ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 591

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. «Предмет и методы экономической теории»

1. Система человеческих потребностей

2. Понятие блага

3. Экономические ресурсы

4. Предмет экономической теории

5. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость

6. Экономическая эффективность

7. Кривая производственных возможностей. Закон роста вмененных издержек

8. Общественное разделение труда. Принципы абсолютного и сравнительного преимуществ

9. Методы исследования экономических процессов

Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»

1. Особенности функционирования экономических систем

2. Собственность

3. Теория прав собственности

4. Типы и формы собственности

5. Приватизация

6. Трансакционные издержки

Тема 3. «Рынок. Условия формирования и механизм действия»

2. Макроэкономический кругооборот в рыночной экономике

3. Преимущества и недостатки рыночной экономики

4. Спрос. Закон спроса

5. Неценовые детерминанты спроса

6. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения

7. Равновесная цена и равновесный объем продаж

Тема 4. «Эластичность»

1. Эластичность и рыночная адаптация субъектов экономики

2. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

3. Перекрестная эластичность

4. Эластичность спроса по доходам

5. Эластичность предложения по цене

Тема 5. «Теория потребительского поведения»

3. Кардиналистский и ординалистский подходы

Тема: «Фирма в рыночной экономике»

1. Производство фирмы. Закон убывающей производительности

2. Понятие издержек. Издержки фирм в краткосрочном периоде

3. Постоянные, переменные и совокупные издержки фирмы в краткосрочном периоде

4.Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

Список рекомендованной литературы

6. Число покупателей на рынке. Увеличение их приводит к росту спроса, а сокращение приводит к обратной ситуации.

Изменение в спросе выража­ется в смещении всей кривой D: увеличение спроса смещает кривую вправо вверх, уменьшение спроса смеща­ет ее влево вниз. Причиной изменения спроса служит изменение одной или более неценовых детерминант спроса. Напротив, изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой D. Причиной та­кого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

Выделяют отрицательный спрос, он возникает когда покупатель не признает данный товар и избегает его покупки.

Отсутствие спроса– возникает, когда покупатели, на которых ориентирован товар не знают о его существовании.

Скрытый спрос– возникает, когда рыночное предложение данного товара не обеспечивает удовлетворение потребительских запросов.

Нерегулярный спрос– он связан с колебаниями спроса на данный товар во времени.

Нерациональный спрос– возникает на товары, которые приносят вред потребителям.


6. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения

Величина предложения показывает тот объем товаров и услуг, который производители готовы предложить на рынке по определенной цене и в определенное время.

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предло­жения существует прямая связь. Предложение изображается в ви­де графика, показывающего разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к про­даже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Коренное свойство зако­на предложения заключается в следующем: с повышением цен со­ответственно возрастает и величина предложения; и напро­тив, со снижением цен сокращается предложение. Закон пред­ложения показывает, что производители хотят изготовить и предло­жить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

S

Как и закон спроса, закон предложе­ния может быть представлен графически. Техника построения гра­фика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количествен­ные данные и возникающие между ними связи иные.

Исходя из закона предложения следует, что кривая предложения имеет вос­ходящий характер.

Кроме того, данный закон также можно представить с помощью уравнения:

Цена — основная детерминанта величины предложения любо­го продукта. Однако существуют неценовые детерминанты пред­ложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет ме­няться, смещаясь или влево или вправо.

К неценовым детерминантам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Рассмотрим подробнее.

1. Цены на ресурсы.

Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, т. е. переместит кривую предложения впра­во. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т. е. сместит кривую предложения влево.


2. Технология.

Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний по­зволяет более эффективно произвести единицу продукции, т. е. с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся издержки и уве­личится предложение.

3. Налоги и дотации.

Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки произ­водства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собствен­ность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напро­тив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и уве­личивает его предложение.

4. Цены на другие товары.

Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую пред­ложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера вы­ращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров со­кратить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спор­тивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания.

Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. На­пример, ожидание существенного повышения на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов.

При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число по­ставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное пред­ложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предло­жения будет смещаться влево.

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выража­ется в смещении всей кривой предложения: увеличение предло­жения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смеща­ет ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной та­кого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.



7. Равновесная цена и равновесный объем продаж

В процессе взаимодействия спроса и предложения происходит формирование рыночной цены. Под ценой понимаются те жертвы в денежной форме, которые несут покупатели, приобретая те или иные блага.

В условиях ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей уровень цен на отдельные блага определяет решение производителей и потребителей об объемах выпуска и закупок благ. Тем самым, цена выполняет информационную функциюпри принятии экономических решений.

С позиции рыночного обмена цена показывает те пропорции, при которых данные блага обмениваются на другие. Причем, для отдельных субъектов экономики цена выступает как внешне заданная (экзогенная) величина. В этих условиях цены ориентируют фирму на эффективное использование ресурсов, а потребителей на рациональное принятие своих решений, т.е. цена выполняет стимулирующую функцию.

Система цен уравновешивает и координирует экономические решения субъектов экономики через равновесие спроса и предложения, т.е. цена выполняет балансирующую функцию.

Цена служит инструментом распределения доходов, и, тем самым, выполняет распределительную функцию.

Различают цены спроса и цены предложения.

Цена спроса– это цена, по которой потребители могут и намерены приобрести товар. Цена спроса определяется полезностью данного блага, а также платежеспособностью потребителя.

Цена предложения– это цена, по которой продавец желает и может продать товар. Она зависит от общих издержек, которые несут продавцы при получении данного товара.

Для установления рыночной цены необходимо совместить на одном графике кривые спроса и предложения. В такой модели возможны три уровня цен:

1) Если цена на продукт устанавливается ниже точки пересечения спроса и предложения. В этом случае возникает дефицит в объеме продукции, и это приведет к конкуренции между потребителями.

2) Цена на продукцию устанавливается выше равновесной цены. Такая цена благоприятна для производителя, а для потребителя более выгодными станут товары-субституты, т.е. взаимозаменяемые товары. Возникнет конкуренция между производителями и избыточное предложение, которое приведет к затовариванию.

3) Таким образом, рыночное равновесие находится в точке пересечения кривых спроса и предложения, т.е. в точке Е. Этой точке соответствует равновесная цена Р0и равновесный объемQ0. Рыночная цена (Р0)– это результат взаимного приспособления рыночных сил друг к другу.