Файл: Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное управление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развития правоприменения законов показывает, что в разное время одни и те же деяния квалифицировались то как преступления, то как административные правонарушения. Ярким примером может служить мелкое хулиганство и хулиганство. Первое – правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. Второе – преступление, ответственность за которое предусмотрена уже Уголовным кодексом. Соответственно, и процедура привлечения различается, так как регламентируется разными кодексами. Разграничения также находят себя и в иных критериях, но такой показатель, как общественная опасность, видится основным, даже если исходить из теории законодателя. Если говорить о последствиях для лиц, привлеченных к уголовной ответственности, то они значительно суровее, чем при административной ответственности. Лицо, которое было привлечено к административной ответственности, не считается лицом, имеющим судимость.

Спорным является существование административной преюдиции. Данное нормативное установление, в общем виде, определяется как привлечение лица к уголовной ответственности, если оно в течение определенного периода времени (чаще всего – год) после одного или двух административных взысканий совершит такое же правонарушение. Необходимо более детальное предоставление информации о данном положении, что, вероятнее всего, найдет себя в законодательном закреплении, например, в одном из Кодексов.

3. Проанализировать причины и условия совершения административных правонарушений. Было установлено, что установление таковых причин и условий – задача крайне трудная, но необходимая, как для органов внутренних дел, так и для исследователей, занимающихся психологией личности. Целесообразно делить причины на физиологические и социальные, что в конечном итоге значительно упрощает задачу в предупреждении правонарушений органами внутренних дел. Тем не менее, большее внимание уделено социальным причинам, и это видится наиболее правильным. Вокруг человека существует множество факторов, которые при стечении определенных обстоятельств могут повлиять на него, тем самым, самое малое – подтолкнув его на совершение административного правонарушения.
Нельзя упускать тот факт, что одной из социальных причин выступает государство. Государственный строй, недостатки и пробелы в законодательстве – в нынешнее время это может пагубно отразиться на количестве совершаемых правонарушений. Также существуют условия для совершения правонарушения. Они действуют иначе, нежели причины, способствуя созиданию следствия.

4. Рассмотреть административно-правовые меры предупреждения административных правонарушений органами внутренних дел. Выявлено, что существует множество подходов к определению понятия «предупреждение правонарушений». Их анализ позволил сделать общий, краткий вывод о данном понятии. Предупреждение правонарушений – это система мер, направленных на противодействие процессов совершения административных правонарушений, которые принимаются государственными органами, общественными организациями, представителями власти и иными лицами. Тем не менее, наличие большого количества подходов к определению рассматриваемого понятия говорит о том, что данная проблема изучается очень тщательно.

Установлено, что помимо понятия «предупреждение правонарушений» встречается еще ряд терминов, которые близки к нему, но в то же время несут разную смысловую нагрузку: «профилактика», «предотвращение», «пресечение».

5. Выявить особенности предупреждения органами внутренних дел отдельных видов правонарушений. При решении данной задачи была рассмотрена статистика совершения административных правонарушений, исходя из которой, был сделан вывод о том, что в настоящее время чаще всего совершаемыми правонарушениями можно считать правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, совершаемые против общественного порядка, а также посягающие на здоровье граждан и общественную нравственность. Каждая группа была рассмотрена в отдельности, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что деятельность сотрудников органов внутренних дел по предупреждению данных правонарушений ведется активно и тщательно, и это позволяет говорить о сокращении числа совершенных правонарушений конкретно в данных сферах.

6. Установить проблемы взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами системы предупреждения и пресечения административных правонарушений. По итогам анализа данной задачи было установлено, что органы внутренних дел при осуществлении предупредительной деятельности в отношении административных правонарушений взаимодействуют с иными субъектами – как физическими лицами, так общественными объединениями, организациями, а также иными специализированными и неспециализированные участники предупреждения административных правонарушений. Но, тем не менее, существует ряд существенных проблем, которые не дают в полной мере раскрыть весь потенциал взаимодействии

органов внутренних дел с указанными субъектами, что в значительной степени снижает качество деятельности по предупреждению административных правонарушений.

