Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РОСТОМ БИЗНЕСА
1.1. Сущность «управление ростом бизнеса»
1.2. Профессиональные функции предпринимателя на этапе расширения предпринимательского дела.
1.3. Стратегия роста: ключ к успешному исполнению.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РОСТОМ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ПЯТЁРОЧКА»
2.1. Общая характеристика и структура управления ПАО «Пятёрочка».
2.2. Сущность управления ростом бизнеса на примере ОАО «Пятёрочка».
Одна из самых объективных и комплексных характеристик успешности бизнеса — его динамика. Темп роста инвестированного капитала является фактором стоимости бизнеса. Исследование темпа роста позволяет разработать стратегию управления ростом бизнеса и выявить возможности его ускорения за счет повышения эффективности бизнес-процессов и конкурентоспособности продукции, коррекции дивидендной политики и стратегии финансирования.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РОСТОМ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ПЯТЁРОЧКА»
2.1. Общая характеристика и структура управления ПАО «Пятёрочка».
Объектом исследования является ОАО "Пятёрочка". Предметом деятельности ОАО "Пятёрочка" является:
- розничная торговля товарами народного потребления, в том числе табачными изделиями, продовольствием и алкогольной продукцией;
- экспорт и импорт товаров народного потребления, в том числе табачных изделий, продовольствия и алкогольной продукции;
- организация дистрибьюторской сети по продаже товаров народного потребления, в том числе табачных изделий, продовольствия и алкогольной продукции в субъектах РФ;
- организация сети розничных торговых предприятий;
- выполнение экспедиционных и транспортных работ, необходимых для реализации товаров народного потребления; коммерческое посредничество и представительство; оказание снабженческих, сбытовых услуг (обслуживание по обеспечению приобретения и сбыта продукции, товаров и услуг, сырья, материалов, оборудования, специальной техники другого имущества в соответствии с действующим законодательством); маркетинговые услуги и консультации; предоставление информационно-аналитических услуг на основе банка данных информационно-экономического характера; иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
Цель ОАО "Пятёрочка" - расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также удовлетворению потребностей населения в промышленных товарах и товарах народного потребления.
"Пятерочка" - федеральная сеть удобно расположенных магазинов для людей, ориентированных на быструю покупку рядом с домом продуктов и сопутствующих товаров повседневного спроса по самым низким ценам на рынке. На конец 2013 года открыто около 1000 "Пятерочек" по всей России. В 2014 году планируется открыть ещё 200-250 "Пятерочек".
"Пятерочка" основана в январе 1999 года. К началу 2000 года компания насчитывала 17 магазинов с оборотом в $35 млн.
В течение 2000 года в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга "Топ-200 российской розничной торговли" в номинации "Лучшая торговая сеть Северо-Запада". По итогам 2001 года оборот "Пятерочки" составил $212 млн., а количество покупателей превысило 100 миллионов. В этом же году "Пятерочка" приступила к строительству самого крупного на Северо-западе офисно-логистического центра, это позволило более чем на 30% снизить логистические издержки, в 2 раза уменьшить объем используемых площадей.
По результатам 2002 г. "Пятерочка" осталась признанным лидером среди розничных сетей России. На конце 2002 г. количество дискаунтеров составило 142. В 2002 г. компания удвоила торговый оборот с $212 млн. до $430 млн.
В 2003 г. "Пятерочка" существенно увеличила скорость роста своей сети магазинов. В 2003 г. сеть увеличилась до 260 универсамов. Оборот "Пятерочки" в 2003 г. превысил $933 млн. Это самый высокий показатель как среди компаний розничной, так и оптовой торговли продуктами питания и повседневного спроса в России. Прирост оборота составил более $400 млн. В 2003 г. в универсамах "Пятерочка" было совершено 300 миллионов покупок. Это равносильно тому, что каждый житель России был покупателем "Пятерочки" дважды.
