Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Па метонимическом принципе в большинстве случаев основано воздействие на читателя художественной детали. Художественная деталь — не всякая частность, но только такая, которая помогает создать живое представление о целом. А это и есть в основе своей принцип метонимии.

Героя повести Достоевского «Бедные люди» Макара Девушкина потребовал к себе генерал. Сцена с генера­лом — одна из кульминационных в повести. В ней униже­ние героя доходит до крайней черты. И это предельное унижение раскрывается не в последнюю очередь с помо­щью детали, метонимического образа — оторвавшейся от костюма пуговицы:

«Моя пуговка — ну ее к бесу — пуговка, что висела у меня на ниточке — вдруг сорвалась, отскочила, запрыгала (я, видно, задел ее нечаянно), зазвенела, покатилась и прямо, так-таки прямо, проклятая, к стопам его превосхо­дительства, и это посреди всеобщего молчания! Вот и все было мое оправдание, все извинение, весь ответ, все, что я собирался сказать его превосходительству! Последствия были ужасны! Его превосходительство тотчас обратили внимание на фигуру мою и на мой костюм. Я вспомнил, что я видел в зеркале: я бросился ловить пуговку! Нашла на меня дурь! Нагнулся, хочу взять пуговку — катается, вертится, не могу поймать, — словом, и в отношении лов­кости отличился. Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репута­ция потеряна, весь человек пропал!.. Наконец поймал пу­говку, приподнялся, вытянулся, да уж, коли дурак, так стоял бы себе смирно, руки по швам! Так нет же: начал пуговку к оторванным ниткам прилаживать, точно оттого она и пристанет, да еще улыбаюсь, да еще улыбаюсь...»

Эта пуговица, по законам внутренней связи, вызывает представление о костюме героя, о его фигуре, о его физической и душевной потерянности. Через непорядок в малом и частном раскрывается совсем не малая человеческая бе­да, человеческая боль и трагедия. Многократно и продол­жительное время привлекая внимание к оторванной пу­говице, писатель тем самым не прямо и потому особенно выразительно говорит о человеке, которому эта пуговица принадлежит. Художник заставляет читателя увидеть своего героя во всей его невозможной, недопустимой для человека униженности, подумать о нем и никогда не забы­вать о таких, как он.

В искусстве слова иногда употребляется особый род метонимии, который носит наименование перифраз (от греч. реп — «вокруг», «около» — и ркгго — «говорю»). Пери­фраз — это употребление описательного выражения вмес­то прямого обозначения предмета. Описательное выраже­ние основывается на характерных признаках предмета или человека. Мы можем сказать, например, не «Лев Толстой», а «автор „Войны и мира"», не «юность», а — «весна нашей жизни» и т. д. Или у Пушкина — «не луна», а (с замет­ным оттенком иронии) — «Сия небесная лампада, Кото­рой посвящали мы Прогулки средь вечерней тьмы И сле­зы, тайных мук отраду». Во всех этих примерах между предметом, который мыслится, и тем, как он обозначен словесно, существует тесная связь. Наше восприятие пери­фраза в принципе подобно восприятию метонимии.


Употребление перифразов в литературе было особенно распространено во времена классицизма и отчасти во вре­мена сентиментализма и романтизма. Классицизм и классицистская поэтика тяготели к «высокому». Перифразы помогали переводить обыденное в высокое, давали обыден­ному возвышенное наименование. Слово «солнце», напри­мер, связано с понятием достаточно бытовым и привыч­ным. «Сие воздушное светило» представляется несравнен­но возвышеннее и, по понятиям классицистов, поэтичнее. То же можно сказать о выражении «возлюбленная тиши­на», которым Ломоносов в известной оде заменяет привыч­ное и до некоторой степени обыденное слово «мир».

Иной смысл приобрели перифразы в произведениях сен­тименталистов. Н. М. Карамзин или И. И. Дмитриев за­меняли перифразами то слова, которые с их точки зрения были слишком грубыми или избитыми. Так, вместо «новый знакомый» Карамзин в «Бедной Лизе» пишет: «Новый гость души ее...» О начале взаимного влечения Эраста и Лизы, о их свидании он говорит: «...но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрылась от них за облако».

