ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
45 Уже тогда активный рост церквей (по показателям количество членов и количест-
47 Но она сложилась прежде всего под воздействием проблем внутрицерковной жизни и
12 Человек (4,9%) - церковь должна иметь хорошее здание; 7 (2,9%) человек - цер-
49Нальной принадлежности. Для протестантских верующих является нормой еженедель-
50Этот вывод нашел свое подкрепление и в ответах на вопрос Как Вы думаете, по-
51Ющие, доля которых в обществе значительна. Для решения этой задачи группе рес-
52 Ответить на запросы верующих, находящихся вне церкви, она пока не может,
назвали и другую причину - желание найти другую церковь, которая устраивала бы с
точки зрения духовной жизни. То есть верующие, уходящие из церкви, были честны и
достаточно откровенны с пасторами, назвав истинные причины своего ухода.
Отвечая на вопрос Каково Ваше личное мнение относительно причин ухода ве-
рующих из Вашей церкви большинство пасторов высказали суждения, в основном
отличающиеся от мнений самих верующих. Самыми распространенными ответами
стали (по степени убывания частоты упоминания сути проблемы) это могли быть
случайные люди, не возрожденные, их не устраивали наши церковные правила; при-
шли в церковь не из-за Христа, а из личных интересов, моды на религию, желание са-
моутвердиться через служение, стать значимым в глазах людей, желание своими сила-
ми решать проблемы; нежелание следить за своим духовным ростом; их собствен-
ный грех; увлекает мир, старые привычки пьянство, наркотики; «пришли в
церковь, чтобы получать, а не смириться и отдавать другим»; нет рождения свы-
ше, либо попадают под действие духа заблуждения; негативные действия пасторов
других церквей; есть огорченные, потому что не увидели к себе должного внима-
ния; нет внимания к новообращенным; посетили другую деноминацию, к ним по-
дошли к любовью и они там остались; нет семейной обстановки в церкви; переезд
на другое место жительства.
Из приведенных высказываний видно, что основной груз ответственности за уход
из церкви пасторы возлагают на самих верующих. Лишь 4 пастора высказали вслух в
качестве одной из причин ухода верующих из их церкви невнимательное отношение
к новообращенным и отсутствие семейной обстановки в церкви. Получается, что
пасторы в основном не соглашаются с доводами своих прихожан, ушедших из их церк-
вей. Удельный вес вины самих верующих, по мнению пасторов, значительно боль-
ший, чем проблемы, присутствующие в церквах.
50Этот вывод нашел свое подкрепление и в ответах на вопрос Как Вы думаете, по-
чему некоторые люди считают себя верующими христианами, но при этом не ста-
новятся членами церкви Распределение ответов стало следующим боятся ответст-
венности перед церковью, не хотят быть подотчетными руководству церкви - 55;
сильная зависимость от мира и своих желаний - 33; на самом деле они неверую-
щие, они не рождены свыше - 19; многие служители пытаются манипулировать
людьми, ограничивая их свободу, трактуя Библию в угоду собственного эго - 2.
Вместе с тем, дальнейший опрос показал - 55 пасторов все же согласны с тем, что
существует необходимость изменить что-то в церкви, чтобы удержать людей (при
этом 4 уверены в том, что ничего менять не следует, остальные 5 затруднились отве-
тить). Большинство опрошенных высказали также предложения относительно того,
что необходимо изменить в церкви, чтобы привлечь верующих. Вот некоторые, наи-
более распространенные предложения больше уделять внимание конкретным лю-
дям, интересоваться их проблемами - 48; учить людей понимать и исполнять цели
церкви - 33; повышать уровень проповеди, правильно преподавать Библию -21;
пасторы других церквей должны взаимодействовать и помогать друг другу, чтобы
вернуть человека в свое собрание и ни в коем случае не переманивать и не смущать
людей - 6; построить хорошие отношения внутри церкви - 2.
Видно, что последние высказывания пасторов входят в некоторое противоречие со
всеми предыдущими их оценками. Эти расхождения можно объяснить двумя основны-
ми причинами. Во-первых, пасторы четко разграничивают два мира - внешний, к ко-
торому принадлежат все, кто не в церкви, и внутренний мир, церковный. Это приво-
дит к двойному стандарту в оценках пасторами всего, что принадлежит к внешнему
и к внутреннему мирам. Отсюда противоречия в ответах на вопросы, касающиеся
внутреннего мира (что в нем нужно изменить) и внешнего мира (оценки поступков ве-
рующих, которые ушли из церкви и больше к внутреннему миру не принадлежат, и
тем более тех, кто в церковь и не приходил, т.е. к внутреннему миру вообще никако-
го отношения не имеет). В контексте данных суждений и результатов исследования
предложения пасторов по изменению внутреннего мира понимаются неоднозначно.
Например, предложение больше уделять внимание конкретным людям, интересо-
ваться их проблемами звучит поверхностно, а учить людей понимать и исполнять
цели церкви - угрожающе.
