ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 343

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Формирование у младших школьников умения решать арифметические задачи

§ 1. Функции арифметических задач в обучении математике младших школьников

§ 2. Понятие арифметической задачи. Её структура

§ 3. О классификации арифметических задач, решаемых в начальных классах

§ 4. Анализ процесса решения задачи

§ 5. Свойства полноценного умения решать арифметические задачи

§ 6. Общие вопросы методики формирования умения решать арифметические задачи

Выполнение записи решения задач

Проверка решения задачи

§ 7. Методика обучения решению простых арифметических задач

7.3. Задачи на нахождение неизвестных уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого

Задача на нахождение неизвестного слагаемого

Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого

Задача на нахождение неизвестного вычитаемого

7.4. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождения произведения, деление по содержанию и на равные части

Задачи на нахождение произведения

Задачи на деление по содержанию и на равные части

7.5. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и разностное сравнение чисел

7.6. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и кратное сравнение чисел

Задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в прямой форме

§ 8. Методика введения первых составных арифметических задач

§ 9. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи, связанные с пропорциональными величинами

9.1. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального

9.2. Задачи на пропорциональное деление

9.3. Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям

9.4. Задачи, связанные с движением

§ 10. Организация контроля над самостоятельной работой студентов при изучении темы « Формирование у младших школьников умения решать арифметические задачи» Вопросы к экзамену

Семестровые задания(представляются к летней сессии, 6 семестр)

Литература

Содержание

Методика обучения математике младших школьников ( вопросы частной методики, часть 2)

399770. Г. Елец, ул. Коммунаров, 28

На доске получается следующая иллюстрация:

15 км/ч 18 км/ч

I II

? км

Двое из вас будут велосипедистами. С какой скоростью ехал первый велосипедист? (15 км в час.) Это твоя скорость. (Даёт карточку, на которой написано число 15.) C какой скоростью ехал второй велосипедист? (18 км в час.) Это твоя скорость. (Даёт карточку с числом 18 второму ученику.) Сколько времени они будут двигаться до встречи? Начинайте двигаться. Прошёл час. (Дети ставят карточки на наборное полотно.) Расстояние, на которое сближаются велосипедисты за единицу времени, называют скоростью сближения. Насколько сблизились два велосипедиста за 1 час, скажите, не вычисляя. (За 1 час велосипедисты сблизились на 15 + 18 километров.) Прошёл второй час. (Дети ставят карточки.) Встретились ли велосипедисты? Почему? (Шли до встречи два часа.)

15 км/ч 18 км/ч

I II

15 15 18 18

? км

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию задачи и попробуйте составить план её решения. Проговорите его соседу. Запишите вместе решение задачи по действиям с пояснениями на листах, которые я дала на каждую парту. Затем предложенные решения-проекты защищаются.

Возможны два способа решения задачи.

Первый способ:

1) 15•2=30 (км) - столько проехал первый велосипедист;

2) 18•2=36 (км)- столько проехал второй велосипедист;

3) 30 + 36 = 66 (км) - расстояние между посёлками.

Ответ: 66 км.

Второй способ:

1) 15 + 18 = 33 (км) - скорость сближения;

2) 33 • 2 = 66 (км) - расстояние между посёлками.

Ответ: 66 км.

Если дети не найдут второй способ решения, надо вновь проиллюстрировать: прошёл час - что произошло в расстоянии между велосипедистами? (Сблизились на 33 км.) Прошёл ещё час - ещё сблизились на 33 км, т.е. велосипедисты проехали два раза по 33 км.

Затем учитель изменяет текст задачи, используя такой же чертёж:

? ч

15 км/ч 18 км/ч

I II

66 км


По чертежу коллективно составляется задача, затем решается. Решение записывается по действиям с пояснениями (аналогично предыдущей).

Затем текст задачи изменяется ещё раз.

