ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 362
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Основные теоретические сведения
Краткая теория вопроса и метода.
Описание метода гидростатического взвешивания.
Краткая теория вопроса и метода измерения.
Краткая характеристика методов.
Описание экспериментальной установки.
Краткое знакомство и машиной Атвуда.
Описание прибора и теория метода.
Алгоритм обработки результатов многократных измерений.
Приложение 3.
Состав экспериментальной деятельности студентов на занятиях по физическому эксперименту
(ориентировочная основа).
Эксперимент как метод познания – целесообразная система эмпирических и теоретических методов изучения объекта или явления в искусственно созданных и контролируемых условиях при активном воздействии на него (объект или явление) с помощью различных орудий, приборов и средств.
В ходе эксперимента объект изучения целенаправленно помещается в определенные взаимодействия с преобразующими материальными средствами исследования с целью фиксации и последующего анализа вызываемых в нем этими взаимодействиями изменений.
Еще во времена Галилея ученые вывели достоинства этого метода. В ходе эксперимента удается:
“изолировать изучаемый объект от влияния побочных и затемняющих его сущность явлений и изучить его в «чистом» виде;
многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных и поддающихся контролю и учету условиях;
планомерно изменять, варьировать различные условия для получения искомого результата;
появляется возможность исследовать физические свойства объектов в экстремальных условиях (высокое давление, сильные поля, сверхнизкие и сверхвысокие температуры).
Отличаясь от наблюдения активным оперирование изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.
Эксперимент дает возможность перевести «логику» вещей в логику понятий, материальную зависимость в логическую. В конце эксперимента мы сопоставляем итог, который имеет место в нашей идеализированной схеме (созданной в процессе замысла и планирования эксперимента) и реальный его результат.
Обобщенный план экспериментальной деятельности студента:
Постановка (формулирование) познавательной задачи, решаемой методом физического эксперимента:
тема исследования:
выявление объекта изучения;
и предмета исследования;
цель:
теоретическая значимость;
практическая важность;
предполагаемый результат:
на теоретическом уровне;
на уровне эмпирического материала.
Теоретическая подготовка:
понятие об объекте и предмете экспериментально-познавательной деятельности;
теоретические основы способов их экспериментального исследования;
изучение приборов, используемых в обозначенных в работе целях
Планирование опыта:
принцип постановки опыта на базе конкретного физического метода;
моделирование (схема установки):
определение необходимых условий эксперимента по изучению предмета;
выяснение назначения и функций каждого элемента установки;
определение оптимальных параметров работы приборов с учетом их влияния на изучаемый предмет;
составление схемы установки;
определение порядка получения опытных данных (составление таблиц для занесения значений измеряемых величин);
указание основных расчетных формул (для косвенных измерений).
Реализация плана:
сборка установки (на основе полученной схемы);
снятие показаний (заполнение таблиц);
регистрация погрешностей приборов.
Обработка эмпирического материала:
систематизация и обобщение эмпирических данных, получение практического результата (построение графиков, схем и пр.);
косвенные вычисления;
усреднение и получение значения измеряемой величины (Х);
расчет погрешностей измерений:
оценка достаточной точности;
выбор метода вычисления погрешностей и формы записи полученного значения величины (вид погрешности, доверительная вероятность и пр.);
систематизация полученных результатов.
Выводы по проделанной работе:
формулирование полученных результатов на практическом и теоретическом уровнях;
сравнение с предполагаемыми результатами, анализ и объяснение имеющихся отклонений;
вывод о соответствии с теорией практического результата;
вывод о достижении или недочетах в достижении поставленной цели.
Объект представляет собой элемент естественной природы (реальный предмет, явление или процесс) или объективные свойства, связи, отношения таких элементов, обобщенные и выраженные в форме понятий, физических величин или закономерностей, на которые направлен познавательный интерес.
Предмет выделяет определенный аспект изучения объекта, охватывая его некоторые свойства или стороны для более тщательного рассмотрения.
Свойства – сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Каждое вещество обладает множеством определенных свойств, единство которых означает его качество. Физические свойства – это свойства, обусловленные масс-энергетическими изменениями, не затрагивающими внутренней природы вещества.
В соответствии с данными определениями объектом экспериментально-познавательной деятельности студентов могут быть физические тела и процессы, их свойства и отношения, существующие и действующие по объективным законам природы. Предмет включает сторону объекта исследования, непосредственно подлежащую изучению в конкретном физическом эксперименте с определенной целью.