Оборот компании в 2004 г. достиг $1,59 млрд. Количество магазинов в 2004 г. достигло 440 объектов. На конец 2004 г. "Пятерочка" работала в 12 регионах России, а также в Казахстане и Украине.
По итогам работы 2004 г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице - "RETAIL WORLD" поставил российскую сеть "Пятерочка" на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний.
В мае 2005 г. "Пятерочка" успешно разместила акции на Лондонской Фондовой бирже и привлекла около $600 млн., которые направлены на дальнейшее развитие сети. Консолидированный оборот Компании (включая франчайзинг) за 2005 г. составил $2,084 млрд. - это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. Количество покупателей магазинов "Пятерочка" превысило 200 млн. человек. В 2005 г. Компания совершила первые поглощения: была приобретена сеть "Копейка" (18 магазинов) в Санкт-Петербурге и компания СРТ (25 магазинов).
В 2006 г. "Пятерочка" вышла на новый этап развития и становится консолидирующей силой ритейл-индустрии России. В мае 2006 г. совершена уникальная сделка по покупке "Пятерочкой" крупнейшей в России сети супермаркетов - компании "Перекресток", с оборотом более $1 млрд.
Объединение сетей "Пятерочка" и "Перекресток" в мае 2006 года привело к созданию компании X5 Retail Group - абсолютного лидера отрасли по объему продаж.
X5 Retail Group N. V. - компания №1 на рынке розничной торговли России с объемом продаж более 10 млрд. долл.
На 30 сентября 2010 г. под управлением Компании находилось 1 630 магазинов с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 1 232 магазина "Пятерочка" формата "мягкий дискаунтер", 289 супермаркетов "Перекресток", 65 гипермаркетов "Карусель", а также 44 магазина "у дома".
На 30 сентября 2010 г. число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 632.
Функции работников данного магазина сводятся, в основном, к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
Процесс продажи состоит из следующих основных операций:
- встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т.д.;
- получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
- самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
- подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
- оплата купленных товаров;
- упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
- возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
Анализ основных количественных и качественных показателей деятельности компании
Качественные показатели ОАО "Пятёрочка":
- показатели доходов и расходов (с их помощью происходит управление рентабельностью организации);
- показатели скорости оборота средств, трудоёмкости затрат на совершение операций;
- показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объёму, структуре и качеству оказываемых услуг, а также способность организации обеспечить конфиденциальность деловых переговоров и сохранность информации.
К количественным показателям относят:
- объем производимой продукции в натуральном и в денежном измерении,
- величину издержек производства и обращения,
- выручку от реализации товаров и услуг,
- прибыль, доходы и расходы,
- величины внутреннего и внешнего долга.
Эффективность работы магазина, его товарооборот и количество прибыли во многом зависит от качества работы его сотрудников. А для того, чтобы сотрудники действительно качественно выполняли свои обязанности, необходимо создать благоприятные условия труда, то есть проводить комплексное стимулирование.
Штат сотрудников "Пятерочки" не просто большой - он колоссальный. Здесь работают более 12 тысяч человек, но каждый день в отдел кадров "Пятерочки" приходят все новые и новые люди.
В составе персонала компании "Пятёрочка" выделяют три категории работников: а) персонал управления; б) специалисты; в) торгово-оперативный персонал; г) вспомогательный персонал. Деление персонала по категориям работников представляет собой общую форму функционального разделения их труда.
В составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов. В составе торгово-оперативного персонала выделяются профессии продавцов, кассиров, контролеров-кассиров. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров. Организационная структура компании "Пятёрочка" представлена на рисунке 2.
Рис.2
2.2. Сущность управления ростом бизнеса на примере ОАО «Пятёрочка».
"Текущая ситуация заставила нас пересмотреть нашу стратегию, потому что мы абсолютно уверены, что поведение потребителей поменяется. В настоящее время мы находимся на этапе формирования стратегии и корректировке наших планов на следующие два-три года. Мы будем обсуждать новую стратегию с наблюдательным советом в начале июля и, уверен, презентуем ее на "Дне инвестора" в конце октября", - заявил главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман.
