Файл: Умк к учебнику Семакина И. Г., Залоговой Л. А., Русакова С. В., Шестаковой Л. В. Методические рекомендаций для учителя по организации учебного процесса с набором цор к разделам программы 9 класса Передача информации в компьютерных сетях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С недавнего времени в структуре предметной области информатики закрепился раздел «Социальная информатика». Социальная информатика стала привлекать внимание в связи с развивающимся процессом информатизации современного общества. Эти процессы все в большей степени оказывают влияние на многие стороны жизни людей: на производственную и учебную деятельность, быт, отдых, развлечения и пр. Распространение Интернета, сотовой телефонной связи стали наиболее значимыми событиями последнего времени, повлиявшими на образ жизни многих людей.

Ключевыми понятиями раздела выступают: информационные ресурсы общества и их виды, информационное общество, информатизация, информационное право, информационные преступления, информационная безопасность, защита информации. С этими вопросами достаточно познакомить учеников в форме беседы. Такая беседа будет носить не только образовательное, но и воспитательное значение, готовить учеников к жизни в информационном обществе.
Основные виды используемых ЦОР

1. Слайды и интерактивные слайд-шоу

Демонстрационный материал к разделам учебного курса, предназначенный для иллюстрации учителем новых понятий при объяснении во время урока (лекции). Слайды могут быть использованы учащимися при самостоятельной работе над изучаемой темой в компьютерном классе или дома при наличии компьютера

2. Тестирующие программы.

Позволяет проводить интерактивное тестирование прямо в процессе урока. Может быть использована учащимися и для самоконтроля. Тестовые заданий генерируются из Базы заданий, которая структурирована по тематическим разделам. Существуют тесты тренировочного назначения и итоговые тесты (экзамены)

3. Домашние задания


Представляют собой бланки, содержащие тексты заданий и поля для записи выполнения задания учеником. Работа с бланками домашних заданий может происходить как в «бумажном» виде (на распечатках), так и в электронном, если дома ученик имеет возможность работать с компьютером. В таком случае результаты выполнения домашнего задания передаются учителю в виде файлов (возможно использование электронной почты)

4. Практические задания


Текстовые файлы, содержащие задания для индивидуального выполнения на компьютере в компьютерном классе. К тексту задания могут прилагаться рабочие файлы с исходным материалом, предназначенным для обработки (например, база данных, электронная таблица и пр.)
5. Интерактивный задачник

Сборник задач по теоретическим вопросам курса информатики, разделенный на тематические части. Условие задачи выводится на экран. Полученный результат ученик вводит в окно ввода результата. Осуществляется автоматическая проверка правильности решения задачи. Если ученик решил задачу неправильно, то ему предоставляется подробный разбор ее решения. Таким образом, задачник выполняет обучающе-конролирующую функцию.

6. Интерактивный справочник по ИКТ

Анимированные интерактивные флэш-демонстрации. Предназначены для обучения технологическим приемам работы с программными средствами ИКТ. Используют, как правило, иерархическую структуру подачи материала. Содержат как текстовую справочную информацию, так и анимированные демонстрации последовательности действий пользователя.
7. Модели

Интерактивные программные средства, воспроизводящие объект моделирования, предоставляющие возможность пользователю активных действий с целью виртуального экспериментирования.
8. Кроссворды

Реализованные в электронных таблицах диалоговые средства проверки освоения учащимися основных терминов и понятий учебного курса

9. Обучающая программа «Исполнитель алгоритмов «СТРЕЛОЧКА».

Данная обучающая программа предназначена для освоения основ структурной алгоритмизации при работе с графическим исполнителем алгоритмов. Система команд ИА «Стрелочка» предельно проста, но дает возможность познакомить учащихся с основными управляющими структурами (линейной, ветвление и циклом) и методом пошаговой детализации (с помощью вспомогательных алгоритмов). В комплекте ЦОР предусмотрены три варианта использования Стрелочки.



Упражнения на конструирование алгоритмов в среде исполнителя «Стрелочка». Задания тренажерного характера, направленные на формирование понимания учениками алгоритмов, приведенных в учебнике.

Работа над задачей состоит из трех этапов. Начальный этап открывается по щелчку на пункте меню <Начать>, единственно доступном при запуске ЦОРа. На этапе <Начать> открывается постановка задачи и, если в задаче предусмотрено, образец рисунка для воспроизведения. Становится доступным пункт меню <Разработка>.

<Разработка> - второй этап работы над задачей. Ученик пытается составить алгоритм из команд СКИ, процедур и управляющих структур. Управляющие структуры добавляются в алгоритм целиком. Редактировать алгоритм можно с помощью контекстного меню окна алгоритма. В частности, удалять можно управляющую структуру или процедуру только целиком. Таким образом, обучение будет сосредоточено не на поиске синтаксических ошибок, а на сути алгоритма.

