Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием науки и технологий управление организацией занимает важное место в успешном его функционировании, и направлено на обеспечение адаптивности организации к изменяющимся условиям хозяйствования. Задача управления заключается в выборе лучших способов достижения поставленных целей посредством влияния на управляемые объекты с учетом действия на них различных факторов. Организационные формы управления должны соответствовать продиктованным рыночными отношениями новым условиям хозяйствования. Это требует создания достаточно сложных по своей структуре и свойствам управленческих систем на основе накопленного мирового опыта эффективного управления, в том числе и в отраслевом аспекте. Использование управленческих технологий позволяет осуществить качественное улучшение деятельности предприятия за счет решения вопросов управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д.

Актуальной становится проблема постоянного совершенствования управления за счет внедрения новых современных методов, которые требуют соответствующих технологий управления, что послужило основанием для выявления путей повышения их эффективности. Все это требует необходимость создания таких условий развития предприятия, которые позволяли бы достичь определенного уровня конкурентоспособности и найти свою устойчивую экономическую нишу на рынке, и предполагает повышение эффективности механизмов управления их деятельности.

Объект исследования – ООО «Вектор».

Предмет исследования – системы управления организацией.

Цель исследования – изучить особенности управления организациями в современных условиях и пути совершенствования.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие исследовательские задачи:

При написании работы были использованы учебные пособия по логистики таких авторов как А. П. Балашов, И. А. Бланк, А. П. Егоршин, О. М. Хотяшева, а также статьи в профессиональной периодической печати по менеджменту организации, а также данные учета и отчетности ООО «Вектор».


В работе были использованы следующие общенаучные методы исследования для решения поставленных задач: сравнение изучаемых показателей, системность и комплексность, синтез и анализ.

1 Теоретические особенности управления организациями в современных условиях

1.1 Понятие и особенности системы управления предприятием

На современном этапе развитие предприятия – это слаженная работа всех звеньев, которая обеспечивается эффективной системой управления.

Под управлением необходимо понимать достижение целей предприятия под средством воздействия на работников. Данный принцип базируется на основании опыта управления у различных предприятий [22, с.44].

Система управления предприятием (организацией) – это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Эффективная система управления организации состоит из отделов компании, ее подсистем и взаимодействий, а также из действий, которые обеспечивают установленное функционирование, и является сложным организмом, который делится на управляющую и управляемую части [2, с.44].

Управляющая часть состоит из дирекции, менеджеров и информационного отделения, которые обеспечивают деятельность руководства. Эту часть называют административно–управленческим аппаратом. Управляющая часть обрабатывает информацию на входе, затем передает ее на выходе. На данном этапе руководство принимает различные решения, основанные на прогнозах, текущих целях, результатах обработки информации и т. д. Административно–управленческий аппарат строит работу на основах системы управления организации. Управляемая часть – это многочисленные организационные и функциональные отделения, которые заняты производственным процессом. Для управляемой части вид производства влияет как на предмет входа, так и на предмет выхода [3, с.47].

Система управления организации – это целостный комплекс управленческих действий, которые взаимосвязаны, регулярно выполняются и позво­ляют внедрять долгосрочные стратегии организации с максимальной прибылью за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и организации в целом.


Система управления организации – это система управления разного рода ресурсами: человеческими, финансовыми, техническими и другими с целью решения бизнес–задач [5, с.77].

Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации, и состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления, представленная на рисунке 1 [9, с.98].

Система управления организацией

Подсистемы

Процесс

управления

Методология

управления

Структура

управления

Технологии

управления

Рисунок 1 – Структура подсистем системы управления

Методология управления включает следующие элементы: цели, задачи; законы и принципы; школы управления [18, с.20].

Процесс управления включает следующие элементы: коммуникации; варианты процесса управления; разработка и реализация решений; выбор характеристик информационного обеспечения.

Структура управления включает следующие элементы: организационная структура управления [20, с.40].

Технологии управления включают следующие элементы: компьютерная оргтехника, средства связи.

Далее на рисунке 1 рассмотрим общие принципы управления организацией.

Рисунок 1 – Общие принципы управления организацией, [16, с.40]

Выше рассмотрены основные и наиболее универсальные принципы, относящиеся к категории общих принципов. Говоря о применении общих принципов управления в современных экономических условиях, следует отметить то, что они успешно применяются в компаниях в настоящее время.

Итак, управление организацией представляет собой постоянно осуществляемый процесс воздействия на количественно–качественное состояние структуры его ресурсов с целью обеспечения баланса ресурсных возможностей с потребностями рынка. Важно заметить, что процесс управления не ограничивается только переводом системы в новое желаемое состояние, так как в дальнейшем возникает необходимость в создании условий для поддержания нужного качества, т.е. систематического приведения к нему при отклонениях.