Изменение потребительских привычек приведет к "новой волне" развития сервисов онлайн-доставки, уверены в Х5.
"Мы видим, что все конкуренты, у которых есть онлайн-доставка, растут достаточно быстро, и понимаем, что ситуация не закончится сегодня: потребители оценят эти сервисы, что изменит спрос на них в долгосрочной перспективе", - отметил Шехтерман.
Около 30% от общего количества онлайн-покупателей Х5 - новые клиенты, которые продолжат пользоваться сервисом и после снятия ограничений, связанных с коронавирусом, рассчитывает ритейлер. Согласно стратегии, которую Х5 представила на "Дне инвестора" в прошлом году, в 2029 году около 20% выручки должен обеспечивать компании ее новый бизнес: онлайн-магазин Perekrestok.ru, сервис 5Post (подразделение, развивающее услуги доставки заказов из сторонних интернет-магазинов в постаматы в магазинах Х5), экспресс-доставка и другие, еще не запущенные проекты. До половины выручки Х5 хочет получать за счет цифровых каналов (например, персонализированных промо-предложений).
Согласно презентации, опубликованной в пятницу, Х5 ждет роста доли нового бизнеса до 2,5% от выручки в 2023 году. Рост спроса на доставку продуктов во время локдауна заставил ритейлера ускорить развитие своих новых проектов. Например, в апреле компания досрочно открыла новый dark store (магазин-склад для обслуживания онлайн-заказов) для Perekrestok.ru.
Кроме того, Х5 ускоренными темпами расширяет географию экспресс-доставки продуктов из магазинов "у дома" "Пятерочка", а также запустила сервис экспресс-доставки из супермаркетов "Перекресток". Если повышенный спрос на экспресс-доставку будет превышать текущие ожидания, количество магазинов с опцией доставки может быть увеличено до 500 в 10 городах в 2020 году, сообщала Х5 (первоначальный план предусматривал рост базы магазинов для экспресс-доставки до 200 в шести городах). Часть капзатрат из бюджета на 2020 год могут быть переброшены на развитие цифровых сервисов, сообщило руководство Х5 на телефонной конференции.
В целом CAPEX ритейлера в 2020 году не превысит размер капзатрат за 2019 год (ранее компания планировала рост капзатрат на уровне роста выручки) - прогноз был снижен с учетом корректировки планов по развитию сети. Из-за кризиса, связанного с COVID-19, компания откроет на 20% меньше магазинов "у дома" и супермаркетов, чем планировала раньше (то есть около 1,6 тыс. gross) и сократит программу обновления существующих магазинов на 40% (изначально ритейлер планировал обновить около 1,3 тыс. магазинов "у дома" и 30 супермаркетов в 2020 году).
Ранее в апреле Шехтерман говорил журналистам, что Х5 планирует пересмотреть подходы к развитию онлайн-продаж и сервисов доставки в связи со взрывным ростом спроса на них в нынешний кризис.
"Мы уже видим изменения customer experience и customer journey, паттернов поведения покупателя. Этот кризис вызвал взрывной рост онлайн-продаж perekrestok.ru и экспресс-доставки, и я уверен, что после кризиса тренд сохранится. И если до кризиса, когда планировали наше развитие, мы видели одни цифры, то, когда эта ситуация закончится, мы будем ориентироваться на другие цифры и пересматривать наш подход к развитию онлайн-сервисов в России", - заявлял он.
По оценке, которую Х5 привела в своей презентации, доля онлайн-продаж продуктов питания на российском рынке продовольственного ритейла может вырасти в 35 раз за десять лет - до 7% в 2029 году. Прогноз развития российского ритейла в ближайшие десять лет Х5 впервые представила на "Дне инвестора" в октябре 2019 года. Тогда оценки роста онлайн-торговли продуктами питания были скромнее: 4,5% от общего рынка в 2029 году (то есть компания ожидала роста этого сегмента в 22,5 раза за десять лет).