Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды искусства. Особенности образного языка в различных видах искусства

Понятие «художественный образ», даже будучи до кон­ца проясненным, остается тем не менее сложным, многозначным. Образ — это и в целом роман «Евгений Онегин», и Татьяна или Ленский в «Евгении Онегине», и едва ли не каждое слово в этом романе. Художник мыслит образами, и образ является результатом его творческой деятельности. При этом образы бывают разными и в зави­симости от своего жизненного содержания (например, об­раз человека, или образ природы, или образ вещи), и в за­висимости от художественного материала, от возможно­стей и особенностей того рода искусства, в котором они создаются.

Практически искусство существует не столько в своем родовом понятии, сколько в конкретных разновидностях. Мы любим не искусство как целое (как звучала бы фраза «Я люблю искусство»? не кажется ли она странной, претен­циозной и, главное, бессодержательной?), а поэзию, или музыку, или живопись — или и то, и другое, и третье, и еще четвертое, — но не вместе, а каждое порознь. Что-то мы любим больше, что-то меньше, к чему-то остаемся более или менее равнодушными. Во всяком случае, наша любовь или нелюбовь в их живом проявлении относятся не к еди­ному понятию искусства, а к конкретным его разновид­ностям.

Когда мы думаем о различных видах искусства, мы неизбежно думаем и о различном языке этих искусств, о свойственных каждому из них формах образности. Ком­позитор создает свое произведение с помощью звуков особо организованного музыкального ряда, живописец творит цветом и линией, архитектор — объемом и плоскостями, поэт и писатель-прозаик или драматург — словом.

Образный язык — это общий, определяющий признак искусства. Но образ в живописи и образ, скажем, музыкальный при наличии общих черт имеют и важные отли­чия. Эти отличия в конечном счете и определяют специфи­ку каждого вида искусства, его границы и его возможно­сти. Говорить об образном языке каждого искусства — это значит говорить об особенностях самого искусства, о свое­образии отражения им реальной действительности.

К одному из древнейших видов искусства относится архитектура. Ее возникновение связано с практическими потребностями человека. Самым первым, примитивнейшим архитектурным сооружением было жилище, способное укрыть человека от дождя, снега или палящих лучей солн­ца. «Дворец, как единичный архитектурный объем, имел своим „прародителем", так же как и храм, обычный жилой дом». Нужно сказать, что практические потребности че­ловека в большей или меньшей степени лежат в истоках всех искусств древнейших времен. Так, от далекой древно­сти до нас дошло много наскальных рисунков — контур­ные или рельефные изображения на скалах различных животных, а также лучников, охотников и т. д. Что вызвало к жизни эти рисунки, какое назначение они имели? Глав­ным образом магическое — и, значит, с точки зрения древ­него человека, самое практическое. С помощью рисунков древние люди заклинали силы природы, стремились воз­действовать на них. Такой же практический характер но­сили и древние танцы.


Архитектура, в отличие от этих видов искусства, имеет практическое назначение не только в своих истоках. Само существование архитектуры как в древние, так и в новей­шие времена неотделимо от практических потребностей человека. В отношении жилых зданий и построек общест­венно-гражданского типа это очевидно. Однако справедли­во это и в отношении храмовых сооружений.

Что собою представляют, например, произведения древ­неегипетского зодчества — пирамиды? Эти величествен­ные храмы создавались как жилища для умерших. Люди верили в то, что человек не умирает, а лишь переходит в другую жизнь — загробную. И в этой другой жизни он также нуждается во всем, что окружало его в этом мире. Огромные размеры пирамиды не противоречили такому ее назначению. Ведь это было жилище не обыкновенного мертвого человека, а властителя всего египетского цар­ства — фараона. Пирамиды в своих размерах как бы соиз­мерялись с тем величием, которое фараоны придавали себе и своей власти.

В наше время пирамиды уже не воспринимаются в своем утилитарном значении. Они стали символом эпохи, их создавшей,— древнеегипетской государственности. Пе­режившие много веков, они сами стали символом времени, памятниками истории и великого искусства древности.

