Файл: Тема Организационные подходы использования образовательных платформ для формирования представлений о геометрических понятиях в 5ом классе основной школы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тема «Организационные подходы использования образовательных платформ для формирования представлений о геометрических понятиях в 5-ом классе основной школы»
СОдЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Платформа «Учи. ру» 33
Интерактивная тетрадь Skysmart 34
Яндекс.Учебник 34
ВВЕДЕНИЕ
ТЕКСТ…………………..
1.1.Необходимость формирования представлений о геометрических понятиях согласно ФГОС
В связи с изменениями в системе образования России, актуальным стал вопрос всестороннего развития личности на основе реализации ее природных возможностей, учета интересов и потребностей. Широкие возможности для развития психических, умственных способностей младших школьников, а именно: восприятия, памяти, мышления, воображения и представления, воли, внимания. Это и создает освоение математики. Эта наука помогает ученикам доказательно рассуждать и объяснять свои действия, логически мыслить и находить выход из любой ситуации. Трудно найти такую область человеческой деятельности, где можно было бы обойтись без математических знаний, причем с каждым годом диапазон их практических применений все увеличивается [3].
Несмотря на то, что основной целью современной школы, как отмечает Т.А. Савченко, ведущий ученый в области начального образования, является подготовка обучающихся к жизни, к общественно-полезному труду, особое значение следует придавать тем вопросам программы, с которыми ее ученики не раз могут встретиться в своей жизнедеятельности, и одним из этих вопросов курса математики является изучение геометрического материала [4]. Изучая геометрию, дети знакомятся с различными пространственными формами и телами, геометрическими фигурами и их свойствами, приобретают навыки измерения, построения, конструирования, рисования, черчения. Особая роль в ознакомлении учащихся с данными вопросами отводится начальной школе, так как младшим школьникам присущи образность мышления, острота представлений и восприятий. Элементарные геометрические знания, полученные в начальных классах, становятся основой для их расширения и углубления в процессе дальнейшего обучения.
Сегодня геометрические знания в человеческой деятельности приобретают особую значимость, спектр их применения широк: химия, физика, астрономия, география, архитектура, строительство, искусство и т.д. Курс геометрии, который изучается в 5 классе основной школы, закладывает основы для дальнейшего изучения геометрии в старшем звене. Необходимы элементарные геометрические умения и навыки и для решения бытовых задач. Сегодня, как никогда, актуально выражение древнегреческого философа и математика Платона «Кто не знает геометрии - из школы не выпускается».
На основе анализа научных исследований, наблюдений за деятельностью людей установлено, что основу геометрической составляющей математической компетентности составляют умение ориентироваться в пространстве, измерительные и конструкторские умения, способность применять эти умения в жизненных ситуациях. В 5 классе геометрия изучается с пропедевтической целью. Целью овладения пятиклассниками элементов геометрии является подготовка их к изучению систематического курса в основной школе, способности использовать приобретенные знания и умения при изучении других предметов и для решения жизненных задач [3].
Геометрический смысл начального курса математики способствует не только освоению младшими школьниками математической компетентности, но и формированию элементов ключевых компетенций, например способности критически мыслить, находить различные способы для решения учебной задачи, составлять алгоритм выполнения действий, анализировать и отбирать необходимые для решения задач данные или информацию, строить связные высказывания с использованием математической терминологии, работать и взаимодействовать в группе или команде и тому подобное [3].
Именно потребность в обновлении образовательного процесса обусловила внесение изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В отличие от предыдущего, в новом документе требования к результатам обучения сформулированы с учетом компетентностного подхода к оценке знаний, включая требования к содержательной линии «Пространственные отношения [5]. Геометрические фигуры»: определять существенные признаки геометрических фигур; называть элементы многоугольников, круга и круга; изображать геометрические фигуры на листе в клеточку, строить прямоугольники; обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита; конструировать геометрические фигуры из других фигур; разбивать фигуру на части. Определенные умения являются необходимыми, но недостаточным условием овладения предметной компетентности по геометрии. Ученику нужна также способность упорядочивать эти умения в нужный момент. Именно на формирование этого качественного образования личности также должен быть направлен современный образовательный процесс [6].
В настоящее время имеет место противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования геометрических понятий у младших школьников в педагогике и методике преподавания математики и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы их формированию у учащихся. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня формирования геометрических понятий у пятиклассников. Сейчас нужны новые подходы к формированию геометрических понятий у учеников, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод практических работ [2].
