Файл: Аппарат государственной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства, которые закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти.

Глава государства. В подавляющем большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти.

В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх. В отношении парламента он обладает рядом прав: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, в некоторых случаях правом «вето». Обычно монарх считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами.

В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. В целом полномочия президента сводятся к следующему:


- президент принимает иностранных дипломатов, назначает послов;

- ратифицирует международные договора и соглашения;

- является главнокомандующим вооруженными силами страны.

В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право:

- отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента;

- распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв.

Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государства в президентских республиках.

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правительства имеют разные названия: например, кабинет министров, совет министров.

Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секретарями, статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.

По всем вопросам своей компетенции правительство принимает решения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, в федеративных государствах – общефедеральное правительство и правительства членов федерации.


Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором – только одной партии. Коалиционные правительства формируются, как правило, в государствах с парламентарной формой правления.

Для выяснения роли Правительства немаловажен ответ на вопрос: какое значение имеет для него право Президента определять основныенаправления государственной политики? В статье 80 Конституции РФ[7]подчеркиваются приоритеты политического руководства главы государства. Однако, функции общего политического руководства Президента вовсе не означают ослабления роли Правительства.

За организацию работы Правительства как коллегиального органа несет персональную ответственность Председатель Правительства. Возлагая на Президента ответственность за деятельность Правительства, мы тем самым принижаем роль Председателя Правительства. Заметим, что по Регламенту Правительства (п. 36) при равенстве голосов при принятии решения на заседании Правительства решающим является голос Председателя Правительства.

Деятельность главы государства не ограничивается, однако, взаимодействием с Правительством. Сообразуясь с новыми обстоятельствами, действуя по собственному разумению, Президент не должен забывать главного: все его действия имеют комплексное, интегрирующее значение для государственной власти, оказывают влияние на разные стороны общественного бытия. При необходимости он может поменять состав Правительства, но он не вправе оставить государство без Правительства.


Конституционное назначение Правительства и Президента по многим параметрам их деятельности совпадает. Но они функционально разно уровневые и конституционно самостоятельные институты власти. Словом, Правительство – это не принадлежность Президента.

Судебные органы государственной власти.Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функцийправа и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «право там, где средства его защиты».

Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти.

Однако, судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.


Как наиболее стабильный институт государственной власти судебная власть – мощный фактор обеспечения стабильности правового порядка в общественной и экономической жизни, средство правового воспитания граждан.[8]

Судебная составляющая государственной власти играет самостоятельную роль в жизни общества не только путем отправления правосудия, но и взаимодействуя с различными институтами общества в иных неправовых и правовых формах. В качестве примера можно привести взаимодействие судебной власти со средствами массовой информации, открытие интернет-сайтов в информационной среде Интернет, работу представителей юридической общественности в квалификационных коллегиях судей и другие формы.

Суд– это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел вустановленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране.