Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Неточные» слова, «приблизительные» выражения Фе­та, как правило, оказываются очень действенными в худо­жественном смысле, рождают отклик в нашем сердце, создают яркий и волнующий образ. Сила воздействия этих слов прежде всего в их свежести и особенной органично­сти: слова и выражения кажутся безыскусственными, не заданными, а первыми пришедшими на ум. Создается впе­чатление, что поэт и не задумывался над словами, а они сами к нему пришли («...Не знаю сам, что будут петь,— но только песня зреет»). Эта прелесть подлинности и не-придуманности слов возникает отчасти и благодаря их не-выверенности трезвым рассудком, «приблизительности».

Важно и другое. Благодаря широте своего значения слова приобретают способность вызывать множество ассо­циаций, связываться с самыми различными индивидуаль­ными переживаниями и чувствами людей, находя таким образом путь к сердцу многих. Такие слова создают не прямой и неизменный, а как бы колеблющийся, ассоциа­тивный, музыкальный образ. Борис Настедший, например, дорожил не только вещественным, продуманным и точным, "но и как будто еще не осознанным самим поэтом, идущим из самого сердца «случайным» словом: «И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд». В самой этой слу­чайности заключены специфические возможности, потен­циальная яркая образность.

Глава третья


Виды образов в зависимости от жизненного материала

Как мы уже говорили, художественные образы бывают разными не только благодаря существованию разных видов искусства,— особенности художественного образа определяются и его жизненным содержанием. В искусстве существуют и образы людей, и образы животных, и образ природы (пейзаж), и образы предметного, вещного мира. Это качественно разные образы, но все они так или иначе служат выражению мысли художника. Какую же роль вы­полняют различные образы в общей образной системе ис­кусства?

Начнем с образов предметного, вещного мира. Они при­сутствуют не во всех видах искусства. Музыка, например, не только не способна выразить вещественное, но и по ха­рактеру своему и по своим целям в этом не нуждается.

Искусство скульптуры использует предметно-вещест­венные образы довольно ограниченно и главным образом в «служебных» целях. Скульптурное произведение есть изображение человека по преимуществу — человека вне его окружения, в отвлечении от сугубо предметного мира. Недаром древняя скульптура тяготела к изображению об­наженного человеческого тела. Обнаженный человек в искусстве древних — это человек как идея, в его собствен­ной ценности. Всякого рода одеяние, если оно присутство­вало в скульптуре, призвано было не скрыть человеческое тело, а оттенить его, оттенить собственно человеческую, те­лесную и через нее духовную красоту. Философ Ф. Шел­линг называл одеяние в скульптуре «аллегорией» или «на­меком (эхом)» «форм органического образа». Одеяние всег­да «остается подчиненным изображению обнаженного те­ла, истинной и первой любви искусства».

По существу, и в скульптуре нового времени одежда пе носит чисто вещественного характера. Чаще всего она условна: она есть более указание на одежду, нежели реаль­ное одеяние, и она не скрывает человека, а помогает его «раскрыть».

Изображение других предметов вещного мира в скульп­туре тоже весьма ограничено и вполне подчинено изобра­жению человека. Вещь оказывается иногда составной частью человеческого деяния — стрельбы, метания какого-либо снаряда и т. д. Так изображен, например, лук в пре­красной скульптуре А. Бурделя «Стреляющий Геракл». Геракл, яростный, необузданный, исполненный стихийной силы, натягивает тетиву гигантского лука. Лук оказывает­ся неотъемлемой частью композиции, центром которой яв­ляется человек.


То же можно сказать об известной скульптуре И. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата». Молодой рабо­чий выхватывает из мостовой булыжник — единственное доступное ему оружие,— чтобы в следующий момент мет­нуть его в ненавистного врага. Булыжник и здесь выполня­ет роль важную, но служебную: это то, что помогает раскрыть образ революционно настроенного рабочего.

