ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 387
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
1.3. Специфика педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
1.4. Структура и функции педагогической деятельности
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
Вопросы и задания для самоконтроля
5.3. Основы самообразовательной работы учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
6.2. Мастерство педагогического общения
Вопросы и задания для самоконтроля
6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
Вопросы и задания для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля
7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
Вопросы и задания для самоконтроля
7.4. Адаптация к педагогической деятельности
М.Г. Резниченко
Введение в педагогическую деятельность
Министерство образования Российской Федерации
Самарский государственный педагогический университет
М.Г. Резниченко
Введение в педагогическую деятельность
Учебное пособие для студентов факультета начального образования
Самара
Издательство СГПУ
2003
Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного педагогического университета
УДК 371.13:3789(75.8)
Р 34
Резниченко М.Г.
Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов факультета начального образования. – Самара: Издательство СГПУ, 2003. – 132 с.
ISBN 5–8428–0426–3
В пособии раскрыта сущность и структура педагогической деятельности, определено содержание теоретической и практической подготовки учителя, а также выделен спектр профессионально-значимых качеств личности педагога. Подробно рассмотрены возможности получения педагогического образования и профессионального роста учителя. Особое место уделяется требованиям современного общества к профессиональной подготовке педагога. Пособие построено в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом, соответствует принципу преемственности педагогических курсов, изучаемых в педвузе.
Пособие адресовано преподавателям и студентам специальности «Педагогика и методика начального образования» очного и заочного отделения педагогического вуза, а также студентам, обучающимся по стандартам с дополнительной педагогической специальностью.
Ответственный за выпуск –
Кандидат физико-математических наук, профессор Н.Г.Кочетова (СГПУ).
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Л.В.Куриленко (СГУ);
кандидат педагогических наук, доцент С.А.Севенюк (СГПУ).
© Резниченко М.Г., 2003
Мария Геннадьевна Резниченко
Введение в педагогическую деятельность
Учебное пособие для студентов факультета начального образования
Редактор Е.Ю.Шиманова
Главный редактор М.С.Серенко
Лицензия ИД №06504 от 26.12.2001. Подписано к печати 29.04.2003. Бумага типографская. Печать оперативная. Объем 8,5 п.л. Тираж 500 экз.
Издательство СГПУ: 443099, Самара, ул. М.Горького, 61/63. Тел. 33-27-27.
Оглавление
Оглавление ……………………………………….. |
3 |
Введение …………………………………………… |
5 |
Глава 1. Сущность и структура педагогической деятельности ……………………………………. |
8 |
1.1. Понятие о деятельности ……………………… |
8 |
1.2. Сущность профессиональной деятельности ... |
11 |
1.3. Специфика педагогической деятельности ….. |
15 |
1.4. Структура и функции педагогической деятельности ……………………………………………….. |
19 |
1.5. Профессиограмма педагога ………………….. |
24 |
Глава 2. Объективные характеристики профессиональной педагогической деятельности ……. |
28 |
2.1. Система отечественного образования: стратегия развития ……………………………………………. |
28 |
2.2. Требования государственного стандарта к профессиональной компетентности педагога ……….. |
32 |
2.3. Права и обязанности участников педагогического процесса …………………………………………. |
36 |
Глава 3. Педагогическая культура личности педагога ………………………………………………... |
44 |
3.1. Направленность личности учителя как субъекта профессиональной деятельности …….………….. |
44 |
3.2. Профессиональная позиция педагога ……….. |
47 |
3.3. Акмеологические инварианты педагогической профессии ………………………………………… |
52 |
3.4. Профессионально значимые качества личности педагога …………………………………………… |
54 |
3.5. Деонтология как основа профессиональной культуры личности …………………….……………… |
61 |
Глава 4. Профессиональная компетентность педагога ………………………………………………... |
63 |
4.1. Понятие о профессиональной компетентности учителя ……………………………………………... |
63 |
4.2. Содержание теоретической готовности педагога ……………………………………………………… |
66 |
4.3. Практическая готовность педагога к профессиональной деятельности ……………………………... |
72 |
Глава 5. Профессиональное становление личности педагога ………………………………………… |
79 |
5.1. Мотивы выбора педагогической профессии ... |
79 |
5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность ………………………… |
83 |
5.3. Основы самообразовательной работы учителя |
87 |
5.4. Профессиональное самовоспитание учителя .. |
90 |
Глава 6. Педагогическое мастерство как вершина профессионального становления педагога … |
95 |
6.1. Понятие и сущность педагогического мастерства ……………………………………………………… |
95 |
6.2. Мастерство педагогического общения ……… |
101 |
6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя …………………….. |
106 |
Глава 7. Подготовка педагогических кадров в системе высшего педагогического образования .… |
112 |
7.1. История становления образовательных учреждений для профессиональной подготовки педагогов |
112 |
7.2. Система педагогического образования Российской Федерации …………………………………… |
115 |
7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе ……………………………………………….. |
120 |
7.4. Адаптация к педагогической деятельности … |
125 |
Литература ……………………………………….. |
129 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Ценность образования в современном обществе неуклонно растет. От уровня компетентности человека зависит его карьерный рост, положение в социуме, благосостояние его семьи.
