Файл: Управление ростом бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одна из самых объективных и комплексных характеристик ус­пешности бизнеса — его динамика. Темп роста инвестированного капитала является фактором стоимости бизнеса. Исследование темпа роста позволяет разработать стратегию управления ростом бизнеса и выявить возможности его ускорения за счет повышения эффектив­ности бизнес-процессов и конкурентоспособности продукции, кор­рекции дивидендной политики и стратегии финансирования.

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РОСТОМ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ПЯТЁРОЧКА»

2.1. Общая характеристика и структура управления ПАО «Пятёрочка».

Объектом исследования является ОАО "Пятёрочка". Предметом деятельности ОАО "Пятёрочка" является:

- розничная торговля товарами народного потребления, в том числе табачными изделиями, продовольствием и алкогольной продукцией;

- экспорт и импорт товаров народного потребления, в том числе табачных изделий, продовольствия и алкогольной продукции;

- организация дистрибьюторской сети по продаже товаров народного потребления, в том числе табачных изделий, продовольствия и алкогольной продукции в субъектах РФ;

  • организация сети розничных торговых предприятий;
  • выполнение экспедиционных и транспортных работ, необходимых для реализации товаров народного потребления; коммерческое посредничество и представительство; оказание снабженческих, сбытовых услуг (обслуживание по обеспечению приобретения и сбыта продукции, товаров и услуг, сырья, материалов, оборудования, специальной техники другого имущества в соответствии с действующим законодательством); маркетинговые услуги и консультации; предоставление информационно-аналитических услуг на основе банка данных информационно-экономического характера; иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Цель ОАО "Пятёрочка" - расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также удовлетворению потребностей населения в промышленных товарах и товарах народного потребления.

"Пятерочка" - федеральная сеть удобно расположенных магазинов для людей, ориентированных на быструю покупку рядом с домом продуктов и сопутствующих товаров повседневного спроса по самым низким ценам на рынке. На конец 2013 года открыто около 1000 "Пятерочек" по всей России. В 2014 году планируется открыть ещё 200-250 "Пятерочек".


"Пятерочка" основана в январе 1999 года. К началу 2000 года компания насчитывала 17 магазинов с оборотом в $35 млн.

В течение 2000 года в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга "Топ-200 российской розничной торговли" в номинации "Лучшая торговая сеть Северо-Запада". По итогам 2001 года оборот "Пятерочки" составил $212 млн., а количество покупателей превысило 100 миллионов. В этом же году "Пятерочка" приступила к строительству самого крупного на Северо-западе офисно-логистического центра, это позволило более чем на 30% снизить логистические издержки, в 2 раза уменьшить объем используемых площадей.

По результатам 2002 г. "Пятерочка" осталась признанным лидером среди розничных сетей России. На конце 2002 г. количество дискаунтеров составило 142. В 2002 г. компания удвоила торговый оборот с $212 млн. до $430 млн.

В 2003 г. "Пятерочка" существенно увеличила скорость роста своей сети магазинов. В 2003 г. сеть увеличилась до 260 универсамов. Оборот "Пятерочки" в 2003 г. превысил $933 млн. Это самый высокий показатель как среди компаний розничной, так и оптовой торговли продуктами питания и повседневного спроса в России. Прирост оборота составил более $400 млн. В 2003 г. в универсамах "Пятерочка" было совершено 300 миллионов покупок. Это равносильно тому, что каждый житель России был покупателем "Пятерочки" дважды.

Оборот компании в 2004 г. достиг $1,59 млрд. Количество магазинов в 2004 г. достигло 440 объектов. На конец 2004 г. "Пятерочка" работала в 12 регионах России, а также в Казахстане и Украине.

По итогам работы 2004 г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице - "RETAIL WORLD" поставил российскую сеть "Пятерочка" на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний.

В мае 2005 г. "Пятерочка" успешно разместила акции на Лондонской Фондовой бирже и привлекла около $600 млн., которые направлены на дальнейшее развитие сети. Консолидированный оборот Компании (включая франчайзинг) за 2005 г. составил $2,084 млрд. - это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. Количество покупателей магазинов "Пятерочка" превысило 200 млн. человек. В 2005 г. Компания совершила первые поглощения: была приобретена сеть "Копейка" (18 магазинов) в Санкт-Петербурге и компания СРТ (25 магазинов).

В 2006 г. "Пятерочка" вышла на новый этап развития и становится консолидирующей силой ритейл-индустрии России. В мае 2006 г. совершена уникальная сделка по покупке "Пятерочкой" крупнейшей в России сети супермаркетов - компании "Перекресток", с оборотом более $1 млрд.


Объединение сетей "Пятерочка" и "Перекресток" в мае 2006 года привело к созданию компании X5 Retail Group - абсолютного лидера отрасли по объему продаж.

X5 Retail Group N. V. - компания №1 на рынке розничной торговли России с объемом продаж более 10 млрд. долл.

На 30 сентября 2010 г. под управлением Компании находилось 1 630 магазинов с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 1 232 магазина "Пятерочка" формата "мягкий дискаунтер", 289 супермаркетов "Перекресток", 65 гипермаркетов "Карусель", а также 44 магазина "у дома".

На 30 сентября 2010 г. число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 632.

Функции работников данного магазина сводятся, в основном, к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.

Процесс продажи состоит из следующих основных операций:

  • встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т.д.;
  • получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
  • самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
  • подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
  • оплата купленных товаров;
  • упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
  • возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Анализ основных количественных и качественных показателей деятельности компании

Качественные показатели ОАО "Пятёрочка":

- показатели доходов и расходов (с их помощью происходит управление рентабельностью организации);

- показатели скорости оборота средств, трудоёмкости затрат на совершение операций;

- показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объёму, структуре и качеству оказываемых услуг, а также способность организации обеспечить конфиденциальность деловых переговоров и сохранность информации.

