Файл: Аппарат государственной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

2.2. Государственный аппарат современной России

Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. В связи с тем, что Российская Федерация являетсяфедеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом. В связи с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации государственной власти.[9]


Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполнение с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.

Различие в предметах ведения федеральных органов и органов субъектов РФ не означает одновременного существования двух качественно различных механизмов государства. Единство механизма Российскогогосударства обеспечивается основами конституционного строя, закрепляющими власть многонационального народа Российской Федерации, принципы законности, разделения властей, демократизма, органичного сочетания субординации и координации.

Президент Российской Федерации.Как глава государства Президент согласно ст. 80 Конституции РФ[10]является:

- гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

- принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации;

- обеспечивает согласованное действие органов государственной власти;


- определяет основные направления внутренней и внешней политики;

- представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни осуществлялась, в конечном счете направлена на охрану Конституции, обеспечение ее неукоснительного действия. Особо важной является задача создания такого правового режима, при котором ни один орган государства, ни одно должностное лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых актов и не нарушали прав и свобод личности и гражданина.

Конституция предоставляет Президенту РФ и иные способы непосредственного влияния на деятельность государственных органов. Для обеспечения эффективного действия федеральной законодательной власти Президент наделен правом законодательной инициативы, т.е. может вносить свои законопроекты на рассмотрение Государственной Думы. Он также подписывает федеральные законы и обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонять закон и направлять его на повторное рассмотрение, изложив мотивы не подписания. Президент назначает выборыГосударственной Думы и в установленных Конституциях случаях может распускать ее досрочно.[11]

Большое влияние на законодательный орган РФ, иные органы государственной власти и общественность страны оказывают ежегодные послания Президента РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Такого рода послания содержат перечень основных проблем в обществе и государстве и путей их решения. Таким образом, ежегодные послания способствуют координации усилий всех государственных органов, направленных на решение важнейших задач общества и государства.


Весьма значимой является роль Президента РФ в обеспечении эффективной работы Правительства РФ и иных органов исполнительной власти. Так, Президент имеет право председательствовать и высказываться на заседаниях Правительства РФ, отменять действие постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

В случае возникновения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации, Президент РФ использует согласительные процедуры.

Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, в том числе от имени государства ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты и т.д.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент РФ утверждает концепцию и планы строительства, применения Вооруженных Сил РФ, издает указы о призыве граждан на военную службу, утверждает планы дислокации иных Сил, размещения военных объектов,ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ – это представительный и законодательный орган страны. Оно осуществляет законодательную власть: принимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отнесенные к компетенции представительных органов власти.


Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избранных населением, а Совет Федерации – из 178 членов. В эту палату входят по два представителя от каждого субъекта РФ – главы его представительного и исполнительного органов.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Важнейшим направлением деятельности Федерального Собрания является утверждение федерального бюджета, подготавливаемого высшим федеральным органом исполнительной власти – Правительством РФ.

Первоначально бюджет рассматривается и утверждается в форме федерального закона Государственной Думой, а затем одобряется Советом Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Каждая из палат Федерального Собрания обладает и некоторыми только ей присущими полномочиями. Важнейшей прерогативой Государственной Думы является принятие федеральных законов и утверждение федерального бюджета.

Особенность законотворческой компетенции Совета Федерации состоит в том, что он не может вносить изменения и дополнения в федеральные законы, как действующие, так и только что принятыеГосударственной Думой. Ибо это прерогатива Государственной Думы. Однако Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и может внести на рассмотрение Государственной Думы свой проект федерального закона.