Таким образом, в завершение работы можно сделать вывод о том, что необходимо формирование системного подхода в деятельности органов внутренних дел, направленного на разработку и реализацию комплексных мер эффективного предупреждения правонарушений, обеспечиваемых системной научно обоснованной информацией о состоянии преступности в целом, а также о правоохранительных приоритетах. На законодательном уровне необходимо пересмотреть понятие административной преюдиции, что значительно может повысить не только правовую культуру граждан, но и отношение к совершению правонарушений в целом. Также крайне необходимо рассмотреть возможность улучшения взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами предупредительной деятельности, и, возможно, также зафиксировать это на законодательном уровне, что, несомненно, улучшит криминогенную обстановку в государстве. Реализация данных мер способна нейтрализовать внешние и внутренние факторы эскалации данного антиобщественного явления, минимизировать его криминальные последствия.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: официальный текст (в ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 2019. – № 22. – Ст. 2668.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст.1; 2019. – № 22. – Ст. 2670.

  4. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900; 2019. – № 14 (Ч. 1). – Ст. 1461.

  5. Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. – 2014. – № 14. – Ст. 1536; 2018. – № 1 (Ч.1). – Ст. 81.

  6. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ. – 2016. – № 26 (Ч. 1). – Ст. 3851.

  7. Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 28.07.2011 № 1027 (в ред. от 24.07.2015) // СЗ РФ. – 2011. – № 31. – Ст. 4712; 2015. – № 32. – Ст. 4578.
  8. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах: указ Президента Российской Федерации от 23.05.2011 № 668 (в ред. от 24.07.2015) // СЗ РФ. – 2011. – № 22. – Ст. 3154; 2015. – № 30. – Ст. 4576.

  9. Агапов, А. Б. Субъекты административного права: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 268 с.

  10. Агапов, А. Б. Административная юрисдикция: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 163 с.

  11. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. – М.: Зерцало-М, 2018. – 480 с.

  12. Арутюнов, А. А. К вопросу о соотношении уголовного и административного права // Библиотека криминалиста. – 2016. – № 2 (7). – С. 32-37.

  13. Афанасьева, О. Р. Криминология: учебник // О. Р. Афанасьева, М. В. Гончарова. – М.: Юрайт, 2019. – 360 с.

  14. Ахмедшина, Н. В. К вопросу о профилактике правонарушений в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 366. – С. 97-98. 

  15. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: Норма, 2005. – 800 с.

  16. Бочаров, С. Н. Специальные меры административно-правового пресечения в правоприменительной практике полиции при противодействии правонарушениям несовершеннолетних / С. Н. Бочаров, О. М. Дорошенко // Вестник экономической безопасности. – 2016. – № 3. – С. 18-23.

  17. Васильев, Ф. П. Современное толкование о правовых основах деятельности сотрудников полиции МВД России в процессе производства дел об административных правонарушениях / Ф. П. Васильев, Э. Н. Гендеев // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 4 (2). – С. 84-90.

  18. Васильчикова, Н. В. Криминология: учебник / Н. В. Васильчикова, В. В. Кухарук. – М.: Юрайт, 2013. – 143 с.

  19. Винокуров, А. Ю. Природоохранная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации: монография. – М.: МосГУ, 2006. – 93 с.

  20. Винокуров, А. Ю. Проблемы предупреждения экологических правонарушений: монография. – М.: МосГУ, 2008. – 86 с.

  21. Вольникова, И. И. К вопросу о понятии преступления // Армия и общество. – 2013. – № 2 (34). – С. 79-83.

  22. Галахова, О. В. О юридической технике и судебном толковании смежных преступлений и административных правонарушений // Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы. – 2015. – № 3 (12). – С. 122-127.

  23. Гербеков, И. И. Понятие и виды профилактики правонарушений // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 4 (42). – С. 99-105.

  24. Гогин, А. А. Общая концепция правонарушений: автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – М.: РГБ, 2011. – 40 с.

  25. Епифанова, Е. В. Российская уголовно-правовая наука о понятии преступления // Журнал российского права. – 2008. – № 4 (136). – С. 55-63.

  26. Жубрин, Р. В. Предупреждение преступности на современном этапе развития российского общества: понятие, содержание, принципы // Всероссийский криминологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 627-637.

  27. Захарцев, С. И. Правовой нигилизм в России // Мониторинг правоприменения. – 2015. – № 2 (15). – С. 12-20.

