Файл: Социология религии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

назвали и другую причину - желание найти другую церковь, которая устраивала бы с

точки зрения духовной жизни. То есть верующие, уходящие из церкви, были честны и

достаточно откровенны с пасторами, назвав истинные причины своего ухода.

Отвечая на вопрос Каково Ваше личное мнение относительно причин ухода ве-

рующих из Вашей церкви большинство пасторов высказали суждения, в основном

отличающиеся от мнений самих верующих. Самыми распространенными ответами

стали (по степени убывания частоты упоминания сути проблемы) это могли быть

случайные люди, не возрожденные, их не устраивали наши церковные правила; при-

шли в церковь не из-за Христа, а из личных интересов, моды на религию, желание са-

моутвердиться через служение, стать значимым в глазах людей, желание своими сила-

ми решать проблемы; нежелание следить за своим духовным ростом; их собствен-

ный грех; увлекает мир, старые привычки пьянство, наркотики; «пришли в

церковь, чтобы получать, а не смириться и отдавать другим»; нет рождения свы-

ше, либо попадают под действие духа заблуждения; негативные действия пасторов

других церквей; есть огорченные, потому что не увидели к себе должного внима-

ния; нет внимания к новообращенным; посетили другую деноминацию, к ним по-

дошли к любовью и они там остались; нет семейной обстановки в церкви; переезд

на другое место жительства.

Из приведенных высказываний видно, что основной груз ответственности за уход

из церкви пасторы возлагают на самих верующих. Лишь 4 пастора высказали вслух в

качестве одной из причин ухода верующих из их церкви невнимательное отношение

к новообращенным и отсутствие семейной обстановки в церкви. Получается, что

пасторы в основном не соглашаются с доводами своих прихожан, ушедших из их церк-

вей. Удельный вес вины самих верующих, по мнению пасторов, значительно боль-

ший, чем проблемы, присутствующие в церквах.


50Этот вывод нашел свое подкрепление и в ответах на вопрос Как Вы думаете, по-

чему некоторые люди считают себя верующими христианами, но при этом не ста-

новятся членами церкви Распределение ответов стало следующим боятся ответст-

венности перед церковью, не хотят быть подотчетными руководству церкви - 55;

сильная зависимость от мира и своих желаний - 33; на самом деле они неверую-

щие, они не рождены свыше - 19; многие служители пытаются манипулировать

людьми, ограничивая их свободу, трактуя Библию в угоду собственного эго - 2.

Вместе с тем, дальнейший опрос показал - 55 пасторов все же согласны с тем, что

существует необходимость изменить что-то в церкви, чтобы удержать людей (при

этом 4 уверены в том, что ничего менять не следует, остальные 5 затруднились отве-

тить). Большинство опрошенных высказали также предложения относительно того,

что необходимо изменить в церкви, чтобы привлечь верующих. Вот некоторые, наи-

более распространенные предложения больше уделять внимание конкретным лю-

дям, интересоваться их проблемами - 48; учить людей понимать и исполнять цели

церкви - 33; повышать уровень проповеди, правильно преподавать Библию -21;

пасторы других церквей должны взаимодействовать и помогать друг другу, чтобы

вернуть человека в свое собрание и ни в коем случае не переманивать и не смущать

людей - 6; построить хорошие отношения внутри церкви - 2.

Видно, что последние высказывания пасторов входят в некоторое противоречие со

всеми предыдущими их оценками. Эти расхождения можно объяснить двумя основны-

ми причинами. Во-первых, пасторы четко разграничивают два мира - внешний, к ко-

торому принадлежат все, кто не в церкви, и внутренний мир, церковный. Это приво-

дит к двойному стандарту в оценках пасторами всего, что принадлежит к внешнему

и к внутреннему мирам. Отсюда противоречия в ответах на вопросы, касающиеся

внутреннего мира (что в нем нужно изменить) и внешнего мира (оценки поступков ве-

рующих, которые ушли из церкви и больше к внутреннему миру не принадлежат, и

тем более тех, кто в церковь и не приходил, т.е. к внутреннему миру вообще никако-

го отношения не имеет). В контексте данных суждений и результатов исследования

предложения пасторов по изменению внутреннего мира понимаются неоднозначно.

Например, предложение больше уделять внимание конкретным людям, интересо-


ваться их проблемами звучит поверхностно, а учить людей понимать и исполнять

цели церкви - угрожающе.

