ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 1
Заключение
Подошел к завершению наш разговор, посвященный образу и образному мышлению. Подведем итоги. Как мы имели возможность убедиться, образный характер искусства обусловливает многие его черты. Он определяет место искусства среди других форм познания мира и тем самым — значение искусства в жизни человека.
Искусство ничем не заменимо. Оно дает людям живое знание о жизни, знание цельное и глубоко нравственное. Посредством искусства, говорит советский художник М. Сарьян, «создается духовное общение тысяч и тысяч людей». Искусство сближает людей, приобщает их к подлинным ценностям, раскрывает красоту и богатство человеческой души. Это и делает его источником ни с чем не сравнимого нравственного воздействия.
Искусство — это своеобразный язык, с помощью которого люди узнают о жизни и друг о друге то, чего нельзя выразить обиходными словами. Это язык, имеющий свои законы и свои условия существования. Одно из ключевых понятий искусства — понятие «условность». Без него не может быть понимания искусства. Искусство в основе своей диалектично: в нем всегда присутствует потребность в изображении правды жизни и необходимость подчинения особым законам — законам условности. Эти два начала в подлинном искусстве дополняют друг друга. Их взаимодействие позволяет показывать жизнь не только правдиво, но и обобщенно, выделяя в ней самое важное.
Такое воспроизведение жизни требует и от самого художника активного отношения к жизни — требует не только «ума холодных наблюдений», но и огромных душевных затрат. Точно так же душевных затрат требует искусство и от воспринимающего его. Только тогда жар души художника не будет растрачен «в пустыне».
Образ — это основа искусства, с ним в искусстве все так или иначе связано. При этом образный характер имеет не только результат творчества художника, по и самый способ его мышления, как и способ мышления тех, кто воспринимает произведение искусства. На примере метафоры и метонимии мы смогли увидеть это особенно наглядно. Метафора и метонимия не единственные пути образного мышления, но эти пути позволяют в какой-то мере показать закономерности художественного мышления. Глубокое понимание законов искусства, характера его условности, основ образного мышления имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Такое понимание определяет культуру художественного восприятия. Знание законов искусства, своеобразия его языка помогает подготовиться к наиболее полному, глубокому и радостному восприятию художественных творений. Иногда мы оказываемся неспособными вполне оцепить красоту и свежесть поэтического образа, потому что слишком прямолинейно воспринимаем поэтическое слово, не учитываем его иносказательных, ассоциативных смысловых возможностей. Иной раз мы не понимаем глубокой правды сатирического образа, потому что забываем или вовсе не знаем, что в основе его лежат законы условности, законы метафорического видения мира и т.д.
Понимание законов художественного мышления — верный путь к овладению навыками этого мышления. Карл Маркс писал: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком». Эти слова Маркса звучат как завет нашему молодому современнику, строителю коммунистического общества.
Наш разговор об искусстве, разговор, посвященный характеру образного видения и отражения жизни, и призван был хотя бы в малой степени помочь осуществлению целей художественного, эстетического воспитания молодежи.