Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика государственного аппарата
1.1. Понятие государственного аппарата и его органов
1.2. Соотно шение госу дарственно го аппарат а и механизм а государства
Глава 2.Акту альные вопрос ы и перспе ктивы разв ития госудрственного аппарата в России
2.1. Класс ификация ор ганов госу дарственно го аппарат а
Органы испо лнительной в ласти пред назначены в пер вую очеред ь для испо лнения зако нов, издав аемых орга нами законо дательной в ласти. Во ис полнение з аконов ей пре доставлено пр аво активн ых действи й, а также пр аво принят ия подзако нных нормат ивных акто в.
В пределах с воей компете нции орган ы исполните льной власт и наделяютс я необходи мой для их нор мального фу нкциониров ания операт ивной самосто ятельность ю. На них воз лагаются все от ветственные з адачи по пр авовому ре гулировани ю и руково дству разл ичными сфер ами жизнеде ятельности об щества и госу дарства, котор ые закрепл яются в ко нституцион ных и обыч ных правов ых актах.
Главой испо лнительной в ласти может б ыть монарх, през идент или г лава правите льства – пре мьер-министр, в з ависимости от фор мы правлен ия государст ва. С учето м этого же обсто ятельства про исходит и фор мирование ор ганов испо лнительной в ласти.
Глава госу дарства. В по давляющем бо льшинстве стр ан глава госу дарства высту пает носите лем высшей ис полнительно й власти.
В конститу ционных мо нархиях гл авой госуд арства фор мально счит ается монар х. В отноше нии парламе нта он обл адает рядо м прав: пр авом созыв а сессий, рос пуска нижне й палаты, н азначения ч ленов верх ней палаты, ут верждения и о публикован ия законов, в не которых случ аях правом « вето». Обыч но монарх сч итается вер ховным гла внокоманду ющим и пре дставляет стр ану в между народных от ношениях. Ф актически же все эт и полномоч ия от его и мени осущест вляются пр авительство м и его ор ганами.
В странах с рес публиканск им правлен ием главой госу дарства об ычно являетс я президент. В це лом полномоч ия президе нта сводятс я к следую щему:
- президент пр инимает иностр анных дипло матов, наз начает пос лов;
- ратифицирует ме ждународные до говора и со глашения;
- является г лавнокоман дующим воору женными си лами стран ы.
В ряде стр ан в соответст вии с конст итуционным з аконодател ьством през идент имеет пр аво:
- отказать в о добрении з аконопроект а и передат ь его на втор ичное расс мотрение п арламента;
- распустит ь парламент, прер вать сесси ю или отло жить ее соз ыв.
Наиболее ш ирокими вл астными по лномочиями об ладает гла ва государст ва в прези дентских рес публиках.
Правительство – это в ысший испо лнительный и р аспорядите льный орга н государст венной власт и, который не посредстве нно осущест вляет упра вление стр аной. В раз личных стр анах правите льства име ют разные н азвания: н апример, к абинет мин истров, со вет министро в.
Правительство воз главляется г лавой прав ительства, котор ый именуетс я премьер- министром, пре дседателем со вета или к абинета ми нистров, пер вым министро м, канцлеро м. В соста в правител ьства вход ят члены пр авительств а, возглав ляющие центр альные ведо мства (мин истерства, де партаменты), котор ые называютс я министра ми, секрет арями, статс-се кретарями. В пр авительство в ходят также з аместители г лавы правите льства и по мощники ми нистров.
По всем во просам свое й компетен ции правите льство при нимает реше ния и издает пр авовые акт ы, публику я их от свое го имени и ли от имен и главы пр авительств а. В унитар ных государст вах образуетс я только о дно правите льство, в фе деративных госу дарствах – об щефедераль ное правите льство и пр авительств а членов фе дерации.
Правительства б ывают коал иционными и о днопартийн ыми. В пер вом случае в и х состав в ходят предст авители дву х и более п артий, во второ м – только о дной парти и. Коалицио нные правите льства фор мируются, к ак правило, в госу дарствах с п арламентар ной формой пр авления.
Для выясне ния роли Пр авительств а немалова жен ответ н а вопрос: к акое значе ние имеет д ля него пр аво Президе нта опреде лять основ ныенаправления госу дарственно й политики? В ст атье 80 Ко нституции РФ[7]подчеркив аются приор итеты полит ического ру ководства г лавы госуд арства. Од нако, функ ции общего по литического ру ководства През идента вовсе не оз начают осл абления ро ли Правите льства.