К количественным показателям относят:

  • объем производимой продукции в натуральном и в денежном измерении,
  • величину издержек производства и обращения,
  • выручку от реализации товаров и услуг,
  • прибыль, доходы и расходы,
  • величины внутреннего и внешнего долга.

Эффективность работы магазина, его товарооборот и количество прибыли во многом зависит от качества работы его сотрудников. А для того, чтобы сотрудники действительно качественно выполняли свои обязанности, необходимо создать благоприятные условия труда, то есть проводить комплексное стимулирование.


Штат сотрудников "Пятерочки" не просто большой - он колоссальный. Здесь работают более 12 тысяч человек, но каждый день в отдел кадров "Пятерочки" приходят все новые и новые люди.

В составе персонала компании "Пятёрочка" выделяют три категории работников: а) персонал управления; б) специалисты; в) торгово-оперативный персонал; г) вспомогательный персонал. Деление персонала по категориям работников представляет собой общую форму функционального разделения их труда.

В составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов. В составе торгово-оперативного персонала выделяются профессии продавцов, кассиров, контролеров-кассиров. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров. Организационная структура компании "Пятёрочка" представлена на рисунке 2.

Рис.2

​​​​

2.2. Сущность управления ростом бизнеса на примере ОАО «Пятёрочка».

"Текущая ситуация заставила нас пересмотреть нашу стратегию, потому что мы абсолютно уверены, что поведение потребителей поменяется. В настоящее время мы находимся на этапе формирования стратегии и корректировке наших планов на следующие два-три года. Мы будем обсуждать новую стратегию с наблюдательным советом в начале июля и, уверен, презентуем ее на "Дне инвестора" в конце октября", - заявил главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман.

Изменение потребительских привычек приведет к "новой волне" развития сервисов онлайн-доставки, уверены в Х5.

"Мы видим, что все конкуренты, у которых есть онлайн-доставка, растут достаточно быстро, и понимаем, что ситуация не закончится сегодня: потребители оценят эти сервисы, что изменит спрос на них в долгосрочной перспективе", - отметил Шехтерман.

Около 30% от общего количества онлайн-покупателей Х5 - новые клиенты, которые продолжат пользоваться сервисом и после снятия ограничений, связанных с коронавирусом, рассчитывает ритейлер. Согласно стратегии, которую Х5 представила на "Дне инвестора" в прошлом году, в 2029 году около 20% выручки должен обеспечивать компании ее новый бизнес: онлайн-магазин Perekrestok.ru, сервис 5Post (подразделение, развивающее услуги доставки заказов из сторонних интернет-магазинов в постаматы в магазинах Х5), экспресс-доставка и другие, еще не запущенные проекты. До половины выручки Х5 хочет получать за счет цифровых каналов (например, персонализированных промо-предложений).


Согласно презентации, опубликованной в пятницу, Х5 ждет роста доли нового бизнеса до 2,5% от выручки в 2023 году. Рост спроса на доставку продуктов во время локдауна заставил ритейлера ускорить развитие своих новых проектов. Например, в апреле компания досрочно открыла новый dark store (магазин-склад для обслуживания онлайн-заказов) для Perekrestok.ru.

Кроме того, Х5 ускоренными темпами расширяет географию экспресс-доставки продуктов из магазинов "у дома" "Пятерочка", а также запустила сервис экспресс-доставки из супермаркетов "Перекресток". Если повышенный спрос на экспресс-доставку будет превышать текущие ожидания, количество магазинов с опцией доставки может быть увеличено до 500 в 10 городах в 2020 году, сообщала Х5 (первоначальный план предусматривал рост базы магазинов для экспресс-доставки до 200 в шести городах). Часть капзатрат из бюджета на 2020 год могут быть переброшены на развитие цифровых сервисов, сообщило руководство Х5 на телефонной конференции.

В целом CAPEX ритейлера в 2020 году не превысит размер капзатрат за 2019 год (ранее компания планировала рост капзатрат на уровне роста выручки) - прогноз был снижен с учетом корректировки планов по развитию сети. Из-за кризиса, связанного с COVID-19, компания откроет на 20% меньше магазинов "у дома" и супермаркетов, чем планировала раньше (то есть около 1,6 тыс. gross) и сократит программу обновления существующих магазинов на 40% (изначально ритейлер планировал обновить около 1,3 тыс. магазинов "у дома" и 30 супермаркетов в 2020 году).

Ранее в апреле Шехтерман говорил журналистам, что Х5 планирует пересмотреть подходы к развитию онлайн-продаж и сервисов доставки в связи со взрывным ростом спроса на них в нынешний кризис.

"Мы уже видим изменения customer experience и customer journey, паттернов поведения покупателя. Этот кризис вызвал взрывной рост онлайн-продаж perekrestok.ru и экспресс-доставки, и я уверен, что после кризиса тренд сохранится. И если до кризиса, когда планировали наше развитие, мы видели одни цифры, то, когда эта ситуация закончится, мы будем ориентироваться на другие цифры и пересматривать наш подход к развитию онлайн-сервисов в России", - заявлял он.

По оценке, которую Х5 привела в своей презентации, доля онлайн-продаж продуктов питания на российском рынке продовольственного ритейла может вырасти в 35 раз за десять лет - до 7% в 2029 году. Прогноз развития российского ритейла в ближайшие десять лет Х5 впервые представила на "Дне инвестора" в октябре 2019 года. Тогда оценки роста онлайн-торговли продуктами питания были скромнее: 4,5% от общего рынка в 2029 году (то есть компания ожидала роста этого сегмента в 22,5 раза за десять лет).