Предметы в скульптуре иногда выступают в роли сим­волических знаков. Хорошо знакомым и попятным символом является изображение серпа и молота в скульп­турной группе В. Мухиной «Рабочий и колхозница». В скульптуре М. Антокольского «Иван Грозный» важную символическую роль играет изображение воткнутого в пол знаменитого царского жезла. Это символ и власти царя, и не менее того — его необузданной жестокости. У чешского ваятеля Яна Штурсы есть скульптура «Победитель». Она изображает стремительно-порывистого, взволнованного юношу, гордо подъемлющего пальмовую ветвь. Пальмовая ветвь в скульптуре — это тоже символ, символ мира. И он становится ключом к содержанию произведения.

Предметные символы в скульптурных произведениях часто бывают указанием на внутренний смысл компози­ции — разумеется, дополнительным указанием, по тем по менее очень существенным.

Важное значение имеет изображение предметного мира в искусстве живописи. Несравненно более важное, чем в скульптуре. Это неудивительно. Живопись способна изоб­ражать вещественное лучше, полнее, выразительнее, чем другое искусство. И потому создавать «полный и ясный образ описываемой вещи» — это прерогатива жи­вописи и живописца, как утверждал Лессинг.

Живопись дает нам не только радость открытия, по­знания, но и радость прямого узнавания. На этой особен­ности живописи и живописного образа основано специфи­ческое удовольствие, которое мы получаем от ее произведе­ний. Но с этим связана и возможность живописи создавать образ вещного мира не только подчиненного, но и относи­тельно самостоятельного значения. Как и во всяком другом искусстве, в живописи вещи служат характеристике чело­века, помогают раскрыть его психологию, характер, социальное положение. Но в живописи они могут существовать и в отсутствие человека, как бы сами по себе. Я имею в ви­ду особый жанр, который носит название «натюрморта».

В точном значении слова натюрморт — это картина не­живой природы. Это живописное изображение предметов обихода, срезанных цветов, снеди — фруктов, овощей, битой дичи, мяса, рыбы. Натюрморт показывает мир вещей в их перво­зданной сущности, в их видимой, материальной правде. Не­даром натюрморт как жанр возник в XVII веке, и прежде всего в Голландии и Испании, где особенно сильными ста­ли уже в то время реалистические и материалистические тенденции в живописи. В натюрмортах художники как бы заново знакомили зрителей с материальным миром, давали знать его вполне, почувствовать его первозданную красоту.


К. С. Петров-Водкин, сам замечательный мастер натюр­морта, писал об этом жанре живописного искусства:

«Натюрморт — это одна из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживают оп­ределения предмета в пространство. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, — в этом ос­новное требование натюрморта. И в этом — большая позна­вательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрите­лем...

Чтобы додуматься до предметной сущности, необходимо оголить предмет, выключить его декоративность и его при­способленные для человека функции, и лишь тогда вскры­ваются земные условия и законы его жизни».

Но все-таки даже в натюрморте самостоятельность, са­моценность вещи не является безусловной. В том, как изображен вещный мир, открывается опять-таки прежде всего человек — сам художник, его характер и не менее то­го — ого время. Человеческое содержание искусства — за­кон для всех его родов, видов и жанров, и натюрморт в этом отношении не является исключением. «В произведении искусства самое интересное — это личность», — говорил Сезанн. Его слова справедливы, в частности, и для натюр­морта.

Предметный мир присутствует и в театральном искус­стве — в оформлении сцены, в бутафории. Вещи на сцене создают исторический, социальный и бытовой фон для те­атрального действия. Они могут служить и художественно выразительной деталью, помогающей раскрыть человече­ский образ. Такой выразительной деталью был, например, великолепный чубук Манилова в спектакле Художествен­ного театра «Мертвые души». Исполнитель роли Манилова Михаил Кедров делал этот чубук особенно значимым, ког­да в минуты крайнего воодушевления совал его не в рот, а куда-то выше, в воздух, в «мысленные просторы».