Рассказывают, что Наполеон перед решающим сраже­нием во время египетского похода указал на пирамиды и воскликнул: «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с вы­соты этих пирамид». Эти «красивые» слова были по-своему точными. Пирамиды говорят нам не только о Древнем Египте, по и о минувшем времени вообще — о целых ве­ках, об историческом пути человечества. Это относится и к другим памятникам мировой архитектуры. Архитектур­ное произведение всегда двуедино. Оно служит (или слу­жило) конкретным практическим целям — и в то же вре­мя выражает мысль, идею общего значения. В нем сочета­ются вещественное, внеобразное — и образное, духовное, сочетаются польза и красота.

Может быть, с особой наглядностью это единство поль­зы и красоты выступает в античной архитектуре — в гре­ческих и римских храмах, цирках, амфитеатрах и т. д. Покажу это на примере Парфенона — одного из самых за­мечательных сооружений древнегреческого зодчества.

Парфенон был построен при царе Перикле, в 447— 438 годах до н. э. Постройка должна была стать храмом богини Афины и в то же время иметь утилитарное назна­чение — быть хранилищем казны, своеобразным государ­ственным банком. Статуя Афины была заказана самому выдающемуся скульптору того времени — Фидию. Он сде­лал ее из дерева, а снаружи всю покрыл золотом и слоно­вой костью. Таким образом, статуя служила и предметом культа, и «золотым фондом» государства.


Но и само культовое назначение Парфенона, по суще­ству, тоже имело практический характер. Подобно многим народам древнего мира, древние греки верили, что боги, как и люди, нуждаются в земных домах, в жилищах. Пар­фенон и должен был стать таким жилищем божества: в Честь богини Афины в ее «доме» устраивались различные культовые службы и празднества.

Все это относится к внехудожественному, внеббразному назпачению Парфенона.

Однако Парфенон создавался и как художественное произведение, художественный памятник. Памятник в уз­ком смысле этого слова — в честь победы греков над пер­сами — ив широком смысле — как памятник афинской государственности, афинской культуре. Символическим выражением великой эпохи, художественным памятником великому народу он и остался для нас...

Итак, архитектурное произведение заключает в себе утилитарное, внеобразное значение и одновременно значе­ние художественное, образное. Это последнее носит в искусстве архитектуры многозначный и даже несколько неопределенный характер. Образ в архитектуре обладает достоинствами глубины, силы, но не точности. Что такое, например, готический собор как образ? О чем он говорит нам? Ответ на эти вопросы может носить лишь самый об­щий характер. Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца должен выражать идеальное стремле­ние к небу, к богу. В отличие от греческого храма, который весь пронизан ощущением радости, весь открыт человеку, готический собор строится па контрастах. Это прежде все­го контраст между интерьером (внутренним видом) храма и его внешним обликом. Внутри — сумрак, мерцание све­чой, наводящее на размышления о греховности и суетности земной жизни. Снаружи — неудержимый, стремительный полет ввысь, к небу, всех шпилей и сводов собора.

Но легко заметить, что наш ответ на вопрос о значении готической архитектуры, при всей его правильности, не совсем точен. Стремление «к богу» не трогает нас — и тем не менее изящество, строгое благородство устремленных ввысь линий готического собора не воспринимается нами как красота абстрактная, холодная, а тревожит и возвы­шает душу. Художественный образ оказывается шире и значительнее своего первоначального замысла, а сила его воздействия — труднообъяснимой. Мы понимаем архитек­турный образ душой, но нам трудно перевести его на язык понятий. К архитектурному образу это относится больше, нежели к образу скульптурному, или живописному, или словесному. Но ясно главное: произведение архитектуры, как и всякое великое создание искусства, есть путь чело­века к высокому.


...Мы находимся на владимирской земле, недалеко от Боголюбова, перед маленькой, окруженной деревьями, ста­ринной храмовой постройкой. Это церковь Покрова на Нерли. Почему трудно оторвать глаза от этой церквушки? Чем она так неудержимо влечет к себе, о чем говорит нам? Мо­жет быть, она говорит своим особенным, почти таинствен­ным языком о старинной и нетленной красоте? О красоте, перед которой хочется преклониться и которая делает человека лучше и выше? Такой ответ выглядит опять не очень определенным, слишком общим. И в этом есть своя закономерность.

В известном смысле архитектуру можно назвать «язы­ком невыразимого». Это сближает архитектуру с музыкой. Недаром немецкий романтик Фридрих Шлегель называл архитектуру «застывшей музыкой». Разумеется, это не точный термин, а метафора, но, как всякая метафора, она помогает заметить сходство явлений. Сходство между му­зыкой и архитектурой в том, что оба искусства покоятся на гармонии математически выверенных отношений. Сход­ство также в том, что и музыка и архитектура создают об­разы хотя с логической точки зрения и нечеткие, но вместе с тем глубокие и впечатляющие.

