Файл: Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное управление.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.
Необходимо указать на то, что специалисты в области административного права, которые занимались подготовкой проекта КоАП, настойчиво придерживались такой точки зрения, что административные правонарушения никаким образом не могут представлять собой общественной опасности. Определение того, что административное правонарушение признается «общественно вредным», на общем плане того, что априори все виды правонарушений опасны и вредны, также осталось без внимания разработчиков законопроекта. То есть, это является «само собой разумеющееся» отличие административного правонарушения от уголовно наказуемого преступления. По словам профессора Марцева А.И.: «Само понятие общественной опасности – это научная абстракция, к познанию которой устремлены усилия многих ученых»3.
Стоит отметить, что у многих ученых, которые занимаются административным правом, существует своя точка зрения о наиболее верном, на их взгляд, понятии об административном правонарушении. Так, например, кандидат юридических наук Тюкалова Н.М. полагает, что административное правонарушение – это виновное антиобщественное деяние, которое может проявляться как в действии, так и в бездействии, нарушающее общественные правила поведения, которые непосредственно охраняются мерами административного воздействия4.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что идее о наличии и дифференциации степени общественной опасности правонарушений были посвящены работы таких ученых-авторов как, например, Лютов К., Мальцев В.В., Фефелов П. А., Ляпунов Ю. И., Лукьянов В. В. Данная концепция разграничения общественной опасности и общественной вредности предоставила возможность по-иному рассмотреть критерий разграничения различных видов правонарушений.
Рассматривая административное правонарушение как деяние, можно отметить, что это некое единство физического и психического составляющего человека, то есть это волевой акт, который полностью был осознан, он выражен в подконтрольном сознанию действии или бездействии, за который предусмотрена ответственность, закрепленная в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Данное деяние преимущественно включает в себя цель, мотив, средства, результат, а впоследствии – личное отношение к содеянному.
Действие – это активное невыполнение требований, обязанностей, а также нарушение установленных запретов.
Бездействие же – это пассивное поведение, которое проявляется в несовершении тех действий, которые лицо должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей и сложившейся обстановки.
Конечно, имеются и другие определения, которые подчеркивают многообразие аспектов административного правонарушения. Но большинство авторов указывают идентичные признаки правонарушения, такие как противоправность, общественная опасность, виновность и административная наказуемость.
И если рассматривать административно-правовую литературу, то можно с уверенностью говорить о том, что проблема понятия административного правонарушения крайне далека от разрешения5.
Тем не менее, необходимо рассмотреть каждый признак правонарушения в отдельности.
Противоправность – это совершение деяния, которое нарушает нормы административного законодательства и иных отраслей отечественного права, охраняемые административной ответственностью.
Общественная опасность состоит в том, что правонарушение посягает на ценности общества, которые, безусловно, важны, а также условия существования такого общества в целом. Данный признак должен быть неотъемлемой частью определения административного правонарушения, закрепленного в КоАП.
Признак виновности выражен в психически-волевом отношении лица к совершенному правонарушению, а также к его последствиям. Вина является обязательной составной части субъективной стороны любого правонарушения. Виновность характеризуется тем, что правонарушитель умышленно, либо же по неосторожности выбирает поведение, которое в свою очередь считается неправомерным, тем самым игнорируя требования общества и государства в целом.
Что касаемо наказуемости, то стоит отметить, что не каждое неисполнение юридически закрепленной обязанности или несоблюдения установленных законодательством запретов, является правонарушением. Ими признаются только те деяния, за совершение которых последует применение правовых санкций к тому, кто непосредственно совершил данное правонарушение. А оно всегда влечет за собой меры государственного воздействия, которые возлагают на лицо, совершившее деликт, лишения, имущественные или личностные тяготы, обременения. Если же за совершение правонарушения санкций не предусмотрено, то привлечение лица к ответственности ни в коем случае недопустимо. По этому поводу высказался фронтовик, профессор советского права Иван Сергеевич Самощенко: «Противоправны те деяния, которые запрещены государством под страхом наступления последствий, предусмотренных правовыми санкциями»
6.
Все признаки административного правонарушения, которые находят свое закрепление в отечественном праве, в совокупности составляют сложный юридический состав, который будет являться единственным основанием административной ответственности лица, совершившего правонарушение.