Объективность и однозначность эмпирических предложений достигается уточнением наблюдаемой ситуации (указывается место, время, условия протекания события), т.е. заданием так называемой экспериментальной ситуации. Экспериментальная ситуация задана, когда:
выделен объект внимания;
фиксированы условия, в которых на выделенный объект производятся воздействия, в том смысле, что нам понятно значение этих условий для осуществления выбранной операции (наблюдения, сравнения и пр.).
Приложение 4.
Графическое изображение (представление) результатов эксперимента
Используется в случае исследования зависимости одной физической величины от другой. Например, можно рассматривать зависимость плотности жидкости от температуры.
Так, чтобы получить наглядное представление о взаимной связи рассматриваемых величин и характере их закономерного взаимоизменения (например, линейный или экспоненциальный рост одной величины при изменении другой), результаты наблюдений следует представить графически.
Обычно пользуются прямоугольной системой координат с равномерными масштабами по осям. Значения аргументов следует откладывать по оси х, значения функции – по оси у. масштаб принципиально может быть любым, но при выборе его следует руководствоваться следующими соображениями:
график должен быть достаточно точным; наименьшее расстояние которое можно отсчитать на графике, должно быть не меньше величины абсолютной ошибки измерений;
физическая сущность явления должна быть вскрыта достаточно ясно: в тех областях, где ход кривой монотонный, можно ограничиться небольшим числом измерений (несколькими точками кривой на графике); в области максимумов, минимумов и точек перегиба следует производить измерения значительно чаще все эти точки должны быть разрешимы (видны как отдельные точки) на графике при выбранном масштабе.
Графики должны выполнять на миллиметровой бумаге или на компьютере. Построение графиков возможно и достаточно просто осуществлять в таких программах как Excel и Mathcad. Кроме того, использование программных средств позволяет производить линейную аппроксимацию графика, строить сглаженную кривую по экспериментальным точкам и др.
Следует иметь в виду, что пересечение координатных осей не обязательно должно совпадать с нулевыми значениями х и у: при выборе начала координат надо руководствоваться тем, чтобы максимально использовалась вся площадь чертежа.
Координатные оси должны быть проименованы: рядом со стрелками проставлены обозначения откладываемой на оси физической величины и единицы ее измерения в выбранном масштабе. Вдоль осей равномерно через 10-20 мм откладываются масштабные деления, указывая соответствующие им значения в указанных около стрелки единицах измерения.
После выбора масштаба наносятся экспериментальные точки (координаты которых должны быть оформлены в виде двух столбцов или строк таблицы данных). На основе экспериментальных точек строиться график исследуемой зависимости 2-мя способами:
сами точки соединяют плавной кривой;
предполагаемая кривая (чаше прямая линия) строиться так, что может не проходить через опытные точки, но должна быть по обе стороны наиболее приближена к ним. Такое построение соответствует процедуре аппроксимации.
Ошибки наблюдений обнаруживаются в неправильностях направления кривой кривая может выполнять ориентирующую и направляющую функции в последующих уточняющих наблюдениях.
Пользуясь полученной кривой можно:
установить наличие и характер зависимости между рассматриваемыми величинами. Наиболее просто и наглядно увидеть линейную зависимость, соответствующую наличию прямой пропорциональности между этими величинами.
В случае линейной зависимости легко определить и сам коэффициент пропорциональности: тангенс угла наклона прямой графика зависимости к оси х равен коэффициенту пропорциональности между величиной у и аргументом х.
В пределах произведенных наблюдений интерполировать зависимость, т.е. находить значения величины у для таких значений х, которые непосредственно не наблюдались.
Определять значения величин, отложенных по осям, которым соответствуют характерные точки графика: например, значение одной величины, при котором другая минимальна или максимальна, хотя бы последние и не определялись непосредственно.
Приложение 5.
Таблица 1. Плотность воды при разных температурах
t, 0С |
, кг/м3 |
t, 0С |
, кг/м3 |
t, 0С |
, кг/м3 |
0 |
999,87 |
12 |
999,52 |
24 |
997,32 |
1 |
999,93 |
13 |
999,40 |
25 |
997,07 |
2 |
999,97 |
14 |
999,27 |
26 |
996,81 |
3 |
999,99 |
15 |
999,13 |
27 |
996,54 |
4 |
1000,00 |
16 |
998,97 |
28 |
996,26 |
5 |
999,99 |
17 |
998,80 |
29 |
995,97 |
6 |
999,97 |
18 |
998,62 |
30 |
995,67 |
7 |
999,93 |
19 |
998,43 |
31 |
995,37 |
8 |
999,88 |
20 |
998,23 |
32 |
995,05 |
9 |
999,81 |
21 |
998,02 |
33 |
994,72 |
10 |
999,73 |
22 |
997,80 |
34 |
994,40 |
11 |
999,63 |
23 |
997,57 |
35 |
994,06 |