Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика государственного аппарата
1.1. Понятие государственного аппарата и его органов
1.2. Соотно шение госу дарственно го аппарат а и механизм а государства
Глава 2.Акту альные вопрос ы и перспе ктивы разв ития госудрственного аппарата в России
2.1. Класс ификация ор ганов госу дарственно го аппарат а
В этом случ ае, государст венный мех анизм предст авляет из себ я совокупност ь государст венного ап парата, госу дарственны х структур, обес печивающих ре ализацию госу дарственно- властных пре дписаний, госу дарственны х предприят ий и учреж дений, расс матриваему ю в состоя ниидинамики, во вз аимодейств ии между собо й в целях осу ществления фу нкций госу дарства.
Исходя из т акого опре деления госу дарственно го механиз ма, можно обоз начить его пр изнаки:
- единство. Д анный приз нак означает, что к аждый орга н государст венного ме ханизма яв ляется сост авной част ью единого це лого. Меха низм госуд арства – это не прост ая совокуп ность орга нов, а име нно сложна я система ор ганов взаи мосвязанны х, взаимоде йствующих. Н апример, п арламент и пр авительство и меют различ ные полномоч ия, осущест вляют соот ветственно з аконодател ьную и испо лнительную в ласть, но пр и этом явл яются част ями одного госу дарственно го механиз ма. Парламе нт утвержд ает правите льство, пр авительство от ветственно пере д парламенто м. Они вза имодейству ют по мног им вопроса м;
- наличие с истемообразу ющих связе й. Эти связ и не являютс я связями ф изического, ме ханического и то му подобно го характер а. Это связ и информац ионные. Он и объединя ют все эле менты госу дарственно го механиз ма. Системообр азующие св язи подраз деляются н а:
а) вертика льные связ и – это св язи иерарх ические, в ос нове котор ых лежит по дчинение о дних органо в другим, иер архически в ысшим. В это м случае н аблюдается д вижение дву х видов инфор мации: прес криптивной ( информация д вижется свер ху вниз, от в ышестоящих ор ганов к ни жестоящим) и дес криптивной ( информация и дет снизу в верх, отра жает состо яние управ ляемых);
б) горизонт альные связ и – это св язи коорди нации, сог ласования с воих дейст вий для вы полнения об щей задачи;
Контрольно-корректирующие с вязи наблю даются меж ду надзорно- контрольны ми и подна дзорными ор ганами. На дзорные ор ганы призв аны осущест влять надзор з а соблюден ием, испол нением под надзорными ор ганами прес криптивной и нформации и корре ктировать де йствияподнадзорных ор ганов, даб ы направит ь их деяте льность в об щее русло госу дарственно й политики.[4]
- иерархич ность. Под д анным приз наком пони мается построе ние государст венного ме ханизма в в иде пирами ды, где вы шестоящие ор ганы имеют бо льше полно мочий, чем н ижестоящие и с пособны ок азывать вл ияние на и х деятельност ь, а нижесто ящие обяза ны выполнят ь решения в ышестоящих ор ганов.
Глава 2.Акту альные вопрос ы и перспе ктивы разв ития госудрственного аппарата в России
2.1. Класс ификация ор ганов госу дарственно го аппарат а
Государственные ор ганы можно к лассифициро вать по раз личным вид ам и по раз личным осно ваниям. Расс мотрим осно вные класс ификации:
- по поряд ку их созд ания и хар актеру выпо лняемых им и задач. Ис ходя из это го, государст венные орг аны подраз деляются н а: законод ательные ( представите льные), ис полнительн ые и судеб ные;
- по поряд ку осущест вления ком петенции р азличают е диноличные и ко ллегиальные, пр и этом еди ноличный ор ган отличаетс я от должност ного лица госу дарства не я вляющегося госу дарственны м органом те м, что в пер вом компете нция должност ного лица и госу дарственно го органа со впадают;
- по характеру по лномочий госу дарственны х органов в ыделяют ор ганы общей ко мпетенции и ор ганы специ альной ком петенции;
- по структуре и ли способу ор ганизации госу дарственные ор ганы можно по делить на прост ые, не име ющие внутре ннего подр азделения, и с ложные, об ладающие соот ветствующе й структуро й организа ций;
- по территор иальному пр изнаку госу дарственные ор ганы делятс я на федер альные, ор ганы субъе ктов федер ации и мест ные, при это м органы, н азывающиес я органами мест ного самоу правления, об ычно не яв ляются госу дарственны ми и не вхо дят в систе му органов госу дарства. Но, к ак правило, о ни не толь ко осущест вляют мест ное самоупр авление, но и в ыступают к ак специфичес кие элемент ы механизм а государст венной власт и, посколь ку по зако ну наделяютс я отдельны ми государст венными по лномочиями, ре ализация котор ых подконтро льна госуд арству;
- по способу воз никновения госу дарственные по дразделяютс я на первич ные и произ водные. Пер вичные орг аны государст ва никаким идругими ор ганами не соз даются. Он и либо воз никают в пор ядке насле дования (н аследствен ная монарх ия), либо изб ираются по уст ановленной про цедуре и по лучают власт ные полномоч ия от избир ателей (пре дставитель ные органы). Про изводные ор ганы созда ются первич ными орган ами, котор ые и надел яют их власт ными полно мочиями;
Далее в свое й работе я бо лее подроб но рассмотр ю государст венные орг аны, класс ифицирован ные по при нципу разде ления власте й.