1.2 Основные методы управления организациями


Для управления столь сложной системой, какой является предприятие, используются разнообразные методы управления. Под методом управления понимается совокупность приемов воздействия на организационную систему, обеспечивающих целенаправленное изменение ее состояния и действий ее элементов. Поскольку управлять приходится действиями людей, методы управления направлены на мотивацию их трудового поведения либо за счет прямого воздействия, либо косвенно, побуждая их действовать так, как это необходимо для решения поставленных задач [19, с.20].

Существуют различные по формальным признакам классификации методов управления, которые по своей сути не имеют принципиальных отличий. Методы управления в зависимости от объекта управления традиционно разделяются на две группы: общие методы, относящиеся к системе управления в целом (формирование производственной программы, финансирование производственной деятельности и т.д.), и локальные методы, относящиеся к отдельным подсистемам и их частям (сменно–суточные задания подразделениям, нормы расходования отдельных видов ресурсов и т.д.). Ниже представлена наиболее простая и распространенная классификация методов управления, в соответствии с которой для эффективного управления предприятием используются пять групп основных методов.

1. Организационно–распорядительные методы определяют порядок прямых директивных воздействий на объект управления. Часто в форме приказа, указания, распоряжения ставятся задачи, определяются сроки и средства их решения. В комплексе этих методов выделяют организационное и распорядительное воздействие [11, с.22].

Организационное воздействие обычно связано с установлением постоянного порядка в организации и формирует систему осуществления возложенных на нее функций. Часто организационные методы, предшествуя самой деятельности предприятия, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными. Среди организационных методов по степени и уровню воздействия выделяют три разновидности: регламентирование, нормирование и инструктирование [13, с.66].

С помощью регламентирования проектируют эффективную структуру предприятия. Регламентация заключается в разработке уставов, положений организаций, положений о структурных подразделениях, определении их прав, обязанностей, ответственности, установлении взаимосвязей, что обеспечивает взаимодействие частей системы между собой без вмешательства руководителя. Кроме того, исключается дублирование функций и работ, возрастает ответственность каждого работника.


Нормирование позволяет управлять численностью подразделений, объемом их работ и расходом материальных ресурсов на основе применения норм времени, норм численности, норм обслуживания, норм управляемости и нормативов соотношений [7, с.77].

Инструктирование предназначено для четкого разделения труда между работниками. С помощью должностных инструкций определяются квалификационные требования, выполняемые функции, подчиненность, права, обязанности, персональная ответственность.

Если учесть, что предприятие – это динамическая система, то для эффективного функционирования этой системы все изменения должны находить отражения в положениях, инструкциях, нормах и нормативах.

Распорядительное воздействие направлено на обеспечение согласованной работы аппарата управления, на поддержание работы в заданном режиме и перевод ее в более совершенное состояние. Действенность распорядительного воздействия зависит от своевременности и полноты информации о состоянии управляемого объекта [4, с.55].

Распорядительные методы понятны, динамичны, оперативны, позволяют перераспределять ресурсы, решать эпизодические задачи, вносить коррективы в процесс управления. Распорядительное воздействие реализуется через приказы, директивы, указания, распоряжения различного уровня. Важнейшим распорядительным методом является контроль исполнения, поскольку обеспечивает обратную связь и условия для корректирующих воздействий [6, с.82].

2. Экономические методы. Занимают ведущее положение среди методов управления в современных условиях и представляют собой систему экономических взаимоотношений между организациями и предприятиями, между внутрипроизводственными подразделениями. Эти методы позволяют сочетать государственные, корпоративные и личные интересы через систему норм взаимоотношений, цен и ценообразования, систем стимулирования персонала и т.д. В итоге возникает взаимная экономическая заинтересованность в повышении эффективности управления [13, с.62].

3. Социально–психологические методы предполагают использование знания психологии человека и его поведения в социальной среде, какой является трудовой коллектив. С помощью этих методов формируются первичные коллективы, поддерживается морально–психологический климат, регулируются межличностные отношения в коллективе, осуществляются профессиональный отбор и профессиональная диагностика, обеспечивается развитие трудовой демократии.

4. Правовые методы сформировались в процессе создания и применения трудового законодательства и хозяйственного права. Руководитель любого уровня должен знать действующие законы и строго руководствоваться ими в своей деятельности. Правовые методы не только имеют самостоятельное значение, но и реализуются в любых других методах управления, обеспечивая их правомерность. Эффективность применения этих методов управления обеспечивается за счет контроля соблюдения законности со стороны вышестоящих органов управления, трудовой инспекции и прокурорского надзора [12, с.82].