главе проведена работа по созданию форм и приемов работы с текстами автора на уроках русского языка.

Нами было изучено 10 источников научной и методической литературы, что позволило сформулировать следующие выводы:

Во-первых, уникальность и неповторимость языка Пушкина, находящие свое конкретное воплощение в литературном тексте на основе чувства соразмерности и сообразности, нагой простоты, искренности и точности выражения, явились главнейшими принципами, определившими его взгляды на пути развития русского литературного языка. Эти принципы полностью соответствовали как объективным закономерностям развития русского литературного языка, так и основным положениям развиваемого автором нового литературного направления критического реализма. Слог пушкинских произведений по сравнению с языком и стилем его непосредственных предшественников может рассматриваться как громадный шаг вперед в литературном развитии.

Во-вторых, А.С. Пушкин навсегда стер в русском литературном языке условные границы между классическими тремя стилями. Разрушив устаревшую стилистическую систему, Пушкин создал и установил многообразие стилей в пределах единого национального литературного языка. Благодаря этому каждый пишущий на русском литературном языке получил возможность развивать и бесконечно варьировать свой индивидуально-творческий стиль, оставаясь в пределах единой литературной нормы.





Именно эти факты позволяют использовать дидактический материал, основанный на текстах произведений А.С. Пушкина на уроках русского языка в современном образовательном процессе.

Изучению творчества А.С. Пушкина программа средней школы отводит значительное место: с 5 по 9 класс включаются в различном объеме в разных планах лирика и художественная проза автора. Изучение преимущественно ведется на уроках литературы, но практика показала, что тексты автора используются также на уроках русского языка.

В ходе практики нами были разработаны различные формы и приемы работы, охватывающие такие разделы как «Лексика», «Морфология» и «Синтаксис».

Мы считаем, что изучение пушкинских произведений с точки зрения вышеуказанных разделов, поможет сознательному и более глубокому восприятию изучаемых произведений гениального поэта, обогатит словарный запас обучающихся и в значительной мере будет содействовать совершенствованию их речи, а также поможет определить роль А.С. Пушкина в истории развития русского литературного языка.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, получила полное подтверждение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Александрова Н.В. Занимательный русский язык. – СПб.: Тригон, 2007. – 656 с.

  2. Алексеев М.П. Пушкин: сравнительно-историческое исследование. – М., Знание, 1991. – 480 с.

  3. Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. – Л.: Наука, 1987. –613с.

  4. Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху /Сост. А.И. Граусов. – М.: Лимариус, 1998. – 360 с.

  5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся / под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1997. – 383 с.

  6. Бабаев Э.Г. Творчество А.С. Пушкина. – М.: Издательство МГУ, 1988. – 204с.

  7. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М.: Русский язык,1989. – 86 с.

  8. Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. – М.: Яз.славян.культуры, 2001. 448с.

  9. Благой Д.Д Мастерство Пушкина. – М.: Советский писатель ,1955. – 268 с.

  10. Бонди С.М. О Пушкине: статьи и исследования. – М.: Художественная литература, 1978. – 478 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Архаизмы в стихотворениях А.С. Пушкина

(на основе стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», «Кавказ», «Анчар»)

Пушкинский текст

Замена данных слов в современном русском языке

«К Чаадеву»

Упованье

«Деревня»

Рыбарь

Роптанье

Глас

Пагуба

«Кавказ»

Вотще

«Анчар»

Породить

Каплет

Ввечеру

Чело

Хладный

Лыки

Чуждые


Надежда
Рыбак

Негодование

Голос

Погибель, вред
Напрасно
Родить

Капает

Вечером

Лоб

Холодный

Лежанка из луба молодой липы

Чужие


Греко-римские мифологические имена в произведениях А.С. Пушкина»

Имя

Значение

Приамы

персонаж древнегреческой мифологии последний царь троянский, сын Лаомедонта и Стримо, шестой по счёту царь Трои

Лета

в древнегреческой мифологии источник и одна из пяти рек (вместе со Стиксом, Ахероном, Кокитосом и Флегетоном), протекающих в подземном царстве Аида, река забвения

Мельпомена

в древнегреческой мифологии муза трагедии

Талия

в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии

Терпсихора

муза танца в древнегреческой мифологии

Муза

в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии

Апулей

древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор

Нериида

в греческой мифологии морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды

Демон

собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами

Клеопатра

греческое имя, означающее «слава отца»

Морфей

у древних греков бог сна и сновидений

Гиббон

Название «гиббон» происходит из греческого языка и переводится как «ходить по веткам»


Приложение 2

№1. Прочитайте отрывки из пушкинской произведения «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Укажите просторечные слова, подберите к ним синонимы. Какую художественную роль в тексте играют эти слова?

Горница – комната; инда – так что даже; ломливая – склонная к жеманству, упрямству без причины, самодурству; молодица – молодая замужняя женщина; не кручинься – не грусти; персты – пальцы; положила - назначила, установила; сарачин – мусульманин; снарядиться – отправиться куда-то; тужить – горевать; чернавка – служанка; черница - монахиня.

Архаизмы используются в речи, для создания колорита эпохи, а также для создания высокого стиля речи.

№2. Прочитайте один из анекдотов, написанных А.С. Пушкиным:

Денис Давыдов явился однажды в авангард к князю Багратиону и сказал: «Главнокомандующий приказал 3 доложить Вашему Сиятельству, что неприятель у нас на носу, и просит вас немедленно 2 отступать». Багратион отвечал: «Неприятель у нас на носу? На чьем? Если на Вашем, так он близко; а коли на моем, так мы успеем еще отобедать».

— В стихотворении используется фразеологизм «На носу», обозначающий «приближение к чему-либо». К нему можно подобрать следующие синонимы: приближаться, близиться.

— Однажды - как-то раз, в один прекрасный день; неприятель - враг, противник; немедленно- быстро, срочно.

— Антонимы: куда Макар телят не гонял; на кудыкину гору; у черта на куличках; за тридевять земель.

Синонимы: рукой подать; в двух шагах.

№3. Прочитайте отрывок из стихотворения «Вновь я посетил...» [33, с.285], которое является последним из того, что написано поэтом в Михайловском в сентябре 1835 года.

— Пажить – пастбище.

В «Толковом словаре русского языка» под ред. С.И. Ожегова дается следующее толкование слова «пажить»: «ПАЖИТЬ, -и, ж. (устар.). Луг, пастбище, на к-ром пасется скот. II прил. пажитный, -ая, -ое».

— В данном контексте слово «убогий» (относящееся к слову «невод») обозначает плохой, бедный, непригодный для рыбалки инструмент.

Слово «убогий» имеет также следующее значение: «Немощный, увечный, жалкий на вид (разг.). Убогая старуха. Убогого (сущ.) обидели. II сущ убогость, -и, ж».

Приложение 3

1 группа – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»