Представительные ор ганы госуд арственной в ласти.К числу пре дставитель ных государст венных орг анов относ ятся законо дательные учре ждения и мест ные органы в ласти и са моуправлен ия. Они фор мируются путе м избрания и х население м страны, де йствуют от е го имени и от ветственны пере д ним.[5]
Функции за конодатель ной власти осу ществляют в ысшие предст авительные ор ганы госуд арства.
Законодательный ор ган занимает г лавенствую щее положе ние в меха низме госу дарства, пос кольку в соот ветствии с пр инципом раз деления вл астей зако нодательна я власть я вляется на иболее важ ной. Она уст анавливает об щеобязател ьные требо вания, котор ые исполните льная власт ь должна про водить в ж изнь и котор ые служат з аконодател ьной осново й для деяте льности су дебной власт и.
При демокр атическом госу дарственно м строе выс шим предст авительным и з аконодател ьным органо м является п арламент. О н представ ляет сувере нитет наро да, и толь ко он один пр авомочен в ыражать во лю народа в фор ме закона.
Современное со держание и деи парламе нтаризма з аключается в с ледующем: « верховная в ласть прин адлежит не п арламенту, а н ароду, пар ламентская в ласть в это м случае – л ишь уполно моченная, а кцидентная в ласть, ибо су веренен наро д, а парла мент только о лицетворяет н ародный су веренитет, не в нося при это м изменени й в объект пр ав суверен ности».
Парламенты мо гут иметь д вухпалатну ю и однопа латную стру ктуру.
В федерати вных госуд арствах пар ламенты состо ят из двух п алат – ниж ней и верх ней, котор ые в принц ипе облада ют одинако выми законо дательными по лномочиями, н апример, в С ША – это П алата предст авителей и Се нат, в Инд ии – Народ ная палата и Со вет штатов, в А встрии – Со юзный совет и Н ациональны й совет. В Фе деративной Рес публике Гер мании зако нодательные по лномочия осу ществляет н ижняя палат а – Бундест аг, а Бундеср ат, осущест вляющий пре дставительст во земель, мо жет лишь з атормозить пр инятие того и ли иного з акона, опротесто вав законо проект в Фе деральном ко нституцион ном суде.
Двухпалатная п арламентск ая система и меет место и в не которых ун итарных госу дарствах. Это обус ловлено стре млением к бо лее устойч ивому соот ношению си л между ис полнительно й и законо дательной в ластями, пр и котором в ласть одно й палаты с держиваетс я создание м второй п алаты, фор мируемой н а иной осно ве (например, П алата общи н и Палата лор дов в Англ ии).
Двухпалатная стру ктура парл амента получ ила значите льное распростр анение в м ире т.к. д ает возмож ность обес печить нар яду с общи м представ ительством и нтересов все й нации та кже особое пре дставительст во общих и нтересов н аселения кру пных регио нов, либо и нтересов и ных групп об щества, игр ающих в не м важную ро ль. Так же эт а структур а устанавл ивает прот ивовес веро ятным поспе шным и недост аточно про думанным з аконодател ьным решен иям одной п алаты.[6]
Исполнительные ор ганы госуд арственной в ласти.Исполнительные ор ганы госуд арственной в ласти – это ис полнительно-р аспорядите льные орга ны, ведущие по вседневную о перативную р аботу по госу дарственно му управле нию общест венными про цессами в и нтересах об щества или е го части.