Файл: Мотивация персонала (Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Панорама»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мотивации сотрудников в организации
1.1. Понятие и виды мотивации сотрудников
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации
2. Анализ системы мотивации в ООО «Панорама»
2.1. Краткая характеристика и оценка кадрового потенциала ООО «Панорама»
2.2. Оценка действующей системы мотивации персонала ООО «Панорама»
3.Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Панорама»
3.1.Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала
3.2.Экономический эффект от предлагаемого внедрения рекомендаций
Таблица составлена по источнику Кардашов, В.В. Мотивация персонала: теория и практика / В.В. Кардашов // Человек и труд. 2019. № 10. С. 47-48
На начальном этапе анализа системы мотивации и стимулирования труда персонала в ООО "Панорама" был проведен опрос с целью нахождения важности для сотрудников организации отдельных групп мотивов [13,c.228]. В основу которого была положена классификация потребностей по А. Маслоу [2,c.258]. Опрос проводился на основании анкеты «Удовлетворенность сотрудников существующей системой мотивации и стимулирования труда персонала», которая представлена в Приложении Б. В опросе приняло участие 30 работников компании. Итоги, полученные при ответе на вопрос № 1 анкеты, представленной в Приложении Б, приведены в таблице 6 [19,c.193].
Таблица 6
Результаты опроса на выявление наиболее значимых мотивов
Мотив |
Результат, человек |
Физиологические потребности |
8 |
Потребность в безопасности |
6 |
Потребность в принадлежности к социальной группе |
5 |
Потребность в уважении |
7 |
Потребность в самовыражении |
4 |
Таблица составлена по источнику Озерникова, Т. Г. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности: учеб. пособие / Т. Г. Озерникова. – Тоскана: Изд-во БГУ, 2016. – 283 с.
Для наибольшей наглядности представим полученные результаты в виде диаграммы (рисунок 8) [14.c.391].
Рис. 8. Результаты опроса на определение значимости для персонала ООО "Панорама" отдельных групп мотивов
На основании таблицы 6 и рисунка 8 можно сделать можно сказать об усредненных индивидуальных оценках важности для работников ООО "Панорама" отдельных групп мотивов (в процентах от максимального уровня в 100% для каждой группы):
- физиологические потребности - 87 %; потребность в безопасности - 62 %; потребность в принадлежности к социальной группе - 55 %; потребность в уважении - 79 %; потребность в самовыражении - 50 %.
Продолжая анализ системы мотивации и стимулирования труда персонала в ООО "Панорама" была произведена оценка удовлетворенности сотрудников действующей мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала с помощью вопроса № 2 анкеты «Удовлетворенность сотрудников действующей системой мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала», которая представлена в Приложении Б [15,c.327].
Итоговые результаты опроса отображены в таблице 7 [2,c.361].
Таблица 7
Оценка элементов мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала в ООО "Панорама"
Элемент стимулирования |
Среднее значение оценки по пятибалльной шкале |
Итого |
||
Руководители |
Специалисты |
Рабочие |
||
Решение социальных проблем |
4,0 |
3,5 |
3,0 |
3,5 |
Условия и содержание труда |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
4,2 |
Объективность оценки труда вашим руководителем, взаимопонимание с ним |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
4,2 |
Оплата труда, материальные поощрения |
3,5 |
2,5 |
2,0 |
2,7 |
Перспективы карьерного роста |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
2,5 |
Отношения в коллективе |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Стиль и методы работы руководства |
4,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
Информированность работников |
4,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
ИТОГО |
4,1 |
3,5 |
3,1 |
3,6 |
Таблица оставлена по источнику Аширов, Д. А. Управление персоналом; ТК Велби, Проспект - М., 2017. - 432 c.
На основе таблицы 7, самая низкая удовлетворенность действующей системой мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала у рабочих. Несмотря на то, что значительная часть элементов системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала оценивается всеми категориями персонала на уровне выше среднего, все же в данной системе существует ряд слабых мест, требующих принятия решений, а именно низкая оценка в следующих областях:
-перспектива карьерного роста;
-оплаты труда и материальное поощрение;
-решение социальных проблем; информированность работников [8,c.332].
Выявленные недостатки указывает на наличие резервов повышения мотивации и стимулирования персонала ООО "Панорама". На фоне полученных оценок параметров системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала, необходимо произвести оценку воспринимаемого персоналом ООО "Панорама" уровня результативности действий руководства организации по повышению эффективности мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала [2,c.374].
С этой целью сотрудникам организации необходимо было ответить на вопрос № 3 анкеты «Удовлетворенность сотрудников действующей системой мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала», а именно: «Предпринимаются ли со стороны руководства организации действия для повышения трудовой мотивации работников». Результаты данного опроса представленные на рисунке 9 [6,c.251].
Рис. 9. Результаты ответа сотрудников ООО "Панорама"
Результаты опроса, представленные на рисунке 9, позволяют говорить о высокой степени недовольства сотрудников действиями руководства организации:
-40% сотрудников считают, что меры принимаемые руководством организации по повышению мотивации и стимулирования трудовой деятельности, наоборот, только снижают ее.
-19% сотрудников утверждают, что никаких мер по повышению мотивации и стимулирования трудовой деятельности со стороны руководства организации не предпринимается.