2 ч

15 км/ч ? км/ч

I II

66 км

Работа ведётся так же, как при решении предыдущих задач. На последующих уроках для обобщения способа решения включаются готовые задачи на встречное движение, при этом дети сами выполняют чертёж, выясняя предварительно, ближе к какому пункту произойдёт встреча. Как и при решении задач других типов следует выполнять различные творческие задания (см. п.6).

Аналогичным образом ведётся работа над задачами на движение в противоположных направлениях.


§ 10. Организация контроля над самостоятельной работой студентов при изучении темы « Формирование у младших школьников умения решать арифметические задачи» Вопросы к экзамену

1. Функции арифметических задач в обучении математике младших школьников.

2. Понятие арифметической задачи, её структура.

3. Классификация арифметических задач, решаемых в начальных классах.

4. Анализ процесса решения простых и составных арифметических задач.

5. Качество полноценного умения решать арифметические задачи.

6. Ступени в формировании умения решать арифметические задачи и содержание работы на каждой из них.

7. Методика работы над отдельной задачей.

8. Различные виды иллюстраций, используемых в начальных классах при поиске решения арифметической задачи.

9. Виды разбора арифметической задачи, используемого при поиске её решения.

10. Различные формы записи решения арифметической задачи.

11. Методика работы на ступени закрепления умения решать арифметические задачи данного вида (типа).

12. Различные способы проверки правильности решения арифметической задачи.

13. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решаемые в начальных классах. Задачи, время, порядок их введения; оснащение учебного процесса.

14. Простые арифметические задачи на умножение и деление, решаемые в начальных классах. Задачи, время, порядок их введения; оснащение учебного процесса.

15. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка.

16. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.

17. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (прямая и косвенная формы).

18. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на разностное сравнение.

19. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождение произведения.

20. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на деление по содержанию и на равные части.

21. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и кратное сравнение.


22. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи с помощью составления уравнений.

23. Методика подготовительной работы и ознакомление с первыми составными задачами. Различные подходы к их введению.

24. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на нахождение четвертого пропорционального.

25. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на пропорциональное деление.

26. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

27. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи с величинами скорость, время, расстояние.

28. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на встречное движение.

29. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на движение в противоположных направлениях.


Семестровые задания(представляются к летней сессии, 6 семестр)

1. Составить следующую таблицу по простым арифметическим задачам:

Вид задачи

Задача

Теор. основа выбора арифметич. действия

Полное рассуждение ученика в процессе решения задачи

Краткое рассуждение ученика в процессе решения задачи

2. Составить таблицу по составным типовым арифметическим задачам:

Тип задачи

Задача

Полное рассуждение ученика в процессе решения задачи

3. Разработать конспект урока по ознакомлению с задачей нового вида (типа).

  1. Составить фрагмент урока по работе над решенной задачей.

Литература

1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.- М.: Просвещение, 1984. –336 с.

2. Бантова, М.А. Анализ процесса решения простых арифметических задач [Текст] /М.А. Бантова// Педагогика и методика начального образования. ХХХ Герценовские чтения. Научные доклады /М.А. Бантова. - Л., 1977. - С. 34 - 37.

3.Бантова М.А. Методика формирования знаний конкретного смысла арифметических действий /М.А. Бантова// Начальная школа. - 1979. - N 1.- С. 51- 58.

4.Дрозд, В.Л. Методика начального обучения математике[Текст] / В.Л. Дрозд, А.А. Столяр. - Минск: Высшая школа, 1988. – 238 с.

5. Истомина, Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / Н.Б. Истомина.- М.: Линка - Пресс, 1990. – 321 с.

6.Математика: Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 1 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2003.- 111 с.

7.Математика. Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 2./ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова - М.: Просвещение, 2003.- 95 с.

8.Математика: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова и др.- М.: Просвещение, 2003. –79 с.

9. Математика: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 2 / М.И. Моро, М.А. Бантова и др.- М.: Просвещение, 2003. – 95 с.