Подобные выражения во времена сентиментализма но казались смешными. Они имели облагораживающее назна­чение (отсюда специальное наименование этой разновид­ности перифраз — «эвфемизмы»). Такое назначение соот­ветствовало господствующим художественным вкусам. Только позже, во времена реализма, над перифразами ти­па эвфемизмов стали иронизировать. Вспомним наиболее известный пример пародирования эвфемизмов. Гоголь в «Мертвых душах» рассказывает о губернских дамах: «Еще нужно сказать, что дамы города отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: я высморкалась, я вспотела, я плюнула, а говорили: я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка. Ни в коем случае нельзя было сказать: этот ста­кан или эта тарелка воняет. И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вме­сто того: этот стакан нехорошо ведет себя, или что-нибудь вроде этого...»

Как и метафора, метонимия существует не только в словесном общении и в искусстве слова. Она встречается и в других искусствах — во многих разновидностях и функ­циях.

Самая простая и распространенная форма метонимии в скульптуре — бюст (т. е. погрудное изображение чело­века) или даже только изображение головы. Скульптор в отдельной части передает целое: он лепит голову, а ино­гда и торс без головы (вспомним скульптурное изображе­ние Айседоры Дункан работы С. Конёнкова), но при этом думает не о голове или торсе, а о целом и цельном чело­веке. Соответственно и мы, зрители, представляем по это­му скульптурному образу всего человека.


В городе Тарусе, на берегу Оки, воздвигнут памятник художнику В. Э. Борисову-Мусатову (скульптор А. Мат­веев). Это невысокий гранитный постамент-саркофаг, на котором распростерта фигура уснувшего (или умер­шего) мальчика. Какое отношение скульптурное изобра­жение мальчика имеет к художнику? Оказывается, самое непосредственное. Когда-то Борисов-Мусатов бросился в Волгу, чтобы спасти тонувшего мальчика (но оживить мальчика не удалось). Это был его человеческий подвиг. Подвигом была и вся жизнь замечательного художника и очень больного человека. Мальчик, изображенный на па­мятнике, напоминает нам о самоотверженном поступке Бо­рисова-Мусатова и — по законам метонимического мышле­ния — служит не столько созданию образа ребенка, сколь­ко созданию образа самого художника.

Примером метонимического изображения является так­же скульптура С. Конёнкова «Паганини». Это бюст, в ко­тором главное, что мы видим,— вдохновенное лицо скри­пача, скрипка и даже не руки целиком, а пальцы, тонкие, нервные, выразительные пальцы артиста. Это скульптур­ный портрет, основанный на специально выделенных де­талях, и он воздействует на нас по законам метонимии. Мы видим перед собой не просто детали, а самого артиста — его талант и его вдохновение.

Метонимия встречается также и в живописи — и как тип художественного мышления, и как прием при созда­нии образа. Сильная метонимическая деталь есть в заме­чательной картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». На первом плане — фигура коленопреклоненного юноши, сына. Он нарисован спиной к зрителям; видны его рубища и голая ступня в язвах и мозолях. Эта голая стер­тая ступня очень выразительна: за нею угадываются дол­гие и трудные дороги. Стертая ступня и тяжкий путь к от­чему дому соотносятся между собой по принципу связи, по принципу причины и следствия, т. о. по законам метони­мического мышления.

В соответствии с законами метонимии мы воспринима­ем и многие натюрморты, например натюрморты знамени­тых голландских мастеров XVII века Питера Класа, Виллема Хеда. Вот один из натюрмортов В. Хеда: неприбранный стол — на нем блюдо с недоеденным пирогом, бокал недопитого вина, другой бокал, пустой и опрокинутый, та­релки, ножи (картина «Завтрак с ежевичным пирогом»). Художник не только рисует жизнь самих вещей, но и со­здает живое представление об их хозяевах. Отсутствую­щие хозяева характеризуются через их вещи. Этот мето­нимический прием характерен для натюрмортов.


Самое широкое и разностороннее применение находит метонимический способ изображения в искусстве кино.