  28. Иваненко, И. Н. Разграничение административного правонарушения и преступления / И. Н. Иваненко, А. С. Пенькова // Научный журнал КубГАУ. – 2017. – № 129 (05). – С. 1-12.

  29. Касьянов, В. В. Социология права: учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 380 с.

  30. Комлев, Ю. Ю. Криминология как социология преступности // Вестник экономики, права и социологии. – 2017. – № 2. – С. 67-73.

  31. Конин, Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. – М.: Юрайт, 2018. – 402 с.

  32. Куракин, А. В. Причины и условия совершения административных правонарушений (деликтов) // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 7. – С. 676-683.

  33. Лелеков, В. А. Ювенальная криминология: учебник / В. А. Лелеков, Е. В. Кошелева. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 495 с.

  34. Ляшева, Ю. А. Уголовная ответственность за незаконную добычу водных биологических ресурсов. Проблемы законодательной техники и правоприменени: автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.08. – С.-Пб.: СЮИ, 2017. – 24 с.

  35. Макарейко, Н. В. Административное право: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 259 с.

  36. Павлухин, А. Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания: учебное пособие / А. Н. Павлухин, З. С. Зарипов, Н. Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 111 с.

  37. Попов, Л. Л. Административное право Российской Федерации: учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 397 с.

  38. Працко, Г. С. Право и законность как основа правопорядка // Философия права. – 2018. – № 2 (85). – С. 164-169.

  39. Самощенко, И. С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. – М.: Юридическая литература, 1963. – 263 с.

  40. Тюкалова, Н. М. Специфика законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий // Вестник Воронежского государственного университета. – 2014. – № 2 (15). – С. 267-276.

  41. Уайт, Р. Деятельность по предупреждению преступности среди молодежи.  – Сидней: Федерация печати, 2017.  – 217 с.

  42. Хазов, Е. Н. Правовая культура и правовое воспитание несовершеннолетних. / Е. Н. Хазов, И. Ю. Алексеева // Правовая культура современного российского общества. – 2002. – № 2. – С. 36-40.

  43. Чернышева, Е. В. Полицейская психология: учебное пособие / Е. В. Чернышева, К. В. Злоказов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2016. – 184 с.

  44. Шалагин, А. Е. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 2. – С. 153-157.

  45. Шалагин, А. Е. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения / А. Е. Шалагин, М. Ю. Гребенкин // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2018. – № 1 (5). – С. 39-47. 

  46. Шевченко, Ю. П. Административное правонарушение и преступление: в чем отличие? / Ю. П. Шевченко, И. А. Косицин // Вестник Омской юридической академии. – 2017. – № 4. – С. 40-44.

  47. Эриашвили, Н. Д. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект: учебное пособие / Н. Д. Эриашвили [и др.]. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 351 с.


1 Касьянов В. В. Социология права: учебник. – М.: Юрайт, 2017. – С. 178.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст.1; 2019. – № 22. – Ст. 2670.

3 Епифанова Е. В. Российская уголовно-правовая наука о понятии преступления // Журнал российского права. – 2008. – № 4 (136). – С. 57.

4 Тюкалова Н. М. Специфика законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий // Вестник Воронежского государственного университета. – 2014. – № 2 (15). – С. 270.

5 Гогин А. А. Общая концепция правонарушений: автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – М.: РГБ, 2011. – С. 13.

6 Самощенко И. С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. – М.: Юридическая литература, 1963. – С. 50.

7 Попов Л. Л. Административное право Российской Федерации: учебник. – М.: Юрайт, 2018. – С. 197.

8 Макарейко Н. В. Административное право: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – С. 167.

9 Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. – М.: Юрайт, 2018. – С. 78.

10 Агапов А. Б. Субъекты административного права: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – С. 19.

11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) // СЗ РФ. –2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст.1; 2019. – № 22. – Ст. 2670.

12 Агапов А. Б. Административная юрисдикция: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – С. 97.

13 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст.1; 2019. – № 22. – Ст. 2670.

14 Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; 2019. – № 22. – Ст. 2668.

15 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст.1; 2019. – № 22. – Ст. 2670.

16 Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; 2019. – № 22. – Ст. 2668.

17 Конституция Российской Федерации: официальный текст (в ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

18 Галахова О. В. О юридической технике и судебном толковании смежных преступлений и административных правонарушений // Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы. – 2015. – № 3 (12). – С. 124.