Но следует учитывать то, что совокупность признаков и юридический состав в целом не тождественны друг другу. На основе признаков строится социально-психологическая и юридическая характеристика правонарушения. Юридической состав же решает ту задачу, которая связана с правовой классификацией действия или бездействия, а также с привлечением лица к административной ответственности. То есть, по своей сути, значение состава проявляется в том, что именно он является основанием для данной ответственности, так как если нет основания, то, следовательно, и нет ответственности.
Под составом административного правонарушения следует понимать единство установленных Кодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, которые характеризуют совершенное деяние как административное правонарушение.
Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют элементы состава преступления7:
1. Объект;
2. Объективная сторона;
3. Субъект;
4. Субъективная сторона.
Под объектом административного правонарушения следует понимать общественные отношения, которые урегулированы нормами права и охраняются мерами административной ответственности. Так, например, объектом такого административного правонарушения, как «хулиганство» (ст. 5.61 КоАП РФ) являются честь и достоинство личности. То есть, нарушаемые противоправным деянием общественные отношения и будут являться объектом соответствующего правонарушения.
Также выделяют родовой и непосредственный объект правонарушения.
Родовой объект административного правонарушения конкретизирует общий объект посягательства и указывает на определенные группы общественный отношений, которые подверглись нарушению. В качестве данного объекта выступают личность, права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, а также общественная безопасность.
Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым правонарушение причиняет ущерб. Таким объектом могут являться норма, правила, предписания, запреты. Родовой объект также служит неким разграничителем между однородными административными правонарушениями.
В литературе также употребляется термин «видовой объект правонарушения»8. Его можно рассматривать в двух значениях: во-первых, видовым может называться непосредственный объект: во-вторых, видовым объектом может являться часть однородных ценностей, которые непосредственно входят в состав более общего родового объекта. Так, например, если родовым объектом является личность, то видовыми объектами можно считать ее жизнь и здоровье, честь и достоинство. Выделение видового объекта по праву является необходимым и оправданным, так как именно данная система объектов досконально разграничивает общественные отношения между собой, тем самым позволяя правоприменителю высококачественно осуществлять процесс квалификации административных правонарушений, а также назначать лицам, совершившим определенное правонарушение, административное наказание.
Те общественные отношения, которые являются объектом административного правонарушения, регулируются в ряде случаев нормами конституционного, экологического, трудового, земельного отраслей права, а не только административной, но защищаются они лишь положениями КоАП РФ, а также законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
В случае, если противоправное деяние направлено на общественные отношения, которые не охраняются нормами данного Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то из этого следует, что объекта административного правонарушения нет9.
Объективная сторона административного правонарушения – это система признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, которая предусмотрена нормами права. Объективная сторона определяет проступок как акт внешнего поведения лица, совершившего правонарушение, а также включает такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие, вред, причинную связь между деянием и наступившим вредом, время, место, способ и обстановка совершения правонарушения. Но как следует из практики, в установлении причинной связи в составе правонарушения нет необходимости, так как наступившие вредные последствия в основном нематериальны и проявляются лишь в виде общественного вреда, а причинно-следственная связь между правонарушением и дальнейшими последствиями сомнения не вызывают априори.
Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица, совершившие общественно опасное деяние, а также обладающие административной деликтоспособностью.
Индивидуальные субъекты – это вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет, где вменяемостью признается способность осознавать фактический характер деяния, а также его общественную опасность.
Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на 2 типа: общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (те, которые отражают характерные особенности трудового и служебного положения; прошлое противоправное поведение)10.
Отличительными особенностями в качестве субъектов административного правонарушения характеризуются должностные лица. Они несут ответственность не только за лично совершенные действия, а также бездействия, но и за действия подчиненных им работников, которые совершили деликт. Согласно КоАП РФ: «Должностное лицо – это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации»11.
Совершившие административное правонарушение в связи с выполнением данных функций руководители и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностное лицо, если законодательством не установлено иное12.
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение. Существует 2 элемента субъективной стороны правонарушения: обязательный (вина) и факультативный (цель и мотив). Вина – это сознательное отношения лица к совершенному им правонарушению и наступившим последствиям. Может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
При умышленной вине лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, а также предвидело его вредные последствия и сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Умысел также может быть как прямой, так и косвенный.