При всей неопределенности и непредметности своего об­разного языка архитектура находится в зависимости от окружающего предметного мира. Действительность, мате­риальный мир накладывает на произведения зодчества свою печать. В этом смысле архитектура не является исключением из числа других искусств, тесно и разнооб­разно связанных с действительностью.

Древние зодчие Египта видели вокруг себя ровную, од­нообразную поверхность, бесконечные линии пустыни — и это нашло отражение в формах созданных ими памятни­ков архитектуры. Зодчие Индии видели увитые лианами деревья, загадочные, пышные цветы, непроходимые джунг­ли и это находило отражение в индийской архитектуре.

Точно так же русские деревянные церковки, которые в большом количестве встречаются у нас на Севере, не слу­чайно напоминают неброскую и глубокую красоту нашей северной природы. Расположенные, как правило, среди густого елового леса, эти «сказочно прекрасные церковки-грезы» кажутся «такими же остроконечными, как ели, та­кими же, как и они, седыми» (Игорь Грабарь).

Архитектурные произведения не только находятся в зависимости от мира, их окружающего, но и по-своему, особенным языком выражают этот мир.

Существенная особенность архитектуры заключается в том, что она не знает непосредственного изображения че­ловека. Никакое архитектурное сооружение не является само по себе образом человека. Из этого, однако, не сле­дует, что образ человека в архитектуре вовсе отсутствует. Он существует в ней не непосредственно, а скрыто, опосре­дованно. Великое архитектурное произведение создает об­раз времени и образ истории, но это всегда образ человече­ского времени и человеческой истории.


Глядя на московский Кремль, мы думаем о России, о величии и силе духа ее народа. Глядя на Парфенон, вспо­минаем о героической поре в истории Греции. Архитектур­ное произведение запечатлевает в себе не индивидуальный, а коллективный образ человека — образ народа. Архитек­тура — искусство масштабное в самом точном смысле это­го слова. Она представляет собой язык, с помощью кото­рого одно поколение перекликается с другим, народы и века говорят друг с другом. Архитектура, писал Н. В. Го­голь, «говорит тогда, когда уже молчат и песни, и преда­ния, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе».

Скульптура как вид искусства возникла приблизитель­но тогда же, когда и архитектура. В отличие от архитек­туры скульптуре свойственно прямое изображение челове­ка. В создании одновременно телесного и духовного образа человека заключены главные ее возможности.

Высокого расцвета искусство скульптуры достигло в Древней Греции, но существовало оно и в более далекие времена. Нам известны, например, замечательные скульп­турные произведения, созданные в Древнем Египте. Так, еще в III тысячелетии до н. э. была создана статуя «Писец», которая до сих пор вызывает глубокий интерес и вос­хищение. Всем хорошо известен другой шедевр древнееги­петской скульптуры — изображение царицы Нефертити.

В истоках скульптуры, так же как архитектуры, лежат вполне практические потребности древнего человека. Вот что говорил французский искусствовед Андре Базен о про­исхождении древнеегипетской скульптуры: «Египетская религия, целиком направленная па преодо­ление смерти, ставила посмертную жизнь в прямую зави­симость от материальной сохранности тела. Таким путем она удовлетворяла одну из исконных потребностей челове­ческой психологии — потребность защитить себя от време­ни. Смерть — это всего лишь победа времени. Искусствен­но закрепить телесную видимость существа — значит вы­рвать его из потока времени, „прикрепить" его к жизни. Отсюда естественное стремление — в самой реальности смерти сохранить телесную видимость жизни.

Первая египетская скульптура — это мумия, человече­ское тело, обработанное едким натром. По пирамиды и лабиринты не были достаточной гарантией против наруше­ния святости гробницы; нужно было принимать дополни­тельные меры предосторожности. Поэтому в саркофаг вмес­те с пищей для умершего клались глиняные статуэтки — нечто вроде запасных мумий на случай, если сама мумия будет уничтожена. Здесь перед нами раскрываются рели­гиозные истоки скульптуры, ее первоначальная функция: спасти существование путем сохранения внешнего облика.