Файл: Аппарат государственной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом случае, государственный механизм представляет из себя совокупность государственного аппарата, государственных структур, обеспечивающих реализацию государственно-властных предписаний, государственных предприятий и учреждений, рассматриваемую в состояниидинамики, во взаимодействии между собой в целях осуществления функций государства.

Исходя из такого определения государственного механизма, можно обозначить его признаки:

- единство. Данный признак означает, что каждый орган государственного механизма является составной частью единого целого. Механизм государства – это не простая совокупность органов, а именно сложная система органов взаимосвязанных, взаимодействующих. Например, парламент и правительство имеют различные полномочия, осуществляют соответственно законодательную и исполнительную власть, но при этом являются частями одного государственного механизма. Парламент утверждает правительство, правительство ответственно перед парламентом. Они взаимодействуют по многим вопросам;

- наличие системообразующих связей. Эти связи не являются связями физического, механического и тому подобного характера. Это связи информационные. Они объединяют все элементы государственного механизма. Системообразующие связи подразделяются на:

а) вертикальные связи – это связи иерархические, в основе которых лежит подчинение одних органов другим, иерархически высшим. В этом случае наблюдается движение двух видов информации: прескриптивной (информация движется сверху вниз, от вышестоящих органов к нижестоящим) и дескриптивной (информация идет снизу вверх, отражает состояние управляемых);


б) горизонтальные связи – это связи координации, согласования своих действий для выполнения общей задачи;

Контрольно-корректирующие связи наблюдаются между надзорно-контрольными и поднадзорными органами. Надзорные органы призваны осуществлять надзор за соблюдением, исполнением поднадзорными органами прескриптивной информации и корректировать действияподнадзорных органов, дабы направить их деятельность в общее русло государственной политики.[4]

- иерархичность. Под данным признаком понимается построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие обязаны выполнять решения вышестоящих органов.

Глава 2.Актуальные вопросы и перспективы развития госудрственного аппарата в России

2.1. Классификация органов государственного аппарата

Государственные органы можно классифицировать по различным видам и по различным основаниям. Рассмотрим основные классификации:

- по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. Исходя из этого, государственные органы подразделяются на: законодательные (представительные), исполнительные и судебные;


- по порядку осуществления компетенции различают единоличные и коллегиальные, при этом единоличный орган отличается от должностного лица государства не являющегося государственным органом тем, что в первом компетенция должностного лица и государственного органа совпадают;

- по характеру полномочий государственных органов выделяют органы общей компетенции и органы специальной компетенции;

- по структуре или способу организации государственные органы можно поделить на простые, не имеющие внутреннего подразделения, и сложные, обладающие соответствующей структурой организаций;

- по территориальному признаку государственные органы делятся на федеральные, органы субъектов федерации и местные, при этом органы, называющиеся органами местного самоуправления, обычно не являются государственными и не входят в систему органов государства. Но, как правило, они не только осуществляют местное самоуправление, но и выступают как специфические элементы механизма государственной власти, поскольку по закону наделяются отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству;

- по способу возникновения государственные подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакимидругими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями;


Далее в своей работе я более подробно рассмотрю государственные органы, классифицированные по принципу разделения властей.

Представительные органы государственной власти.К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.[5]

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства.

Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Современное содержание идеи парламентаризма заключается в следующем: «верховная власть принадлежит не парламенту, а народу, парламентская власть в этом случае – лишь уполномоченная, акцидентная власть, ибо суверенен народ, а парламент только олицетворяет народный суверенитет, не внося при этом изменений в объект прав суверенности».

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.


В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями, например, в США – это Палата представителей и Сенат, в Индии – Народная палата и Совет штатов, в Австрии – Союзный совет и Национальный совет. В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата – Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому соотношению сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире т.к. дает возможность обеспечить наряду с общим представительством интересов всей нации также особое представительство общих интересов населения крупных регионов, либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль. Так же эта структура устанавливает противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.[6]

Исполнительные органы государственной власти.Исполнительные органы государственной власти – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части.