Во-вторых, церкви как организации в большинстве своем представляют собой за-

крытые структуры, в целом слабо реагирующие или реагирующие избирательно на

происходящие в обществе изменения - демократические реформы, свободу слова, от-

крытость, присутствие плюрализма и стремление к толерантности. Наши исследова-

ния, в частности, показывают, что многие протестантские церкви (особенно деноми-

нации, присутствующие в религиозном пространстве России десятилетия, например,

баптисты) представляют собой сегодня такие организационно авторитарные форми-

рования, в которых существует четко иерархическая организационная структура, не-

приемлемы инакомыслие, несоблюдение правил и установлений церкви. Несоблюде-

ние правил приводит к изоляции или отлучению от церкви. Внутрицерковная политика

баптистских церквей, осуществляемая их лидерами на протяжении последних 7-8-ми лет,

привела к тому, что члены общин баптистских церквей высказываются более жестко

и консервативно относительно некоторых сторон общественной жизни, чем лидеры

их церквей [5]. В целом, можно сказать, что многие современные российские церкви

находятся в организационном кризисе. Но путь, который выбирают, например, совре-

менные баптисты, становясь еще более консервативными и закрытыми от общества,

стремясь таким образом сохранить свою индивидуальность в условиях демократиза-

ции общества и конфессионального разнообразия, уже приводит к вырождению как

организационному, так и духовному.

Какое влияние на мотивацию верующих оказывают неверующие Анализ мотива-

ции верующих, находящихся за пределами церкви, оказался бы не полным, если бы

мы не выяснили, какое влияние на самоидентификацию верующих оказывают неверу-


51Ющие, доля которых в обществе значительна. Для решения этой задачи группе рес-

пондентов, считающих себя неверующими, было задано несколько вопросов.

На вопрос Влияет ли деятельность современной церкви на формирование Ваше-

го отношения к религии отрицательный ответ дали 75% респондентов, но 20,8%

признали, что влияет. 33,3% имели в виду православную церковь, давая положитель-

ный или отрицательный ответ, 12,5% - католическую и 14,2% - протестантскую, ос-

тальные 40% не назвали какую-либо конкретную церковь.

На вопрос Как Вы относитесь к мировоззрению верующих были получены от-

веты, которые позволяют судить о том, что большая часть опрошенных терпимо и с

пониманием относится к мировоззрению верующих. 58,3% ответили, что каждый

имеет право на выбор, верить в Бога или нет; 33% считают, что это их личное дело.

Лишь 8,3% ответили - не понимаю, как в наше время может сохраняться такое за-

блуждение, а 4,2% считают мировоззрение верующих вредным, т.к. оно уводит лю-

дей от решения реальных проблем их жизни.

Большинство опрошенных (79,2%) имели опыт общения с верующими, причем

75% признали, что верующие входят в круг их постоянного общения. На вопрос Ока-

зывают ли верующие влияние на Ваши взгляды 33,3% ответили, что оказывают,

41,7% убедительно ответили нет, остальные не смогли дать определенный ответ.

Интересно проследить реакцию неверующих на вопросы, отражающие их желание

получить некоторую информацию о религии или конкретной религиозной группе.

Так, читали Библию (целиком или части из Библии) 58,3%, не читали 33,3%. Большая

часть опрошенных (75%) когда-то присутствовала на богослужениях, остальные 25%

не присутствовали. На миссионерских встречах побывали однажды 25% опрошенных,

ни разу не были на подобных встречах 66,7%, остальные уклонились от ответа.

Опрошенную группу можно охарактеризовать как в основном терпимо и с понима-

нием относящуюся к мировоззрению верующих, имеющую в кругу своего общения

верующих людей, так или иначе предпринимавших определенные действия для того,

чтобы получить информацию о религии. Итак, о влиянии неверующих на мотивацию

верующих, не пришедших в церкви или ушедших из них, опрос позволил сделать за-

ключение, что если такое влияние и есть, то оно не существенно.

Какие выводы позволяют сделать полученные данные Подавляющее большинст-


во российских христианских верующих не посещают церкви регулярно, не становятся

постоянными прихожанами в силу факторов, обусловленных в целом наличием глубо-

кого внутриорганизационного кризиса в церкви. Расхождения во взглядах лидеров

церквей и самих верующих на факторы, определяющие их мотивацию относительно

участия в деятельности церкви, очевидны. Эти расхождения между верующими, не

удовлетворяющими свои духовные потребности при активной включенности в цер-

ковную жизнь, и самой церковью, в лице лидеров, имеющих взгляд на проблему, не

совпадающий с позицией верующих, что служит проявлением существующего кризи-

са. Люди нуждаются в большей открытости, гибкости церкви, ее большей толерант-

ности по отношению к ним. Церковь, по мнению опрошенных, должна быть менее по-

верхностной и более нравственной, чем в настоящее время. Межконфессиональные и

внутрицерковные конфликты, неискренность и плохое образование лидеров церквей,

стремление подавить личность - факторы, усиливающие мотивацию значительной

доли верующих оставаться за пределами церкви или уйти из нее. Нельзя не учитывать

и влияние экономических проблем, когда на активную религиозную практику у веру-

ющих не остается времени. Однако последнее лишь дополнительно влияет на выбор.

Наши исследования деятельности христианских церквей на протяжении последних де-

сяти лет показали, что большинство российских церквей, в лице их лидеров, оказались

не готовыми к проведению внутренних преобразований (многие церковные лидеры

вообще еще не осознали необходимость таких реформ), появлению большого количе-

ства верующих, ожидающих от церкви глубины, чистоты отношений, гибкости и от-

крытости.