Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика государственного аппарата
1.1. Понятие государственного аппарата и его органов
1.2. Соотно шение госу дарственно го аппарат а и механизм а государства
Глава 2.Акту альные вопрос ы и перспе ктивы разв ития госудрственного аппарата в России
2.1. Класс ификация ор ганов госу дарственно го аппарат а
В осуществ лении судеб ной власти про куратура и грает вспо могательну ю роль, од нако ее де ятельность необ ходима для по ддержания ре жима закон ности в пр авовом госу дарстве.
Нотариат. Это систе ма государст венных орг анов, в фу нкции котор ых входит у достоверен ие имущест венных сде лок, оформ ление насле дственных пр ав, засвидете льствование до кументов д ля придани я им юридичес кой достовер ности. Нот ариальная де ятельность пр идает зако нную форму р азличным ф актическим обсто ятельствам и те м самым со действует ут верждению пр авового пор ядка в общест венной жиз ни.
2.2. Госуд арственный а ппарат совре менной Росс ии
Механизм Росс ийского госу дарства пре дставляет собо й систему ор ганов, наде ленных власт ными полно мочиями и осу ществляющи х функции госу дарства. В с вязи с тем, что Росс ийская Федер ация являетс яфедеративным госу дарством, е го механиз м состоит из фе деральных ор ганов и ор ганов субъе ктов РФ. Со гласно ст. 11 Ко нституции РФ госу дарственну ю власть в Росс ийской Федер ации осущест вляют През идент РФ, Фе деральное Собр ание, Прав ительство РФ, су ды РФ.
Государственную в ласть в субъе ктах РФ осу ществляют обр азуемые им и органы госу дарственно й власти. Субъе ктам РФ пре доставляетс я право са мостоятель но устанав ливать систе му органов госу дарственно й власти, пор ядок их ор ганизации и де ятельности и и х компетен цию в соот ветствии с ос новами конст итуционного стро я Российско й Федераци и и общими пр инципами ор ганизации ор ганов госу дарственно й власти, уст анавливаем ыми федера льным зако ном. В связ и с этим в субъе ктах РФ сло жились раз нообразные с истемы орг анизации госу дарственно й власти.[9]
Взаимодействие фе деральных ор ганов госу дарственно й власти и ор ганов субъе ктов РФ осу ществляетс я сообразно пре дметам веде ния, закре пленным ст. 71 и 7 2 Конститу ции РФ. Пр и этом федер альным орг анам испол нительной в ласти разре шается соз давать сво и территор иальные ор ганы и наз начать соот ветствующи х должност ных лиц.
В процессе с воей деяте льности фе деральные ор ганы РФ име ют право пр инимать об щеобязател ьные решен ия по вопрос ам, отнесе нным к ком петенции Росс ийской Федер ации, и обес печивать и х исполнен ие с помощ ью органов госу дарственно й власти субъе ктов РФ. В то же вре мя по вопрос ам, отнесе нным к иск лючительно й компетен ции субъекто в РФ, орга ны государст венной власт и субъекто в РФ прини мают самосто ятельные ре шения, котор ые могут д аже противореч ить нормат ивно-право вым актам фе деральных ор ганов.
Различие в пре дметах веде ния федера льных орга нов и орга нов субъекто в РФ не оз начает одно временного су ществовани я двух качест венно разл ичных меха низмов госу дарства. Е динство ме ханизма Росс ийскогогосударства обес печивается ос новами конст итуционного стро я, закрепл яющими власт ь многонац ионального н арода Росс ийской Федер ации, прин ципы закон ности, раз деления вл астей, демо кратизма, ор ганичного сочет ания субор динации и коор динации.
Президент Росс ийской Федер ации.Как глава госу дарства През идент согл асно ст. 80 Ко нституции РФ[10]является:
- гарантом Ко нституции, пр ав и свобо д человека и гр ажданина;
- принимает мер ы по охране су веренитета Росс ийской Федер ации;
- обеспечи вает согласо ванное дейст вие органо в государст венной власт и;
- определяет ос новные напр авления внутре нней и вне шней полит ики;
- представ ляет Росси йскую Федер ацию внутр и страны и в ме ждународны х отношени ях.
Вся деятел ьность През идента, в к акой бы сфере о на ни осущест влялась, в ко нечном счете н аправлена н а охрану Ко нституции, обес печение ее неу коснительно го действи я. Особо в ажной являетс я задача соз дания тако го правово го режима, пр и котором н и один орг ан государст ва, ни одно до лжностное л ицо не нару шали бы Ко нституции, не пр инимали прот иворечащих е й правовых а ктов и не н арушали пр ав и свобо д личности и гр ажданина.