К вершинам успеха личность ведут люди, профессиональная деятельность которых названа педагогической. Встретить на своем жизненном пути настоящего Учителя, мудрого, доброго, справедливого – большая удача. В связи с этим растет потребность в людях, которые избрали педагогическую деятельность смыслом своей жизни. В данном случае правильный выбор профессии имеет особую ценность, так как определяет успех не одного человека, а сотен людей – учеников.
Курс «Введение в педагогическую деятельность» не только раскрывает сущность и содержание учительского труда, но и предоставляет возможность утвердиться в правильности своего выбора или серьезно усомниться в призвании к педагогической профессии.
Феномен педагогической деятельности состоит в том, что с ней связано бытие и жизнь каждого. Всем суждено учиться и учить других, но один это будет делать профессионально – в детских садах, школах, вузах, а другие непрофессионально – в семье.
Сущность педагогической деятельности, которая заключается в передаче от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, от этого не меняется. Меняются лишь темп и качество передачи знаний, умений и навыков подрастающему поколению.
Обучение и воспитание молодежи – важная государственная задача, ответственное общественное дело. Педагогическая деятельность нормируется в правовых документах: Законах, Уставах, Положениях, Договорах, инструкциях, которые отражают отношение общества к содержанию труда учителя, помогают оценить уровень профессионализма педагога.
При изучении данного курса Вы ознакомитесь с самыми важными из них.
Курс «Введение в педагогическую деятельность» позволяет комплексно рассмотреть структуру профессиональной подготовки учителя к педагогической деятельности, её теоретический, практический и личностный компоненты, условия достижения вершин профессионального мастерства.
Огромное значение для педагогической карьеры имеет непрерывная работа педагога над собой. Данный курс раскрывает мотивы и цели самосовершенствования педагога, а также способы решения поставленных задач.
На заключительном этапе ознакомления с основами педагогической деятельности предоставляется возможность узнать условия получения полного высшего педагогического образования и повышения научной квалификации.
Структура данного учебного пособия повторяет логику изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» и последовательно отвечает на вопросы:
– Что такое педагогическая деятельность?
– Какой она должна быть?
– Чему и как учат будущих педагогов?
– Чему их нельзя научить?
– Чему педагог учится сам?
– Где готовят будущих учителей?
– В чем сущность педагогического мастерства?
Учебное пособие состоит из семи глав, содержащих разделы. В конце каждого раздела предлагаются вопросы и задания для самоконтроля. С их помощью Вы можете проверить качество усвоения материала.
Творческие задания предназначены для индивидуального осмысления проблемы.
Успешность их выполнения Вы можете проверить на семинарских занятиях или в ходе индивидуальных занятий с педагогом.
В конце каждого раздела автор пособия рекомендует литературу для более глубокого ознакомления с материалом темы. Пособие составлено с учетом того, что это Ваш первый опыт обучения в вузе. Содержание и форма передачи материала максимально приближены к школьным. Если Вы чувствуете в себе силы самостоятельно углубиться в проблему – дерзайте.
Автор надеется, что данное учебное пособие поможет Вам изучить курс «Введение в педагогическую деятельность», осмыслить свои планы на будущее и сделать правильный выбор.
Успехов Вам!
Глава 1
Сущность и структура педагогической деятельности
. Понятие о деятельности
Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, творческой, спортивной, игровой.
В онтологии и антропологии деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
В процессе осуществления деятельности:
1) создаются материальные условия жизни человека, удовлетворяются естественные желания;
2) развивается духовный мир человека; реализуются его культурные потребности;
3) реализуется личностный потенциал человека, достигаются жизненные цели;