-41% сотрудников говорят, что действия по повышению мотивации и стимулирования трудовой деятельности со стороны руководства организации являются эффективными [20,c.369].
Следующим этапом проведенного в ООО "Панорама" исследования стал опрос по установлению самых результативных методов повышения мотивации и стимулирования трудовой деятельности сотрудников с точки зрения персонала ООО "Панорама" [13,c.236].
Для этого работникам нужно было ответить на вопрос № 4 анкеты «Удовлетворенность сотрудников действующей системой мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала». Итоги опроса отображены на рисунке 10 [20,c.174].
Рис.10. Результаты опроса сотрудников ООО "Панорама" по определению наиболее действенных методов повышения мотивации и стимулирования
Результаты, представленные на рисунке 11, свидетельствуют о том, что, по мнению сотрудников ООО "Панорама", самым действенным способом повышения мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала является увеличение размера заработной платы [8,c.341], на втором месте - возможность профессионального карьерного роста, на третьем - совершенствование содержания и условий труда и мероприятия по сплочению коллектива [2,c.362].
В результате проведенного анализа действующей системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала в ООО "Панорама" были выявлены следующие недостатки: небольшая заработная плата; неразвитая система премирования; отсутствие тактики управления нематериальной мотивацией; отсутствие фонда экономического стимулирования персонала; малая вероятность роста по служебной лестнице [5,c.183].
Вывод по второй главе.
Резюмируя вышесказанное, необходимо обозначить, что существующая система мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала в ООО "Панорама" недостаточно разработана и требует внедрения ряда мероприятий по устранению обнаруженных недостатков.
3.Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Панорама»
3.1.Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала
Анализ реализуемой в ООО "Панорама" стратегии управления персоналом показал ряд недостатков, которые снижают удовлетворенность персонала организации работой и свидетельствуют о том, что в организации не достаточно разработана система стимулирования труда.
Из анализа можно сделать вывод, что в организации существуют следующие проблемы, которые мешают руководителю организации добиться высокой заинтересованности сотрудников в своей деятельности: отсутствие методов мотивации, направленных на реализацию высших потребностей - самореализации; отсутствие регламентирующих документов направленных на мотивацию сотрудников организации [20,c.191].
Наиболее эффективным способом мотивации является материальное стимулирование, поэтому в качестве первого мероприятия предлагается эффективная система мотивации через увеличение оплаты труда за счет внедрения вознаграждений сотрудникам в ООО "Панорама". Второе мероприятие - это увеличение заинтересованности персонала в результативности работы [7,c.159].
Предприятию нужно стремиться к созданию высококвалифицированной, сплоченной и замотивированной группы специалистов. Мониторинг трудовых ресурсов и существующей системы стимулирования персонала в ООО "Панорама" подтвердил текучесть кадров в среде производственного штата. Это связанно с недовольством персонала предприятия к предложенной работе. В связи с этим, просто необходимо внести существенные изменения в имеющуюся систему мотивации, выявить и применить новую систему стимулирования работников на основе административных, экономических и социально-психологических методов управления [14,c.403].
Существует ряд мероприятий, которые можно было бы предложить для совершенствования системы мотивации трудовой деятельности в ООО "Панорама". Увеличение оплаты труда за счет внедрения вознаграждений.
В случае наступления кризиса в компании в любой сфере и любом объеме руководителю необходимо разъяснить сотрудникам сложившуюся ситуацию и планируемые выходы из нее. Намного лучше, если сотрудники услышат от руководителя о проблемах в компании, нежели сделают собственные выводы по слухам. Сплетни в такой ситуации полностью не устранить, но как минимум будет показано коллективу собственная заинтересованность в его информировании и желание максимально точно разъяснить сложившиеся обстоятельства. Сотрудникам неплохо было бы рассказать об издержках и их объемах, чтобы у работников не создалось впечатление, что компания хочет восстановиться за их счет (особенно в случае снижения зарплаты) [16,c.229].
Руководству не стоит реагировать на конфликты, и, если работники действительно уважают своего работодателя и его слова значимы для сотрудников, подобное обращение будет носить успокоительный эффект. Бороться за успешность того или иного бизнеса возможно лишь в условиях доверия работников руководителям. Естественно, все люди по-разному воспринимают лишения, особенно материального характера, но сотрудник никогда не уйдет при малейших материальных сложностях с рабочего места, которое удовлетворяет его остальные потребности целиком и полностью [19,c.229].
Особое место занимают программы, направленные на поддержание и повышение работоспособности персонала (рис. 11) [17,c.452].
Социальные программы организации, направленные на поддержание и повышение работоспособности персонала
Медицинские программы
Программы улучшения условий труда
Программы оздоровлениям отдыха
Дополнительные программы социального страхования
Система компенсаций за период нетрудоспособности
Рис. 11. Социальные программы организации, направленные на поддержание и повышение работоспособности персонала
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию системы стимулирования трудовой деятельности персонала в ООО "Панорама" позволят:
1) увеличить мотивацию персонала и повысить их ответственность;
2) удовлетворить актуальные или ощущаемые потребности персонала, включая потребности, относящиеся к безопасности, материальной помощи и обеспечения доходов в дополнение к заработной плате;