Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

Подошел к завершению наш разговор, посвященный об­разу и образному мышлению. Подведем итоги. Как мы имели возможность убедиться, образный ха­рактер искусства обусловливает многие его черты. Он опре­деляет место искусства среди других форм познания мира и тем самым — значение искусства в жизни человека.

Искусство ничем не заменимо. Оно дает людям живое знание о жизни, знание цельное и глубоко нравственное. Посредством искусства, говорит советский художник М. Сарьян, «создается духовное общение тысяч и тысяч людей». Искусство сближает людей, приобщает их к под­линным ценностям, раскрывает красоту и богатство чело­веческой души. Это и делает его источником ни с чем не сравнимого нравственного воздействия.

Искусство — это своеобразный язык, с помощью кото­рого люди узнают о жизни и друг о друге то, чего нельзя выразить обиходными словами. Это язык, имеющий свои законы и свои условия существования. Одно из ключевых понятий искусства — понятие «условность». Без него не может быть понимания искусства. Искусство в основе сво­ей диалектично: в нем всегда присутствует потребность в изображении правды жизни и необходимость подчинения особым законам — законам условности. Эти два начала в подлинном искусстве дополняют друг друга. Их взаимо­действие позволяет показывать жизнь не только правдиво, но и обобщенно, выделяя в ней самое важное.

Такое воспроизведение жизни требует и от самого ху­дожника активного отношения к жизни — требует не только «ума холодных наблюдений», но и огромных ду­шевных затрат. Точно так же душевных затрат требует искусство и от воспринимающего его. Только тогда жар души художника не будет растрачен «в пустыне».

Образ — это основа искусства, с ним в искусстве все так или иначе связано. При этом образный характер имеет не только результат творчества художника, по и самый способ его мышления, как и способ мышления тех, кто воспринимает произведение искусства. На примере мета­форы и метонимии мы смогли увидеть это особенно на­глядно. Метафора и метонимия не единственные пути об­разного мышления, но эти пути позволяют в какой-то мере показать закономерности художественного мышления. Глубокое понимание законов искусства, характера его условности, основ образного мышления имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Такое понима­ние определяет культуру художественного восприятия. Знание законов искусства, своеобразия его языка помогает подготовиться к наиболее полному, глубокому и радостно­му восприятию художественных творений. Иногда мы ока­зываемся неспособными вполне оцепить красоту и све­жесть поэтического образа, потому что слишком прямоли­нейно воспринимаем поэтическое слово, не учитываем его иносказательных, ассоциативных смысловых возможно­стей. Иной раз мы не понимаем глубокой правды сатири­ческого образа, потому что забываем или вовсе не знаем, что в основе его лежат законы условности, законы метафорического видения мира и т.д.


Понимание законов художественного мышления — верный путь к овладению навыками этого мышления. Карл Маркс писал: «Если ты хочешь наслаждаться искус­ством, то ты должен быть художественно образованным человеком». Эти слова Маркса звучат как завет нашему молодому современнику, строителю коммунистического общества.

Наш разговор об искусстве, разговор, посвященный ха­рактеру образного видения и отражения жизни, и при­зван был хотя бы в малой степени помочь осуществлению целей художественного, эстетического воспитания моло­дежи.

77