Для того чтобы проверить алгоритм к работе, щелчком по пункту меню <Отладка> выполняется переход к третьему этапу решения задачи. Запуск алгоритма на исполнение осуществляется щелчком по одинарной, двойной либо тройной зеленой стрелке, определяющим скорость исполнения.

Второй этап (<Разработка>) и третий этап (<Отладка>) могут циклически повторяться вплоть до полной отладки алгоритма.

Щелчок по пиктограмме в виде золотого ключика позволяет увидеть правильное решение задачи (авторский алгоритм). Скопировать его целиком невозможно, надо набрать текст алгоритма самостоятельно. Статистические окна «Всего в алгоритме» для ученического и авторского алгоритмов помогают сравнить решения. Контроль правильности ученического решения в данной группе ЦОРов не производится.

Контрольная задача (экзамен), предназначенная для самостоятельного составления учениками новых алгоритмов. Отличие от предыдущей группы ЦОРов заключается в проверке ученического решения на правильность. Проверка выполняется по щелчку по пиктограмме «Контрольный пуск» (в виде оранжевой молнии). Правильным считается решение, совпадающее с авторским ( или близкое к авторскому). Дополнительные требования к алгоритму обычно точно сформулированы в постановке задачи
, например, «найти самый короткий алгоритм по числу команд» либо «обязательно использовать одну процедуру» и т. п.. Решения, не удовлетворяющие этим требованиям, не будут засчитаны как верные, и на экране в строке состояния появится полоса красного цвета, которую преподаватель может видеть издалека. Правильное решение приведет к появлению полосы зеленого цвета. После пяти попыток неправильного решения становится доступна пиктограмма «Открыть верное решение» в виде золотого ключика. Ученик может сравнить решения и разобраться в своих ошибках.

Использование ЦОР «Исполнитель СТРЕЛОЧКА» в режиме «свободная задача». В данном ЦОРе не заложена конкретная задача. Преподаватель выдает свою постановку задачи и образец для воспроизведения отдельно на бумаге. Решение ученика преподаватель также проверяет самостоятельно.

10. Обучающая программа «Конструктор вычислительных алгоритмов»

В этой программе реализована возможность разрабатывать с помощью компьютера блок-схемы алгоритмов, транслировать их на Алгоритмический язык (АЯ) и исполнять. Здесь, так же как и в «Стрелочке» реализован структурный подход, причем «неструктурную» блок-схему в принципе невозможно создать. В данном «Исполнителе» отрабатываются алгоритмы по работе с величинами, включая простейшие задачи для одномерных массивов. Выдача заданий и контроль правильности их исполнения реализован так же как и в ИА «Стрелочка».


Поурочное планирование занятий



Урок 1

Теория. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

Изучаемые вопросы:

  • Понятие компьютерной сети.

  • Назначение и принципы функционирования локальных компьютерных сетей.

  • Назначение и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей.

  • Технические средства глобальной сети: компьютер-сервер, линии связи, терминал абонента, модем.

  • Программное обеспечение работы глобальной сети: протоколы, сетевые операционные системы, технология клиент-сервер.

  • Скорость передачи данных по компьютерным сетям.


Используемые ЦОР

№ ЦОР п/п

Параграф учебника

Название ЦОР

Учебный тип ЦОР

Формат

Назначение ЦОР

1

§ § 1 - 5

Логическая схема понятий по теме: «Компьютерные сети»

Структурированный список

pps

Системное представление основных понятий раздела, используемое учителем при объяснении материала

49

§ 1 Как устроена компьютерная сеть


Что такое компьютерная сеть

Слайд

pps

Демонстрация к лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

50

§ 1 Как устроена компьютерная сеть


Локальные сети

Слайд

pps

Демонстрация к лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

51

§ 1 Как устроена компьютерная сеть


Глобальные сети

Слайд

pps

Демонстрация к лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

52

§ 1 Как устроена компьютерная сеть


Модели различных конфигураций локальной сети

Слайд

pps

Демонстрация к лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

64

§ 3 Аппаратное и программное обеспечение сети

Аппаратное и программное обеспечение сетей

Слайд

pps

Демонстрация к лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

65

§ 3 Аппаратное и программное обеспечение сети

Технические средства глобальной сети

Слайд

pps

Демонстрация к лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

66

§ 3 Аппаратное и программное обеспечение сети

Программное обеспечение сетевых услуг

Слайд

pps

Демонстрация к лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

54

§ 1 Как устроена компьютерная сеть


Домашнее задание № 1

Упражнения для самостоятельной работы

rtf

Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради. Закрепление знаний; формирование умений.