Необходимо указать на то, что специалисты в области административного права, которые занимались подготовкой проекта КоАП, настойчиво придерживались такой точки зрения, что административные правонарушения никаким образом не могут представлять собой общественной опасности. Определение того, что административное правонарушение признается «общественно вредным», на общем плане того, что априори все виды правонарушений опасны и вредны, также осталось без внимания разработчиков законопроекта. То есть, это является «само собой разумеющееся» отличие административного правонарушения от уголовно наказуемого преступления. По словам профессора Марцева А.И.: «Само понятие общественной опасности – это научная абстракция, к познанию которой устремлены усилия многих ученых»3.
Стоит отметить, что у многих ученых, которые занимаются административным правом, существует своя точка зрения о наиболее верном, на их взгляд, понятии об административном правонарушении. Так, например, кандидат юридических наук Тюкалова Н.М. полагает, что административное правонарушение – это виновное антиобщественное деяние, которое может проявляться как в действии, так и в бездействии, нарушающее общественные правила поведения, которые непосредственно охраняются мерами административного воздействия4.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что идее о наличии и дифференциации степени общественной опасности правонарушений были посвящены работы таких ученых-авторов как, например, Лютов К., Мальцев В.В., Фефелов П. А., Ляпунов Ю. И., Лукьянов В. В. Данная концепция разграничения общественной опасности и общественной вредности предоставила возможность по-иному рассмотреть критерий разграничения различных видов правонарушений.
Рассматривая административное правонарушение как деяние, можно отметить, что это некое единство физического и психического составляющего человека, то есть это волевой акт, который полностью был осознан, он выражен в подконтрольном сознанию действии или бездействии, за который предусмотрена ответственность, закрепленная в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Данное деяние преимущественно включает в себя цель, мотив, средства, результат, а впоследствии – личное отношение к содеянному.
Действие – это активное невыполнение требований, обязанностей, а также нарушение установленных запретов.
Бездействие же – это пассивное поведение, которое проявляется в несовершении тех действий, которые лицо должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей и сложившейся обстановки.
Конечно, имеются и другие определения, которые подчеркивают многообразие аспектов административного правонарушения. Но большинство авторов указывают идентичные признаки правонарушения, такие как противоправность, общественная опасность, виновность и административная наказуемость.
И если рассматривать административно-правовую литературу, то можно с уверенностью говорить о том, что проблема понятия административного правонарушения крайне далека от разрешения5.
Тем не менее, необходимо рассмотреть каждый признак правонарушения в отдельности.
Противоправность – это совершение деяния, которое нарушает нормы административного законодательства и иных отраслей отечественного права, охраняемые административной ответственностью.
Общественная опасность состоит в том, что правонарушение посягает на ценности общества, которые, безусловно, важны, а также условия существования такого общества в целом. Данный признак должен быть неотъемлемой частью определения административного правонарушения, закрепленного в КоАП.
Признак виновности выражен в психически-волевом отношении лица к совершенному правонарушению, а также к его последствиям. Вина является обязательной составной части субъективной стороны любого правонарушения. Виновность характеризуется тем, что правонарушитель умышленно, либо же по неосторожности выбирает поведение, которое в свою очередь считается неправомерным, тем самым игнорируя требования общества и государства в целом.
Что касаемо наказуемости, то стоит отметить, что не каждое неисполнение юридически закрепленной обязанности или несоблюдения установленных законодательством запретов, является правонарушением. Ими признаются только те деяния, за совершение которых последует применение правовых санкций к тому, кто непосредственно совершил данное правонарушение. А оно всегда влечет за собой меры государственного воздействия, которые возлагают на лицо, совершившее деликт, лишения, имущественные или личностные тяготы, обременения. Если же за совершение правонарушения санкций не предусмотрено, то привлечение лица к ответственности ни в коем случае недопустимо. По этому поводу высказался фронтовик, профессор советского права Иван Сергеевич Самощенко: «Противоправны те деяния, которые запрещены государством под страхом наступления последствий, предусмотренных правовыми санкциями»
6.
Все признаки административного правонарушения, которые находят свое закрепление в отечественном праве, в совокупности составляют сложный юридический состав, который будет являться единственным основанием административной ответственности лица, совершившего правонарушение.
Но следует учитывать то, что совокупность признаков и юридический состав в целом не тождественны друг другу. На основе признаков строится социально-психологическая и юридическая характеристика правонарушения. Юридической состав же решает ту задачу, которая связана с правовой классификацией действия или бездействия, а также с привлечением лица к административной ответственности. То есть, по своей сути, значение состава проявляется в том, что именно он является основанием для данной ответственности, так как если нет основания, то, следовательно, и нет ответственности.
Под составом административного правонарушения следует понимать единство установленных Кодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, которые характеризуют совершенное деяние как административное правонарушение.
Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют элементы состава преступления7:
1. Объект;
2. Объективная сторона;
3. Субъект;
4. Субъективная сторона.
Под объектом административного правонарушения следует понимать общественные отношения, которые урегулированы нормами права и охраняются мерами административной ответственности. Так, например, объектом такого административного правонарушения, как «хулиганство» (ст. 5.61 КоАП РФ) являются честь и достоинство личности. То есть, нарушаемые противоправным деянием общественные отношения и будут являться объектом соответствующего правонарушения.
Также выделяют родовой и непосредственный объект правонарушения.
Родовой объект административного правонарушения конкретизирует общий объект посягательства и указывает на определенные группы общественный отношений, которые подверглись нарушению. В качестве данного объекта выступают личность, права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, а также общественная безопасность.
Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым правонарушение причиняет ущерб. Таким объектом могут являться норма, правила, предписания, запреты. Родовой объект также служит неким разграничителем между однородными административными правонарушениями.
В литературе также употребляется термин «видовой объект правонарушения»8. Его можно рассматривать в двух значениях: во-первых, видовым может называться непосредственный объект: во-вторых, видовым объектом может являться часть однородных ценностей, которые непосредственно входят в состав более общего родового объекта. Так, например, если родовым объектом является личность, то видовыми объектами можно считать ее жизнь и здоровье, честь и достоинство. Выделение видового объекта по праву является необходимым и оправданным, так как именно данная система объектов досконально разграничивает общественные отношения между собой, тем самым позволяя правоприменителю высококачественно осуществлять процесс квалификации административных правонарушений, а также назначать лицам, совершившим определенное правонарушение, административное наказание.
Те общественные отношения, которые являются объектом административного правонарушения, регулируются в ряде случаев нормами конституционного, экологического, трудового, земельного отраслей права, а не только административной, но защищаются они лишь положениями КоАП РФ, а также законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
В случае, если противоправное деяние направлено на общественные отношения, которые не охраняются нормами данного Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то из этого следует, что объекта административного правонарушения нет9.
Объективная сторона административного правонарушения – это система признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, которая предусмотрена нормами права. Объективная сторона определяет проступок как акт внешнего поведения лица, совершившего правонарушение, а также включает такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие, вред, причинную связь между деянием и наступившим вредом, время, место, способ и обстановка совершения правонарушения. Но как следует из практики, в установлении причинной связи в составе правонарушения нет необходимости, так как наступившие вредные последствия в основном нематериальны и проявляются лишь в виде общественного вреда, а причинно-следственная связь между правонарушением и дальнейшими последствиями сомнения не вызывают априори.
Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица, совершившие общественно опасное деяние, а также обладающие административной деликтоспособностью.
Индивидуальные субъекты – это вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет, где вменяемостью признается способность осознавать фактический характер деяния, а также его общественную опасность.
Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на 2 типа: общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (те, которые отражают характерные особенности трудового и служебного положения; прошлое противоправное поведение)10.
Отличительными особенностями в качестве субъектов административного правонарушения характеризуются должностные лица. Они несут ответственность не только за лично совершенные действия, а также бездействия, но и за действия подчиненных им работников, которые совершили деликт. Согласно КоАП РФ: «Должностное лицо – это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации»11.
Совершившие административное правонарушение в связи с выполнением данных функций руководители и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностное лицо, если законодательством не установлено иное12.
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение. Существует 2 элемента субъективной стороны правонарушения: обязательный (вина) и факультативный (цель и мотив). Вина – это сознательное отношения лица к совершенному им правонарушению и наступившим последствиям. Может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
При умышленной вине лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, а также предвидело его вредные последствия и сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Умысел также может быть как прямой, так и косвенный.