Файл: Аппарат государственной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государство, как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться вглубь веков, то становится ясно, что государство – это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ для общества. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством.

Современное государство является государством социальным, соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.

Объектом исследования в данной работе являются нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус и функции государственного аппарата в Российской Федерации.

Предметом исследования в настоящей работе является государственный аппарат в Российской Федерации.

Целью исследования в работе является изучение и анализ правового статуса и функции государственного аппарата в Российской Федерации.

Задачи исследования:

- изучить понятие государственного аппарата;

- исследовать принципы деятельности государственного аппарата;

- проанализировать структуру государственного аппарата;

- исследовать роль всех органов государственного аппарата в управлении государством.

Методологическую базу составили положения и выводы ведущих отечественных и зарубежных ученых, а также современные методы познания, выявленные и разработанные научными подходами философии, логики и апробированные юридической практикой (анализ, синтез, индукция, дедукция, законы диалектики и т.д.).

Нормативную правовую основу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, к числу которых следует отнести: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.


Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, объединяющих четыре параграфа, заключение и список литературы.

Глава 1. Понятие и общая характеристика государственного аппарата

1.1. Понятие государственного аппарата и его органов

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.[1]

Таким образом, государственный аппарат – это совокупность органов и должностных лиц, осуществляющих на профессиональной основе управленческие функции государства и обладающих монополией на государственное принуждение.

Из этого определения вытекают следующие признаки данной категории.

Включает органы государственной власти и должностных лиц для осуществления управленческих функций государства;

В основу его формирования и функционирования положен профессиональный принцип, т.е. сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе;

Обладает монополией на государственное принуждение.

Понятие государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле взгляд на государственный аппарат, как на совокупность всех государственных органов идентично понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают, как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно – распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле «государственный аппарат» используют в науке административного права.

Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.


Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.[2]

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:

- осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;

- образуются в порядке, установленном законом.

Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.[3]

Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком.

Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.


Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форми методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право:

- принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых или индивидуальных актов применения права,

- проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность,

- применять государственное принуждение к лицам и организациям, не выполняющим общеобязательные решения данного органа либо иных органов государства.

Реализация компетенции является обязанностью государственного органа.

Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

1.2. Соотношение государственного аппарата и механизма государства

Для выполнения своих функций государство имеет специальный механизм, который так и называется- государственный механизм. Вот какое определение дает Дмитриев Ю.А.: «Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику».


Рассмотрим, чем отличаются понятия «государственный механизм» и «аппарат государства». На этот счет имеются различные точки зрения. Анализ научных исследований по вопросу о понятии механизма государства позволяет выделить несколько основных подходов к решению этой проблемы.

Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны, т.е. механизм государства и государственный аппарат признаются совпадающими по объему и содержанию.

В механизм государства помимо государственного аппарата включают еще и так называемые материальные придатки. К ним относят вооруженные силы, полицию, органы безопасности, исправительные учреждения и т.д. – иными словами, вооруженные формирования, силовые структуры.

Существует точка зрения (Р.А. Ромашов, А.В. Якушев), согласно которой в механизм государства помимо государственного аппарата включаются государственные предприятия и учреждения, партии парламентского большинства, органы местного самоуправления и т.д.

Имеется позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются органы государства в статике, а под механизмом – те же органы, только в динамике. Таким образом, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой, как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, динамике (механизм государства).

Но в полной мере нельзя согласиться ни с одним из вышеперечисленных подходов. Представляется, что более правильным будет определение механизма государства при сочетании третьего и четвертого подходов.