Во-вторых, церкви как организации в большинстве своем представляют собой за-
крытые структуры, в целом слабо реагирующие или реагирующие избирательно на
происходящие в обществе изменения - демократические реформы, свободу слова, от-
крытость, присутствие плюрализма и стремление к толерантности. Наши исследова-
ния, в частности, показывают, что многие протестантские церкви (особенно деноми-
нации, присутствующие в религиозном пространстве России десятилетия, например,
баптисты) представляют собой сегодня такие организационно авторитарные форми-
рования, в которых существует четко иерархическая организационная структура, не-
приемлемы инакомыслие, несоблюдение правил и установлений церкви. Несоблюде-
ние правил приводит к изоляции или отлучению от церкви. Внутрицерковная политика
баптистских церквей, осуществляемая их лидерами на протяжении последних 7-8-ми лет,
привела к тому, что члены общин баптистских церквей высказываются более жестко
и консервативно относительно некоторых сторон общественной жизни, чем лидеры
их церквей [5]. В целом, можно сказать, что многие современные российские церкви
находятся в организационном кризисе. Но путь, который выбирают, например, совре-
менные баптисты, становясь еще более консервативными и закрытыми от общества,
стремясь таким образом сохранить свою индивидуальность в условиях демократиза-
ции общества и конфессионального разнообразия, уже приводит к вырождению как
организационному, так и духовному.
Какое влияние на мотивацию верующих оказывают неверующие Анализ мотива-
ции верующих, находящихся за пределами церкви, оказался бы не полным, если бы
мы не выяснили, какое влияние на самоидентификацию верующих оказывают неверу-
51Ющие, доля которых в обществе значительна. Для решения этой задачи группе рес-
пондентов, считающих себя неверующими, было задано несколько вопросов.
На вопрос Влияет ли деятельность современной церкви на формирование Ваше-
го отношения к религии отрицательный ответ дали 75% респондентов, но 20,8%
признали, что влияет. 33,3% имели в виду православную церковь, давая положитель-
ный или отрицательный ответ, 12,5% - католическую и 14,2% - протестантскую, ос-
тальные 40% не назвали какую-либо конкретную церковь.
На вопрос Как Вы относитесь к мировоззрению верующих были получены от-
веты, которые позволяют судить о том, что большая часть опрошенных терпимо и с
пониманием относится к мировоззрению верующих. 58,3% ответили, что каждый
имеет право на выбор, верить в Бога или нет; 33% считают, что это их личное дело.
Лишь 8,3% ответили - не понимаю, как в наше время может сохраняться такое за-
блуждение, а 4,2% считают мировоззрение верующих вредным, т.к. оно уводит лю-
дей от решения реальных проблем их жизни.
Большинство опрошенных (79,2%) имели опыт общения с верующими, причем
75% признали, что верующие входят в круг их постоянного общения. На вопрос Ока-
зывают ли верующие влияние на Ваши взгляды 33,3% ответили, что оказывают,
41,7% убедительно ответили нет, остальные не смогли дать определенный ответ.
Интересно проследить реакцию неверующих на вопросы, отражающие их желание
получить некоторую информацию о религии или конкретной религиозной группе.
Так, читали Библию (целиком или части из Библии) 58,3%, не читали 33,3%. Большая
часть опрошенных (75%) когда-то присутствовала на богослужениях, остальные 25%
не присутствовали. На миссионерских встречах побывали однажды 25% опрошенных,
ни разу не были на подобных встречах 66,7%, остальные уклонились от ответа.
Опрошенную группу можно охарактеризовать как в основном терпимо и с понима-
нием относящуюся к мировоззрению верующих, имеющую в кругу своего общения
верующих людей, так или иначе предпринимавших определенные действия для того,
чтобы получить информацию о религии. Итак, о влиянии неверующих на мотивацию
верующих, не пришедших в церкви или ушедших из них, опрос позволил сделать за-
ключение, что если такое влияние и есть, то оно не существенно.
Какие выводы позволяют сделать полученные данные Подавляющее большинст-
во российских христианских верующих не посещают церкви регулярно, не становятся
постоянными прихожанами в силу факторов, обусловленных в целом наличием глубо-
кого внутриорганизационного кризиса в церкви. Расхождения во взглядах лидеров
церквей и самих верующих на факторы, определяющие их мотивацию относительно
участия в деятельности церкви, очевидны. Эти расхождения между верующими, не
удовлетворяющими свои духовные потребности при активной включенности в цер-
ковную жизнь, и самой церковью, в лице лидеров, имеющих взгляд на проблему, не
совпадающий с позицией верующих, что служит проявлением существующего кризи-
са. Люди нуждаются в большей открытости, гибкости церкви, ее большей толерант-
ности по отношению к ним. Церковь, по мнению опрошенных, должна быть менее по-
верхностной и более нравственной, чем в настоящее время. Межконфессиональные и
внутрицерковные конфликты, неискренность и плохое образование лидеров церквей,
стремление подавить личность - факторы, усиливающие мотивацию значительной
доли верующих оставаться за пределами церкви или уйти из нее. Нельзя не учитывать
и влияние экономических проблем, когда на активную религиозную практику у веру-
ющих не остается времени. Однако последнее лишь дополнительно влияет на выбор.
Наши исследования деятельности христианских церквей на протяжении последних де-
сяти лет показали, что большинство российских церквей, в лице их лидеров, оказались
не готовыми к проведению внутренних преобразований (многие церковные лидеры
вообще еще не осознали необходимость таких реформ), появлению большого количе-
ства верующих, ожидающих от церкви глубины, чистоты отношений, гибкости и от-
крытости.