Работа по формированию геометрических понятий должна проводиться систематически, постепенно. Это создает условие для более частого применения этих навыков в учебной и практической деятельности, обеспечивает необходимую их прочность. Учитывая, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, при формировании геометрических понятий важно использовать наглядность, практические действия, тесную связь с окружающим миром. При формировании геометрических понятий могут быть использованы различные наглядные пособия: демонстрационные, модели геометрических фигур, плакаты, образовательные платформы, что повышает познавательный интерес обучающихся. При формировании понятий могут использоваться различные творческие задания. Это может быть написание сказки, стихотворений, различные поделки, рисунки, математические газеты и т.д. Работа по составлению электронных словарей, несомненно, носит творческий характер, а также усовершенствует владения компьютерными технологиями. Все используемые методы, средства и формы работы должны носит практический характер. В целом выполнение детьми практических творческих заданий и упражнений способствует формированию у них геометрических понятий.
Литература:
-
Р. Г. Ознакомление младших школьников с геометрическим материалом // Педагогические науки. №65-1 [Электронный ресурс]: URL: https://novainfo.ru/article/13052 (дата обращения: 12.06.2019) -
А., В. Основные задачи изучения геометрического материала в начальной школе // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов V Международной заочной науч.-практ. конф. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 279 с. -
А. Преемственность в системе непрерывного математического образования // Начальное образование. - 2010. - № 18. - С. 2-4 -
А. Феномен нового подхода в педагогическом образовании // Вестник московского государственного областного университета. Психологические науки – №3, 2009. - С. 149-155 -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г. № 000, в ред. приказов от 01.01.01 г. № 000, от 01.01.01 г. № 000) [Электронный ресурс]: URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= 959 (дата обращения: 12.06.2019) -
Щеулова, Е. А., Митичева, Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37749/
1.2 Особенности обучения математике в 5-ом классе основной школы
Традиционная педагогика подразумевает обучение как передачу определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и получить, они могут появиться только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений и навыков у него не появится. Следовательно, отношение «педагог-ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик-приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.
Поскольку традиционное обучение во многом не удовлетворяет современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые формировали бы в первую очередь развитую личность. Недостатки традиционного обучения многочисленны, например: 1) усредненный общий темп изучения материала, 2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися, 3) большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате ученики «разучиваются думать», 4) преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания, 5) преобладание нагрузки на память учащихся, т.к. надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного воспроизведения по памяти не требуются, не применяются и таким образом наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности. Введение инновационных элементов в учебный процесс призвано устранить недостатки традиционного образования.
В связи с внедрением в образовательный процесс инноваций особое место уделяется математике, как учебном предмете, вносящем свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Математическое образование
способствует не только развитию мышления, воображения пространственных представлений, но и эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике, как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Поскольку сегодня мы работаем в условиях реализации ФГОС, то необходимо рассмотреть основные отличия и особенности данного документа. В соответствии с Примерной рабочей программой по математике основного общего образования базового уровня в 5–6-х классах изучается интегрированный курс «Математика», в который кроме числовой содержательной линии, связанной с формированием умений оперировать такими понятиями, как «натуральное число», «обыкновенные и десятичные дроби», включается наглядная геометрия. Современные авторы под наглядной геометрией понимают изучение плоских фигур и пространственных тел, которое, во-первых, основано на предметной деятельности учащихся, во-вторых, опирается на их жизненный опыт и пространственные представления, полученные из ближайшей природной и социальной среды, в-третьих, вовлекает в работу преимущественно наглядно-образное мышление учащихся, развивая и обогащая его. Такой подход к изучению темы «Наглядная геометрия» в 5-м классе отражен и в разделении темы на три тематических раздела: «Линии на плоскости», «Многоугольники», «Тела и фигуры в пространстве», представленных в Примерной рабочей программе. Тематическим планированием программы на изучение темы отводится 31 ч, которые распределены между тематическими разделами следующим образом:
-
«Линии на плоскости» – 12 ч, -
«Многоугольники» – 10 ч, -
«Тела и фигуры в пространстве» – 9 ч.
Планируемые результаты освоения темы, представленные в программе, включают метапредметные результаты, в т. ч. УУД, предметные, которые отражены в основном содержании темы по разделам (см. таблицу 1) и достижение цели формирования функциональной математической грамотности на уровне темы. Изучение наглядной геометрии должно, с одной стороны, обеспечивать преемственность изучения геометрической составляющей в начальной школе, а с другой, – являться пропедевтикой систематического курса изучения геометрии.