ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
45 Уже тогда активный рост церквей (по показателям количество членов и количест-
47 Но она сложилась прежде всего под воздействием проблем внутрицерковной жизни и
12 Человек (4,9%) - церковь должна иметь хорошее здание; 7 (2,9%) человек - цер-
49Нальной принадлежности. Для протестантских верующих является нормой еженедель-
50Этот вывод нашел свое подкрепление и в ответах на вопрос Как Вы думаете, по-
51Ющие, доля которых в обществе значительна. Для решения этой задачи группе рес-
52 Ответить на запросы верующих, находящихся вне церкви, она пока не может,
47 Но она сложилась прежде всего под воздействием проблем внутрицерковной жизни и
отношений в церкви.
Полученные результаты свидетельствуют также о том, что семья или социальное
окружение незначительно влияют на формирование мотивации верующих. Это согла-
суется с общим благоприятным для религии социальным фоном в стране - симпатий
по отношению к религии высказывается больше, чем антипатий.
Следующий вопрос был нацелен на то, чтобы узнать, что должно измениться
в церкви, чтобы наш респондент захотел стать ее прихожанином. На этот вопрос
ответили 56,3% респондентов, остальные - 43,7% ни при каких условиях им не станут.
Имеет смысл перечислить наиболее распространенные суждения церковь должна
быть более открытой, с меньшей легкостью осуждающей недостатки других; цер-
ковь не должна ограничивать свободу мышления, но помогать человеку познать себя,
найти себя, а не заваливать сознание человека еще большими заблуждениями и хао-
сом; должна присутствовать искренность внутри церкви, правдивость; «чтобы не
было фанатизма и принуждения, чтобы церковь не ломала прихожан»; церковь не
должна вызывать у меня подозрений и отличаться от того, что сказано в Библии;
чтобы батюшка был человеком, заслуживающим доверия, честным, искренним, ин-
тересующимся людьми и их потребностями; она должна быть милосердной, понима-
ющей. 13 человек (5,4% давших ответ на вопрос) высказали мнение дело во мне,
12 Человек (4,9%) - церковь должна иметь хорошее здание; 7 (2,9%) человек - цер-
ковь никогда не изменится, никакого желания постоянно посещать ее нет, только из-
редка.
Таким образом, опрошенные верующие-христиане, не ставшие прихожанами и
лишь изредка посещающие богослужения, в большинстве имеют четко сформулиро-
ванные мотивы такого типа своего существования в вере, за исключением лишь 8%
тех, кто и не думал об этом.
Почему часть христианских верующих покинула церкви Понять проблему суще-
ствования значительной группы активных верующих позволил опрос несколько иной
группы респондентов - тех, кто был прихожанином некоторое время, но покинул цер-
ковь.
Можно полагать, что решение уйти из церкви в основном принимают люди моло-
дого и среднего возраста. Что касается семейного положения, то среди верующих,
ушедших из церкви, в два раза больше разведенных по сравнению с верующими вне
церкви; доля респондентов, не имевших работу на момент опроса, увеличилась
до 58% по сравнению с 33,8% в предыдущей подгруппе. То есть, в свое время в цер-
ковь пришли менее благополучные с точки зрения семейных отношений и карьеры
люди, большая часть которых имеет образование среднеесреднее специальное.
На вопрос Как долго Вы были прихожанином церкви! были получены следую-
щие ответы 1-6 месяцев - 4,4%; от 6 месяцев до года - 43,5%; 1-3 года - 34,8%;
3-5 лет - 13; 5-10 лет 4,3% и более 10 лет - 0,6%. В целом, в число опрошенных по
данной подгруппе верующих в основном попали люди, стаж пребывания которых в
церкви составил от 6-ти месяцев до 10 лет - 95,6%. Таким образом, можно заключить,
что спектр суждений о причинах прекращения посещения будет отражать мнение лю-
дей со стажем пребывания в церкви, имевших возможность разобраться в особенно-
стях внутрицерковной организации, межличностных отношениях и прочих сторонах
жизнедеятельности поместной церкви. То есть можно полагать, что полученные нами
в ходе дальнейшего опроса суждения - результат продуманного опыта, формировав-
шегося у опрошенных в течение года, двух и пяти лет. В контексте данных рассужде-
ний окажутся полезными также следующие штрихи к портрету данной подгруппы ве-
рующих - 30,4% из них несли в церкви служение, прошли разного рода церковное обу-
чение - 43,5%, имели в церкви друзей - 54,4%. То есть, принятое решение покинуть
церковь было продиктовано серьезными причинами.
Респонденты, мнения которых представляются ниже, уйдя из церкви, больше ни в
какую церковь так и не пришли, хотя 26,8% опрошенных пытались это сделать еще
48раз (71,8% не пытались). Так какие же причины ухода из церкви называют респонден-
ты в качестве основных Нет времени - 36,9%; личные духовные проблемы -
32,6%; не удовлетворяла богословская доктрина церкви - 28,3%; неэтичное пове-
дение верующих в церкви - 28,3%; из-за конфликта между прихожанами - 21,8%;
много уныния, было скучно, не видел жизни в церкви, посещения церкви угнетают,
портится настроение - 19%; не нашел того, что искал - 18,5%; богослужения про-
ходят на поверхностном уровне, не устраивают собрания, хочется иных отношений с
Богом - 15%; смена места жительства - 15%; пытались сломать мою индивидуаль-
ную сущность - 14,3%; не разрешали развестись с мужем, отлучили из-за алко-
гольного пристрастия - 9,9%; не одобряли друзья - 4,2%; семья против - 4,2%; нет
денег (на покупку свечей, пожертвования, проезд до церкви и т.п.) - 4%.
