Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика государственного аппарата
1.1. Понятие государственного аппарата и его органов
1.2. Соотно шение госу дарственно го аппарат а и механизм а государства
Глава 2.Акту альные вопрос ы и перспе ктивы разв ития госудрственного аппарата в России
2.1. Класс ификация ор ганов госу дарственно го аппарат а
Введение
Государство, как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться вглубь веков, то становится ясно, что государство – это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ для общества. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством.
Современное государство является государством социальным, соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.
Объектом исследования в данной работе являются нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус и функции государственного аппарата в Российской Федерации.
Предметом исследования в настоящей работе является государственный аппарат в Российской Федерации.
Целью исследования в работе является изучение и анализ правового статуса и функции государственного аппарата в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- изучить понятие государственного аппарата;
- исследовать принципы деятельности государственного аппарата;
- проанализировать структуру государственного аппарата;
- исследовать роль всех органов государственного аппарата в управлении государством.
Методологическую базу составили положения и выводы ведущих отечественных и зарубежных ученых, а также современные методы познания, выявленные и разработанные научными подходами философии, логики и апробированные юридической практикой (анализ, синтез, индукция, дедукция, законы диалектики и т.д.).
Нормативную правовую основу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, к числу которых следует отнести: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, объединяющих четыре параграфа, заключение и список литературы.
Глава 1. Понятие и общая характеристика государственного аппарата
1.1. Понятие государственного аппарата и его органов
Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.[1]
Таким образом, государственный аппарат – это совокупность органов и должностных лиц, осуществляющих на профессиональной основе управленческие функции государства и обладающих монополией на государственное принуждение.
Из этого определения вытекают следующие признаки данной категории.
Включает органы государственной власти и должностных лиц для осуществления управленческих функций государства;
В основу его формирования и функционирования положен профессиональный принцип, т.е. сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе;
Обладает монополией на государственное принуждение.
Понятие государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле взгляд на государственный аппарат, как на совокупность всех государственных органов идентично понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают, как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно – распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле «государственный аппарат» используют в науке административного права.
Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.[2]
Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:
- осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;
- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);
- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;
- образуются в порядке, установленном законом.
Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.
Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.[3]
Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком.
Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.
Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форми методов, особе нно в отно шении приме нения прину дительных мер.
Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право:
- принимат ь общеобяз ательные ре шения в ви де нормати вно-правов ых или инд ивидуальны х актов пр именения пр ава,
- проводит ь организа ционную, ко нтрольную и ли иную вл астную деяте льность,
- применят ь государст венное при нуждение к л ицам и орг анизациям, не в ыполняющим об щеобязател ьные решен ия данного ор гана либо и ных органо в государст ва.
Реализация ко мпетенции я вляется об язанностью госу дарственно го органа.
Каждый орг ан государст ва может де йствовать то лько в рам ках предост авленных е му полномоч ий. Выход з а их преде лы признаетс я правонару шением, а пр инятые реше ния или де йствия за пре делами пре доставленн ых полномоч ий подлежат нез амедлитель ной отмене.
1.2. Соотно шение госу дарственно го аппарат а и механизм а государства
Для выполне ния своих фу нкций госу дарство имеет с пециальный ме ханизм, котор ый так и н азывается- госу дарственны й механизм. Вот к акое опреде ление дает Д митриев Ю. А.: «Механ изм государст ва – это с истема госу дарственны х органов, пр изванных осу ществлять госу дарственну ю власть, з адачи и фу нкции госу дарства. Ме ханизм госу дарства ест ь та реаль ная организ ационная и м атериальна я сила, рас полагая которо й государст во проводит ту и ли иную по литику».
Рассмотрим, че м отличаютс я понятия « государстве нный механ изм» и «ап парат госу дарства». Н а этот счет и меются раз личные точ ки зрения. А нализ науч ных исследо ваний по во просу о по нятии меха низма госу дарства поз воляет выде лить неско лько основ ных подходо в к решени ю этой проб лемы.
Понятия «ме ханизм госу дарства» и « государстве нный аппар ат» тождест венны, т.е. ме ханизм госу дарства и госу дарственны й аппарат пр изнаются со впадающими по объе му и содер жанию.
В механизм госу дарства по мимо госуд арственного а ппарата вк лючают еще и т ак называе мые матери альные при датки. К н им относят воору женные сил ы, полицию, ор ганы безоп асности, ис правительн ые учрежде ния и т.д. – и ными слова ми, вооруже нные формиро вания, сило вые структур ы.
Существует точ ка зрения ( Р.А. Ромашо в, А.В. Яку шев), согл асно которо й в механиз м государст ва помимо госу дарственно го аппарат а включаютс я государст венные пре дприятия и учре ждения, парт ии парламе нтского бо льшинства, ор ганы местно го самоупр авления и т. д.
Имеется поз иция, в соот ветствии с которо й под аппар атом госуд арства пон имаются ор ганы госуд арства в ст атике, а по д механизмо м – те же ор ганы, толь ко в динам ике. Таким обр азом, понят ия «государст венный апп арат» и «ме ханизм госу дарства» ле жат в разн ых плоскост ях и соотнос ятся между собо й, как вещ ь, находящ аяся в покое, в ст атике (госу дарственны й аппарат), и эт а же вещь, н аходящаяся в д вижении, д инамике (ме ханизм госу дарства).
Но в полно й мере нел ьзя соглас иться ни с о дним из вы шеперечисле нных подхо дов. Предст авляется, что бо лее правил ьным будет о пределение ме ханизма госу дарства пр и сочетани и третьего и чет вертого по дходов.