Файл: Социология религии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социология религии

© 2004 г.

И.Г. КАРГИНА

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ВЕРУЮЩИХ

СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

КАРГИНА Ирина Георгиевна - кандидат социологических наук, доцент Института

социальной инженерии Московского государственного университета дизайна и технологии.

Изучение и осмысление сути перемен, произошедших в религиозном мировоззрении

россиян и жизнедеятельности всего института религии в России, представляется акту-

альным как с точки зрения решения теоретических задач, так и в прикладных целях

для построения адекватной политики государственно-церковных отношений. Иссле-

дования религиозной ситуации за последнее десятилетие фиксируют динамику обще-

ственного сознания россиян относительно степени их доверия к институту религии,

высокий уровень религиозной самоидентификации. Подавляющее большинство рос-

сиян (94% населения) высказывают очень хорошее и просто хорошее отношение к

православию, к мусульманству - 59%, к католицизму - 58% [1]. Верующими себя счи-

тают 52% населения [2]. Рейтинг Церкви как религиозного института по степени дове-

рия на протяжении последних лет в среднем находится на довольно высоком уровне и

колеблется около отметки в 37%, опережая по этому показателю Государственную

Думу, МВД, органы государственного управления. Роль Церкви в жизни общества

россияне оценивают на уровне 2,8 баллов, исходя из 5-балльной шкалы от практичес-

ки никакой до очень большой роли [3]. И здесь Церковь оставляет позади себя Госу-

дарственную Думу, политические партии и профсоюзы.

В развитии самих религиозных организаций можно отметить наличие явной поло-

жительной динамики - активной в начале 90-х годов и более спокойной в последнее

время. На 1 января 2002 года по официальным данным на территории России зарегис-

трировано 20441 религиозных организаций. Количество их выросло почти в два раза

по сравнению с 1996 годом (10055 организаций). Спектр религиозных конфессий рас-

ширился с 20-ти официально зарегистрированных в 1991 году до 67-ми.

Перемены в религиозной сфере России нового времени заметны как на уровне ин-

ституционального развития, так и на уровне общественного сознания. Но в то же вре-

мя десятилетие перемен сопровождалось и иными процессами. Так, если на социаль-

ном уровне фиксируется активная динамика и процессы, позволяющие говорить о


религиозном возрождении, то на уровне церковном все обстоит несколько иначе.

Действительно, в начале 90-х годов отмечалась небывалая активность различных ре-

лигиозных конфессий, в основном православных и протестантских. В разы увеличи-

лось число последователей религий, количество религиозных организаций и конфес-

сиональный спектр. Однако уже с 1995 года стал наблюдаться спад динамики по всем

направлениям. Наши исследования социально-демографического состава христиан-

ских церквей уже в 1995-96 гг. начали фиксировать проявление насыщения состава

верующих в церквах. Практически из страт социума был выбран потенциал людей,

которые могли бы стать активными последователями определенных церквей. По сути

45 Уже тогда активный рост церквей (по показателям количество членов и количест-

во организаций), изменение социального состава прихожан практически прекрати-

лись [4]. Если же проследить структуру самоидентификации, т.е. во что и как они ве-

рят, то мы встречаемся с ситуацией, подтверждающей данные наших исследований -

доля воцерковленных верующих незначительна. Так, по данным исследований Фонда

Общественное мнение в 2002 г. из 60% россиян, считающих себя верующими-хрис-

тианами (58% - православными и 2% - католиками и протестантами), только 6% посе-

щают церковь один раз в месяц и чаще (по другим исследованиям - 4—5%). Этот пока-

затель держится с 1994-1995 годов и практически не меняется. На более низком уров-

не находятся характеристики, которые принято считать признаками реальных

верующих соблюдение религиозных обрядов, чтение Библии и проч.

Прогноз о повышении реальной религиозной активности населения не подтвер-

дился, если под ней понимать включение верующего в деятельность церкви, исполне-

ние религиозных обрядов и т.п. Фактически можно говорить о весомом изменении ре-

лигиозного мировоззрения россиян. Получается, что процессы непосредственно в

религиозной среде и в обществе, во-первых, не совпадают по количественным харак-

теристикам и, во-вторых, качественно различны.

Возникает вопрос, почему значительная доля населения, считая себя верующими,

остается за пределами активной религиозной деятельности Что лежит в основе их

мотивации Важно понять, почему такой благоприятный для многих религиозных

конфессий России период, каким стало последнее десятилетие, не привел к значи-

тельному росту активных религиозных последователей.


Получив ответы на эти вопросы, возможно объяснить, какое же реальное влияние

оказывают на общество действующие в России религиозные организации. Что на са-

мом деле отражают высокие рейтинги Церкви в массовых опросах населения Также

станет ясно, имеют ли реальную основу межконфессиональные конфликты и обвине-

ния в прозелитизме, высказываемые лидерами крупных христианских религиозных

групп.

Задачи исследования. С целью выяснения причин, по которым доля активных ве-

рующих остается незначительной, в начале 2000 г. нами был предпринят дифферен-

цированный опрос под названием Почему я не в церкви. Исследование позволило

выделить основные факторы, лежащие в основе мотивации той части христианских

верующих, которые не являются прихожанами какой-либо конкретной церковной

общины, или церкви . Они не посещают церковь регулярно и не идентифицируют се-

бя с какой-либо конкретной поместной церковью, таким образом, не входят в группу

активных верующих (в 6%), упомянутую выше. Основная часть опрошенных состо-

яла из двух подгрупп. Первая подгруппа — верующие, которые никогда не были при-

хожанами церкви, никогда не посещали церковь регулярно. Мы условно назвали этих

респондентов верующие вне церкви. Вторая подгруппа - это верующие, которые

были прихожанами какой-либо христианской церкви некоторое время, но к моменту

опроса перестали посещать церковь регулярно. Мы назвали этих респондентов ве-

рующие, ушедшие из церкви. Выделяя эти подгруппы, мы исходили из того, что моти-

вация неучастия в религиозной деятельности каждой из подгрупп складывалась на ос-

нове разного социального опыта и разных источников информации. Для того, чтобы

понять, насколько обоснованными окажутся суждения верующих, с целью всесторон-

него (по возможности) изучения проблемы, дополнительно опрошены священнослу-

жители - лидеры ряда церквей и неверующие. Участниками опроса стали жители ше-

сти городов центральной части России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга) не

моложе 18-ти лет. По первой подгруппе верующих было опрошено 430 респондентов,

по второй - 460; из числа церковных служителей - 64 священника; группа неверую-

1

К прихожанам церкви нами относятся верующие, входящие в церковную общину, т.е. активно посеща-

ющие богослужения, исполняющие обряды и участвующие в других видах внутрицерковной деятельности.

46щих респондентов составила - 230 человек. Всего в рамках данного исследования оп-


рошено 1184 человека.

Почему часть верующих, считающих себя христианами, не пришла в церковь вооб-

ще Прежде всего, мы выясняли, пытались ли верующие, вошедшие в первую под-

группу (верующие вне церкви), стать активными верующими, приобщиться к дея-

тельности какой-либо церкви Утвердительно ответили 26,8% респондентов, не пыта-

лись вообще - 73,2%. На вопрос Какую христианскую религию Вы исповедуете

ответы распределились следующим образом православную - 86,7%, католическую -

1,4%, протестантскую - 8,5%, остальные 3,4% затруднились ответить на этот вопрос.

Читали Библию - 66,2% опрошенных, не читали - 31%, остальные уклонились от от-

вета.

Социально-демографический портрет опрошенной группы выглядел следующим

образом большинство опрошенных составили женщины (74,6%), людей со сред-

нимсредним специальным образованием оказалось 53,5%, значительная доля опро-

шенных (43,7%) имела высшеенезаконченное высшее образование; примерно равные

доли (по 13) составили люди, попавшие в возрастные группы 18-23 года и 30-49 лет,

почти каждый пятый респондент был старше 50 лет; 52% опрошенных имели семьи;

64,8% имели работу, не имели работу на момент опроса - 33,8%.

На вопрос Почему Вы решили не связывать себя членством в церковной общи-

не были высказаны следующие суждения (респонденты не были ограничены пред-

ложенным в опросе спектром суждений, имея возможность назвать разные причины

выбора) 39,4% - нет времени на церковную жизнь; 38% - в этом нет необходимос-

ти, можно быть верующим и вне церкви; 25% - много фальши и неискренности в

происходящем в церкви и поведении священника; 23% - церковь как организация не

вызывает доверия (когда мы спросили, что конкретно имеется в виду, то большинст-

во ответов были следующие не ощущаю духовной благодати внутри церкви, внут-

ри церкви идет неприкрытая война, в церкви много политики и конъюнктуры);

21% - был негативный опыт при контактах с прихожанами (мало искренности, не-

гативно оценивают других, не похожих на них, давят, заставляют думать и посту-

пать, как они); 18,5% - смысл происходящего на богослужении не понятен, не по-

нравилось содержание богослужения; 8% - не думал об этом; 4,2% - мои друзья

меня не поняли бы; 4,2% - члены семьи были против моего участия в церковной

жизни; 4% - неудобное расположение церкви.

Из приведенных выше суждений можно выделить три наиболее существенные

причины, влияющие на мотивацию верующих относительно их активного участия в


религиозной жизни. На первый план выступает причина, доминирующая по своему

удельному весу по сравнению с другими после обобщения всех суждений - церковь

как организация не вызывает доверия, в ней много неискренности, давления, поли-

тики и конфликтов. Вторая и третья причины с высокой степенью вероятности во-

шли в разряд существенных отсутствие времени и убежденность в том, что можно

быть и оставаться верующим и без активного участия в деятельности какой-либо

церкви. То, что причина отсутствие времени значима, можно понять, приняв во вни-

мание экономические проблемы. Вместе с тем, можно полагать, что этот фактор вы-

вели в разряд существенных именно внутренние проблемы церкви зачем тратить вре-

мя на то, что не является привлекательным, создает негативное впечатление. Так, из

числа респондентов, указавших на то, что они не пришли в церковь по причине отсут-

ствия времени, 68% имели когда-то желание стать прихожанами конкретной церкви,

т.е. имели некий практический опыт общения в церкви с верующими и знакомства с

церковной жизнью. Эти же респонденты составляют большую долю тех, кто выска-

зал мнение о наличии неискренности в церкви. Одна треть этих же респондентов со-

ставляет число тех, кто не видит необходимости в членстве в церкви, считает, что

можно оставаться верующим и за пределами церкви, выстраивать отношения с Богом

самостоятельно. Следовательно, отсутствие времени возможно принять в качестве

существенной самостоятельной причины, но при этом следует учитывать, что вероят-