Самые разнообразные функции выполняют предметы вещного мира в искусстве кино. Киноискусство во многом носит живописный характер. Это проявляется между про­чим и в его способности зримо, реально изображать вещи и использовать эти изображения в художественных целях.

Широко использовались вещи в немом кино, особенно для создания комического эффекта. Сами по себе вещи смешными, конечно, быть не могут. Только в связи с чело­веком, с его обращением с ними они могут вызывать коми­ческий эффект. Учитывая это, их и использовали в немом кино.

В одном из кинофильмов герой, роль которого испол­нял замечательный французский комедийный актер Макс Линдер, купил ванну и хочет донести ее до дому. Но ванна большая, тяжелая, ее трудно поднять и еще труднее нести. После многочисленных усилий герой надевает ванну на голову, как огромную шляпу. Ванна своей тяжестью посте­пенно прижимает героя к земле; он становится на четве­реньки и совершенно исчезает под ней. Ванна — так ви­дит это зритель — одна шествует по тротуару. Люди пуга­ются, встречая ее. Собаки лают на нее. Ванна между тем доходит до дома, в котором живет герой, и начинает взби­раться по лестнице. Добравшись до квартиры, она пыта­ется войти, но не может, так как оказывается шире, чем дверь квартиры.


Все это в фильме выглядит необычайно комичным. С помощью вещи, через забавное столкновение человека с вещью актер (он же и автор фильма) создаст забавную интригу, законченный юмористический сюжет и заставляет от души смеяться зрителей.

Нечто подобное происходит и в ранних фильмах Чапли­на. Чарли садится в кресло-качалку и затем никак не мо­жет из нее встать. Чарли пробует кататься на роликовых коньках, но у него ничего не выходит: ролики выходят из его подчинения, приобретают опасную самостоятельность и пр. и пр. Венгерский теоретик кино Бела Балаш так ком­ментирует комические чаплиновские трюки с вещами: «Глубокий смысл „неловкости" Чаплина заключен не толь­ко в том, что его борьба с коварным объектом вскрывает де­моническую природу объекта, но и в том, что вещи стано­вятся с человеком на одну ступень, даже превосходят его. Они побеждают Чаплина именно потому, что он, предельно человечный, не затронутый процессом „овеществления", не хочет приспосабливаться к механизмам».

Техника кино, как мы уже говорили, позволяет повто­рять тот или иной кадр, приближать показанное к зрителю, давая изображение крупным планом. Это приводит к тому, что вещь в киноизображении может быть укрупнена, как бы подчеркнута, выделена. Внимание зрителей максималь­но сосредоточивается на предмете, он становится предель­но значимым. Благодаря этому предметы вещного мира в киноискусстве могут превращаться в сильную художест­венную деталь и даже в метафору-символ.

Это может быть деталь трагического воздействия, как, например, пенсне доброй пожилой женщины, разлетающее­ся брызгами, в фильме Эйзенштейна «Броненосец Потем­кин». Это может быть обличительная деталь — как распя­тие в фильме Я. Протазанова «Праздник святого Йоргена»: монах, считающий доходы от продажи «святой воды», использует распятие как пресс-папье. Иногда это ирониче­ская деталь, также становящаяся метафорой. Так, в фильме Кулешова «По закону» гнев одного из персонажей со­поставляется с параллельным кадром: бурно кипит чайник, из него вырывается пар.

Примером метафорического и символического исполь­зования предмета в кино может служить изображение го­рящей и догорающей свечи в повторяющихся кадрах филь­ма А. Зархи «Анна Каренина». Это изображение, уже в силу своей повторяемости, приобретает особый смысл и вос­принимается как символическое выражение жизни Анны, ее трагической судьбы.

Столь же разнообразный, но еще более подчиненный характер носит изображение вещей в искусстве слова. В некоторых случаях в литературе, особенно в поэзии, вещь, нарисованная словами, кажется почти зримой, наглядной. Вспомннм, например, стихотворение Г. Р. Державина «Приглашение к обеду»: