Файл: Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное управление.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Материальный критерий, который раскрывает общественную опасность содеянного;
2. Процессуальный критерий, который характеризует процессуальную форму привлечения виновных к ответственности;
3. Критерий наказуемости за содеянное.
На сегодняшний день основным является критерий общественной опасности. Но, как известно, правонарушение обладает в большей степени общественной вредностью, хотя каждое правонарушение посягает на общественные отношения и интересы, которые охраняются нормами отраслей права, а также не позволяет нормально функционировать правоотношениям, создает угрозу причинения вреда, а как не редко бывает – причиняет вред правам и интересам участников правоотношений.
Предлагается выделить в законодательстве новый, третий вид противоправных деяний – уголовный проступок. Смысл выделения в том, что речь идет о преступлении, но понятие правонарушения сигнализирует о том, что данное деяние ближе именно к административному правонарушению. Но, если данный термин будет введен, в деятельности органов внутренних дел могут появиться пробелы, касающиеся предупреждения конкретных правонарушений, будет необходимым разработать новые программы, которые должны разграничить правонарушение и уголовный проступок. Ведь и наказания за уголовный проступок должны быть более суровые, нежели чем за правонарушение, но и менее суровые, чем за уголовное преступление.
Рассмотрев проблему, связанную с разграничением административного правонарушения и уголовного преступления, можно сделать вывод о том, что законодатель нечетко определяет грань между данными деяниями. В результате этого правоприменители могут допускать ошибки. А самое важное – деятельность, направленная на предупреждение административных правонарушений сотрудниками органов внутренних дел будет нуждаться в кардинальных поправках и изменениях, в особенности, если на законодательном уровне все же будет введено понятие уголовного проступка.
Рассмотрев в теории институт административной ответственности в целом, следует отметить, что понятие о составе административного правонарушения имеет столь важное научное и практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами по субъектам административной ответственности, эффективному применению административных наказаний, оказывает профилактическое воздействие, повышает общую правовую культуру населения.
Дискуссии же по поводу понятия самого правонарушения возникают, среди ученых-правоведов, по сей день. Не является правильным то, что существуют определенные пробелы в данной области.
Рассмотрев административное правонарушение и преступление отдельно, стало ясно то, что они являются крайне близкими понятиями. Практически все исследователи единодушны во мнении, что и преступление, и правонарушение включают в себя признаки наказуемости, противоправности и виновности. В процессе исследования была обнаружена проблема наличия института административной преюдиции, когда повторное совершение административного правонарушения квалифицируется уголовным составом. Это может противоречить принципу недопустимости повторной ответственности. Необходимо более детально изучить данный институт, и, возможно, внести определенные изменения, дабы не возникало проблем с ущемлением прав граждан. Для объективности также необходимо заметить, что законом предусмотрена возможность как криминализации совершенного деяния из правонарушения в преступление в случае первоначально ошибочной квалификации, так и декриминализации содеянного, если изначально квалификация была дана избыточно.
Также серьезной проблемой видится установление причин и условий совершения административных правонарушений. Данная деятельность должна осуществляться крайне внимательно, ведь при правильном выявлении данных причин возможность предупредить правонарушение возрастает в разы, что уже в конечном итоге способствует смягчению криминогенной обстановки в современном обществе.
Глава 2. Актуальные проблемы и основные направления совершенствования организации и деятельности органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений
2.1. Особенности предупреждения органами внутренних дел отдельных видов правонарушений
Рассматривая особенности предупреждения правонарушений органами внутренних дел, первым делом необходимо раскрыть и рассказать о таком понятии, как «профилактика правонарушений».
На органы внутренних дел возложены такие функции, выполнение которых невозможно без государственного подхода к вопросам, касающихся социальной жизни населения. То есть, профилактическую деятельность данных органов нельзя рассматривать отдельно от деятельности государства по предупреждению административных правонарушений. Особо это находит выражение при организации и проведении профилактической деятельности, а именно при выявлении причин и условий правонарушений, а также в принятии мер по их устранению.
Очевидным является то, что возможностей и компетенции органов внутренних дел крайне недостаточно для полного воздействия на причинность совершению административных правонарушений. Но, тем не менее, именно органы внутренних дел, имея в наличии конкретные сведения о криминогенных факторах, должны их оперативно выявлять, и информировать соответствующие заинтересованные органы не только о процессах, порождающих совершение правонарушений, но и предлагать меры по воздействию на эти процессы.
