ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
45 Уже тогда активный рост церквей (по показателям количество членов и количест-
47 Но она сложилась прежде всего под воздействием проблем внутрицерковной жизни и
12 Человек (4,9%) - церковь должна иметь хорошее здание; 7 (2,9%) человек - цер-
49Нальной принадлежности. Для протестантских верующих является нормой еженедель-
50Этот вывод нашел свое подкрепление и в ответах на вопрос Как Вы думаете, по-
51Ющие, доля которых в обществе значительна. Для решения этой задачи группе рес-
52 Ответить на запросы верующих, находящихся вне церкви, она пока не может,
52 Ответить на запросы верующих, находящихся вне церкви, она пока не может,
так как не хочет согласиться и принять эти запросы. Следовательно, не следует и
ожидать в ближайшем будущем существенных изменений в том положении, которое
уже существует на протяжении нескольких лет в религиозном пространстве, когда бо-
лее 50% россиян считают себя верующими, но в религиозную практику включены не
более 6%. Можно полагать, что увеличение количества активных верующих воз-
можно когда-нибудь в будущем, только после того, как церковные образования про-
ведут внутренние реформы, изменят свой имидж в глазах верующих. Можно не согла-
ситься с прогнозами некоторых исследователей о возможном росте удельного веса не-
православных христиан по группе реальных верующих [2] внутрицерковный кризис
как доминирующий фактор мотивации верующих вне церкви является характерным
не только для православных, но и для протестантов.
В контексте наших рассуждений, представляется целесообразным обратить внима-
ние на то, что по формальным признакам опрошенная нами группа верующих не по-
падает в группу реальных верующих, о которой говорилось выше. Но справедливо
ли их считать нереальными, если причины их невоцерковления достаточно сложны,
и, как показывает наше исследование, далеко не всегда обусловлены духовной незре-
лостью или номинальностью.
Полученные данные позволяют также полагать, что высокие рейтинги Церкви в
массовых опросах населения отражают, с одной стороны, высокий уровень религиоз-
ной самоидентификации и, с другой, диверсифицированность понятия Церкви. Мне-
ние верующей части населения оказывается значимым в определении рейтинга Церк-
ви и ее роли в жизни России. Однако более вероятно, что эти люди, отвечая на вопрос
о Церкви, имеют в виду личные отношения с Богом, отношение к вере и религии во-
обще, свои измененные духовные ценности. В связи с этим актуальным оказывается
вопрос об интерпретации данных и о реальном влиянии Церкви как организационного
образования на жизнь современного российского общества. Вероятно, это влияние не
столь значительно, как может показаться.
В условиях, когда активных последователей религиозных течений мало, межкон-
фессиональные споры и обвинения в прозелитизме оказываются скорее сферой поли-
тических деклараций, нежели отражением действительности. Реально, ни православию,
ни протестантизму, ни католицизму ничто не угрожает при тех условиях, которые сло-
жились сегодня. Социальные страты, симпатизирующие каждой из христианских Церк-
вей, определяющие потенциальный круг последователей, сформировались за последние
12 лет. Выбор церкви основан прежде всего на духовных потребностях верующего, его
представлениях о религии и конкретных симпатиях [4]. Угроза, если ее можно так опре-
делить, находится внутри поместных церквей, что и показало наше исследование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мчедлов М. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некото-
рые результаты социологического мониторинга Религия и право. 2002. № 1.
2. Каариайнен К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие адепты российской религиознос-
ти Вопросы философии. 1997. № 6. С. 35-52.
3. Левада Ю.А. Социально-политическая ситуация в России в августе 2002 года. По данным
опросов общественного мнения ВЦИОМ, 2002.
4. Каргина И.Г. Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х
годах XX века сравнительно-социологический анализ Дис. ... канд. социол. наук. М.,
1998.
5. Barnes D., Kargina I., Elliot M. Protestants in the Former Soviet Union What Survey Findings Re-
veal East-West Church and Ministry Report. 2002. V. 10. № 1.
6. Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий Социол. исслед. 1998. № 6.
С. 111-118.
7. Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации на
1 января 2002 г. (Данные государственного реестра).
53