Обобщенно на первый план выходят причины, связанные с внутрицерковными
проблемами, отсутствие времени и личные духовные проблемы. Сравнивая сужде-
ния респондентов первой и второй подгрупп относительно внутрицерковных проблем,
можно убедиться, что хотя опыт внутрицерковной жизни респондентов разный, суж-
дения в целом совпадают.
Можно объяснить и появление третьего фактора - внутренние духовные пробле-
мы. Так, все респонденты, отметившие наличие у них внутренних духовных проблем,
одновременно указали и на целый ряд проблем из области внутрицерковной жизни и
межличностных отношений. Причем большинство из них (78%) имели в церкви какое-
либо служение и прошли внутрицерковное обучение (65%). Уход из церкви повлиял
на большинство (60,9%) верующих из подгруппы, став духовной травмой. На вопрос,
почему они не пришли в другую церковь, самыми распространенными ответами стали -
разочарование и принятие решения самостоятельного построения отношений с Бо-
гом без участия церкви. Можно предположить, что в силу активной включенности
этих верующих в церковную жизнь, решение уйти из церкви было принято с трудом.
Следовательно, с высокой степенью вероятности можно констатировать, что внут-
ренние духовные проблемы так же, как и отсутствие времени - это факторы, по-
павшие в разряд существенных вследствие влияния на формирование мотивации веру-
ющих целого ряда внутрицерковных проблем, в целом негативно окрашенных.
Интересовались ли лидеры церквей, членами общин которых в течение длитель-
ного времени были эти люди, причинами ухода, пытались ли они повлиять на решение
уйти из церкви Оказалось, что в 60,9% случаев священнослужители пытались выяс-
нить причину ухода, но в 39% не пытались. Что касается членов общины, то в 50%
случаев члены общины пытались выяснить причины, а в 48% - нет.
Итак, можно заключить, что по мнению большинства опрошенных верующих, ушед-
ших из церкви и не являющихся членами какой-либо церкви, особенности внутрицерков-
нои организации, характер межличностных и межконфессиональных отношений, сло-
жившиеся в современных церквах, в целом, не являются привлекательными. Причем
выделенные признаки оказывают существенное влияние на мотивацию верующих и вы-
ступают в качестве основной причины нежелания верующих регулярно посещать какую-
либо церковь, принимать участие в ее жизни в качестве постоянных членов общины.
Что думают пасторы относительно ухода верующих из церкви Следует признать,
что отсутствие интереса к судьбам ушедших из церкви верующих в 4-х случаях из 10 -
есть явное расточительство со стороны духовных лидеров, если учесть при этом, что на
протяжении длительного времени доля постоянных членов российских христианских
церквей ничтожна по сравнению с общим количеством людей, считающих себя верую-
щими. Возникает вопрос, осознают ли это сами духовные лидеры Как они объясняют
то, что есть верующие, которые не желают приходить в церкви или уходят из них
Мы решили опросить пасторов ряда протестантских церквей в тех городах, где
проводился основной опрос верующих. Пасторы протестантских церквей были вы-
браны не случайно. Как известно, вопрос о членстве в протестантских церквах реша-
ется конкретно с каждым верующим, посещающим церковь. Средняя численность
протестантских общин колеблется от 80 до 200 человек в зависимости от конфессио-
49Нальной принадлежности. Для протестантских верующих является нормой еженедель-
ное посещение церкви и включенность во внутрицерковную деятельность. В протес-
тантских церквах на богослужениях практически невозможно встретить случайного
человека, зашедшего посмотреть или просто послушать, в отличие от православных
церквей, где на богослужениях присутствует значительное количество гостей или ве-
рующих, зашедших в церковь по какому-либо поводу. Всего было опрошено 64 пасто-
ра, из них 42 возглавляют церкви евангельских христиан-баптистов, 11 - харизматиче-
ские церкви, 6 - церкви христиан веры евангельской - пятидесятников и 5 - церкви ад-
вентистов седьмого дня. То есть опросом были охвачены протестантские конфессии,
являющиеся в настоящее время наиболее многочисленными с точки зрения количест-
ва действующих религиозных объединений из всех протестантских в современном
российском религиозном пространстве. Большинство опрошенных пасторов (41) на
момент опроса имели значительный стаж служения в качестве лидеров церквей -
от 4-х лет и более, а именно 33 возглавляли церкви от 4-х до 9-ти лет, 6 - более 10-ти
лет. Остальные опрошенные возглавляли церкви 3 и меньше лет. Социально-демогра-
фические данные все мужчины, каждый второй в возрасте 30-49 лет; большая часть
(34 чел.) имеют среднее или среднее специальное образование, группа с высшим обра-
зованием тоже значительна - 22; в основном все опрошенные женаты; большинство
работает только в церкви, но каждый четвертый имеет и другую работу.
Подавляющее большинство пасторов (62) признали, что в их практике были слу-
чаи ухода верующих из их церквей и что они интересовались причинами ухода (63).
Также большинство опрошенных ответили, что они знают, куда ушли люди, и на пер-
вые места вышли два суждения перешли в другую церковь - 48 и ушли из церкви
вообще - 34 чел. Ничего не знали о судьбе бывших членов церквей 6 пасторов.
Ответы пасторов на вопрос Чем люди сами объясняли свой уход! можно сгруп-
пировать, выделив наиболее часто упоминаемые причины, которые в общем совпада-
ют с тем, что ответили нам верующие, - это проблемы, связанные с особенностями
внутрицерковной жизни, богослужений и межличностных отношений, а также - нет
времени, денег, нужно решать материальные проблемы, проблемы семьи. Пасторы