Конституция пре доставляет През иденту РФ и и ные способ ы непосредст венного вл ияния на де ятельность госу дарственны х органов. Д ля обеспече ния эффект ивного дейст вия федера льной зако нодательно й власти През идент наде лен правом з аконодател ьной иници ативы, т.е. мо жет вносит ь свои зако нопроекты н а рассмотре ние Государст венной Дум ы. Он также по дписывает фе деральные з аконы и об ладает пра вом отлагате льного вето, т.е. мо жет отклон ять закон и н аправлять е го на повтор ное рассмотре ние, излож ив мотивы не по дписания. През идент назн ачает выбор ыГосударственной Ду мы и в уст ановленных Ко нституциях с лучаях может р аспускать ее досроч но.[11]
Большое вл ияние на з аконодател ьный орган РФ, и ные органы госу дарственно й власти и об щественност ь страны о казывают е жегодные пос лания През идента РФ о по ложении в стр ане, об ос новных напр авлениях в нутренней и в нешней пол итики РФ, с котор ыми он обр ащается к Фе деральному Собр анию. Тако го рода пос лания содер жат перече нь основны х проблем в об ществе и госу дарстве и путе й их решен ия. Таким обр азом, ежего дные посла ния способст вуют коорд инации уси лий всех госу дарственны х органов, н аправленны х на решен ие важнейш их задач об щества и госу дарства.
Весьма знач имой являетс я роль През идента РФ в обес печении эффе ктивной работ ы Правител ьства РФ и и ных органо в исполните льной власт и. Так, През идент имеет пр аво предсе дательство вать и выс казываться н а заседани ях Правите льства РФ, от менять дейст вие постано влений и р аспоряжени й Правител ьства РФ в с лучае их прот иворечия Ко нституции РФ, фе деральным з аконам и у казам През идента РФ.
В случае воз никновения р азногласий ме жду органа ми государст венной власт и Российско й Федераци и, а также ме жду органа ми государст венной власт и субъекто в Федераци и, Президе нт РФ испо льзует сог ласительные про цедуры.
Согласно Ко нституции РФ През идент РФ осу ществляет ру ководство в нешней пол итикой Росс ийской Федер ации, в то м числе от и мени госуд арства ведет пере говоры и по дписывает ме ждународные до говоры, рат ификационн ые грамоты и т. д.
Как Верхов ный Главно командующи й Вооружен ными Силам и Президент РФ ут верждает ко нцепцию и п ланы строите льства, пр именения Воору женных Сил РФ, из дает указы о пр изыве граж дан на вое нную службу, ут верждает п ланы дисло кации иных С ил, размеще ния военны х объектов,ведет пере говоры и по дписывает ме ждународные до говоры о со вместной оборо не и военно м сотрудничест ве по вопрос ам коллект ивной безо пасности и р азоружения.
Федеральное Собр ание Росси йской Федер ации
Федеральное Собр ание РФ – это пре дставитель ный и зако нодательны й орган стр аны. Оно осу ществляет з аконодател ьную власт ь: принимает фе деральные з аконы, а т акже решает и ные вопрос ы, отнесен ные к компете нции предст авительных ор ганов власт и.
Федеральное Собр ание РФ состо ит из двух п алат: Госу дарственно й Думы и Со вета Федер ации. Госу дарственна я Дума состо ит из 450 де путатов, избр анных насе лением, а Со вет Федера ции – из 178 ч ленов. В эту п алату вход ят по два пре дставителя от к аждого субъе кта РФ – г лавы его пре дставитель ного и испо лнительного ор ганов.
Совет Федер ации и Госу дарственна я Дума засе дают разде льно.
Важнейшим н аправление м деятельност и Федераль ного Собра ния являетс я утвержде ние федера льного бюд жета, подгот авливаемого в ысшим федер альным орг аном испол нительной в ласти – Пр авительство м РФ.
Первоначально б юджет расс матриваетс я и утверж дается в фор ме федерал ьного зако на Государст венной Думо й, а затем о добряется Со ветом Федер ации. Для осу ществления ко нтроля за ис полнением фе дерального б юджета Совет Фе дерации и Госу дарственна я Дума обр азуют Счет ную палату, сост ав и порядо к деятельност и которой о пределяетс я федераль ным законо м.
Каждая из п алат Федер ального Собр ания облад ает и некотор ыми только е й присущим и полномоч иями. Важне йшей преро гативой Госу дарственно й Думы явл яется прин ятие федер альных зако нов и утвер ждение федер ального бю джета.
Особенность з аконотворчес кой компете нции Совет а Федераци и состоит в то м, что он не мо жет вносит ь изменени я и дополне ния в федер альные зако ны, как де йствующие, т ак и только что пр инятыеГосударственной Ду мой. Ибо это преро гатива Госу дарственно й Думы. Од нако Совет Фе дерации об ладает пра вом законо дательной и нициативы и мо жет внести н а рассмотре ние Государст венной Дум ы свой прое кт федерал ьного зако на.