За организ ацию работ ы Правител ьства как ко ллегиально го органа несет персо нальную от ветственност ь Председате ль Правите льства. Воз лагая на През идента ответст венность з а деятельност ь Правител ьства, мы те м самым пр инижаем ро ль Председ ателя Прав ительства. З аметим, что по Ре гламенту Пр авительств а (п. 36) пр и равенстве го лосов при пр инятии реше ния на засе дании Прав ительства ре шающим явл яется голос Пре дседателя Пр авительств а.
Деятельность г лавы госуд арства не о граничиваетс я, однако, вз аимодейств ием с Прав ительством. Сообр азуясь с но выми обсто ятельствам и, действу я по собст венному разу мению, През идент не до лжен забыв ать главно го: все его де йствия име ют комплекс ное, интегр ирующее зн ачение для госу дарственно й власти, о казывают в лияние на р азные сторо ны обществе нного быти я. При необ ходимости о н может по менять сост ав Правите льства, но о н не вправе ост авить госу дарство без Пр авительств а.
Конституционное н азначение Пр авительств а и Президе нта по мно гим параметр ам их деяте льности со впадает. Но о ни функцио нально раз но уровнев ые и конст итуционно с амостоятел ьные институт ы власти. С ловом, Пра вительство – это не пр инадлежност ь Президент а.
Судебные ор ганы госуд арственной в ласти.Важное место в стру ктуре госу дарственно го аппарат а занимает с истема судеб ных органо в, основно й социально й функцией котор ых являетс я осуществ ление правосу дия, разре шение возн икших в об ществе споро в и наказа ние лиц, со вершивших прот ивоправные посту пки. Прави льное пони мание соот ношения фу нкцийправа и су дов весьма точ но выражено пр инципом, ут вердившимс я в Великобр итании: «пр аво там, г де средств а его защит ы».
Органы, осу ществляющие пр авосудие – трет ья власть госу дарственно й власти, котор ая играет особу ю роль и в ме ханизме госу дарственно й власти и в с истеме сдер жек и прот ивовесов. Особ ая роль ор ганов судеб ной власти о пределяетс я тем, что о н – арбитр в с порах о пр аве. Только су дебная власт ь, но ника к не законо дательная и ли исполните льная, отпр авляет пра восудие. Ро ль судебно й власти в ме ханизме раз деления вл астей состо ит в сдерж ивании дву х других в ластей в р амках конст итуционной з аконности и пр ава, прежде все го, путем осу ществления ко нституцион ного надзор а и судебно го контрол я за ветвя ми власти.
Однако, су дебная власт ь, являясь с амостоятел ьной соста вляющей госу дарственно й власти к ак формы ор ганизации ж изни общест ва и его су ществовани я, выполняет не то лько сугубо пр авовые фун кции осущест вления пра восудия.
Как наиболее ст абильный и нститут госу дарственно й власти су дебная власт ь – мощный ф актор обес печения ст абильности пр авового пор ядка в общест венной и э кономическо й жизни, сре дство право вого воспит ания гражд ан.[8]
Судебная сост авляющая госу дарственно й власти и грает самосто ятельную ро ль в жизни об щества не то лько путем от правления пр авосудия, но и вз аимодейству я с различ ными институт ами общест ва в иных не правовых и пр авовых фор мах. В качест ве примера мо жно привест и взаимоде йствие судеб ной власти со сре дствами массо вой информ ации, откр ытие интер нет-сайтов в и нформацион ной среде И нтернет, р аботу предст авителей юр идической об щественност и в квалиф икационных ко ллегиях су дей и друг ие формы.
Суд– это орг ан государст ва, осущест вляющий пр авосудие в фор ме разреше ния уголов ных, гражд анских и а дминистрат ивных дел вустановленном з аконами да нного госу дарства про цессуально м порядке. В со временных стр анах деяте льность су дов направ лена на обес печение ко нституцион ных устоев, о храну зако нных прав и и нтересов гр аждан и ор ганизаций.
Будучи нез ависимым от дру гих власте й, суд опир ается толь ко на зако н и только е му подчиняетс я. При осу ществлении пр авосудия о н руководст вуется так ими демокр атическими пр инципами, к ак равенст во всех пере д законом и су дом, участ ие присяжн ых заседате лей, право об виняемого н а защиту, г ласность су допроизводст ва.
Прокуратура. В одних стр анах она я вляется сост авной част ью суда, а в дру гих организ ационно от делена от не го. Функци и прокуратур ы заключаютс я обычно в р асследован ии преступ лений, при нятии мер к н арушителям пр авопорядка, с анкциониро вании аресто в. Прокуратур а поддержи вает в суд ах обвинен ие, осущест вляет функ ции надзор а за соблю дением зако нности в стр ане.