Учитывая компетенции органов внутренних дел, можно отметить, что основные направления профилактической деятельности последних включают в себя25:
1. Анализ причин и условий совершения правонарушений;
2. Принятие мер для препятствования совершению административных правонарушений;
3. Разработка и реализация программ, направленных на борьбу с правонарушениями и их предупреждение;
4. Изучение общественного мнения о криминологической обстановке;
5. Участие в правовом воспитании, а также проведение консультаций с населением по вопросам, касающихся защиты от совершаемых правонарушений.
Основой профилактики административных правонарушений сотрудниками органов внутренних дел является выявление и анализ причин и условий, видов правонарушений. Необходимо учитывать многофакторную природу данных деликтов. Они модифицируются, видоизменяются и взаимодополняются, и как следствие, создать универсальную модель по предупреждению правонарушений в комплексе создать крайне тяжело.
Так, рассматривая статистику Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за первое полугодие 2018 г., следует отметить следующее: за данный период в суды общей юрисдикции поступило свыше 3.5 миллионов дел об административных правонарушениях в отношении 3539645 человек26.
Именно поэтому, исходя из огромного количества правонарушений, для улучшения предупредительной деятельности, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел, видится необходимым рассматривать правонарушения отдельными группами. Это значительно уменьшает количество совершенных правонарушений, а также упрощает задачу сокращения криминогенных факторов органам внутренних дел.
Наиболее актуальными правонарушениями в настоящее время по праву можно считать правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, совершаемые против общественного порядка, а также посягающие на здоровье граждан и общественную нравственность. Именно поэтому целесообразно остановиться на данных правонарушениях и подробно рассмотреть, как осуществляется предупредительная деятельность органов внутренних дел в отношении данных деликтов.
Актуальность вопросов, связанных с предупреждением и профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними лицами, с одновременным соблюдением и обеспечением их законных прав и интересов признана не только в России, но и на мировом уровне27. Несовершеннолетние – это те граждане, которые являются самой незащищенной категорией общества в силу своей психологической, физической и социальной неразвитостью. Следовательно, данная социальная группа подлежит особому вниманию со стороны органов внутренних дел. Если вовремя предупредить правонарушения, потенциально совершенные несовершеннолетним, то это позволит в дальнейшем ликвидировать преступность в целом.
Из-за активно подвижной психики, несовершеннолетние в равной степени могут воспринимать положительное и негативное влияние28.
На расширенном заседании коллегии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, проходившем 23 марта 2016, президент Российской Федерации В.В. Путин указал на следующее: «Особое внимание в координационной работе прошу уделить вопросам, касающихся профилактики правонарушений в сфере несовершеннолетних»
29. Данный указ обязывает органы внутренних дел всеми способами защищать законные права и интересы несовершеннолетних, а также создать план мероприятий, связанных с предупреждением правонарушений среди данной категории лиц.
Предупреждение правонарушений несовершеннолетних – одно из основных направлений в деятельности органов внутренних дел.
Чтобы получить положительный результат в ходе проведения предупредительной деятельности сотрудниками органов внутренних дел, необходимо комплексное взаимодействие последних с органами государственной власти и органами местного самоуправления30.
Тем не менее, органы внутренних дел выполняют основной объем работы в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
Сотрудники органов внутренних дел выполняют предупредительную деятельность на общем и индивидуальном уровнях. В основном, существуют следующие направления данной работы:
1. Ограничение влияния негативных социальных факторов, которые связаны с причинами и условиями совершения правонарушений несовершеннолетними;
2. Воздействие на данные причины и условия, способствующие росту числа правонарушений, совершаемых подростками;
3. Непосредственное воздействие на самих несовершеннолетних лет, являющихся потенциальными правонарушителями;
4. Прямое воздействие на те группы, которые являются антиобщественными, а также совершающие правонарушения, участником которых является несовершеннолетнее лицо, подвергающееся предупредительному воздействию.
Если грамотно организовать предупредительную деятельность с учетом вышеописанных направлений, то в полной мере должно сформироваться профилактическое воздействие на малолетних потенциальных правонарушителей, а также на социальную среду и условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин и условий, которые способствуют правонарушениям, а также на их устранение. Для этого необходимо взаимодействие с государственными и общественными организациями, которые также участвуют в предупредительной деятельности, проводят комплексные мероприятия в рамках предупредительной деятельности.
Меры же индивидуальной предупредительной деятельности должны напрямую воздействовать на личность несовершеннолетнего правонарушителя. Существуют следующие элементы предупредительного воздействия органами внутренних дел