Кино вообще можно было бы определить как искусство не только монтажа, но и метонимии. Здесь открываются осо­бенно большие возможности для использования этого ху­дожественного средства. Кино в этом смысле заметно от­личается от театра.

Правда, и в театре возможно использование метонимии. Сошлюсь на пример, который приводит в одной из своих работ ученый-филолог Б. Ф. Егоров. Ленинградский театр имени Ленсовета ставил спектакль по пьесе И. Штока «Чёртова мельница». На задней сцене сценической «ад­ской канцелярии» был повешен «портрет», изображающий самого Вельзевула. Но сделано это было так, как будто зрители не видят его целиком. Видна была только часть портрета — громадные ноги в громадных сапожищах (да и нарисовано было только это). Эти видимые зрителям но­ги и сапоги давали полное представление о колоссальной и страшной фигуре Вельзевула.

Однако метонимия в театре, как правило, не имеет от­ношения к воплощению артистом образа человека. Актер на сцене создает цельный образ своего героя. В театре не­возможно показать одни глаза, или одну улыбку, или одно только дрожание рук. В кино это делается постоянно. Съемка крупным планом позволяет предельно сфокусиро­вать зрительское восприятие, сосредоточить его на самом главном. Этому, в частности, служит и монтаж в киноис­кусстве.

Режиссер В. Пудовкин писал: «...верно найденные дета­ли в монтаже дают исключительные по впечатляющей си­ле эпизоды». Он рассказывал, как монтировалась одна из сцен его прославленного фильма «Мать»:

«Сын сидит в тюрьме. Неожиданно он получает пере­данную тайком записку, из которой узнаёт, что завтра его должны освободить. Задача заключалась в том, как кинематографически показать его радость. Снять его озаренное радостью лицо было бы не интересно и не выразительно. Поэтому я показываю нервные движения его рук и очень крупный план нижней половины лица: уголки улыбающе­гося рта...»

Нервные движения рук и уголки улыбающегося рта — это в данном случае и есть то «верно найденные дета­ли», которые «дают исключительные по впечатляю­щей силе эпизоды». Добавим, что детали эти — метоними­ческие.

Подобной же метонимической по своей природе дета­лью является в картине Эйзенштейна «Броненосец Потем­кин» детская коляска, которая скатывается по лестнице. «Пробеги массы по лестнице,— писал об этой сцене В. Пудовкин,— даны очень скупо и впечатляют не так уж сильно, а коляска с крошечным ребенком, оторвавшаяся от убитой матери и катящаяся вниз, доходит, как острие трагического напряжения, как впечатляющий удар». Эта коляска воспринимается нами как часть общей трагиче­ской картины. Кадр с коляской заставляет активно рабо­тать паше воображение — вот почему он оказывается действенным и незабываемым.


В одном из выдающихся фильмов мирового кино — фильме режиссера Карла Дрейера «Страсти Жанны д'Арк» — рассказывается о последних днях легендарной героини Франции. На экране мы видим попеременно и вместе Жанну и ее судей, ее палачей. «Прокручиваются сотни метров пленки, но мы видим только головы, головы и головы — самым крупным планом. Мы движемся только в духовном измерении. Мы не видим пространства, в ко­тором разыгрывается эта сцена, не ощущаем его. Никто не скачет верхом, никто не дерется. Здесь бушуют вне про­странства необузданные страсти, мысли, чувства и убеж­дения. И тем не менее здесь идут поединки, хотя скрещи­ваются не шпаги, а взгляды, борьба проходит с таким на­пряжением, что оно, не ослабевая, держит взволнованную публику в своем плену в течение полутора часов. Каждый выпад и каждый парирующий ответ мы видим па лицах, выражение лица показывает нам каждую уловку, каждое внезапное нападение» (Б. Балаш. «Кино. Становление и сущность нового искусства»).

Фильм Дрейера, почти весь построенный по законам метонимии, Андре Базен называл «изумительной фреской, скомпонованной из людских голов», «документальным фильмом о человеческих лицах».

В фильме разыгрывается величайшая человеческая трагедия, которую мы воспринимаем через самые вырази­тельные детали, при самом пристальном рассмотрении. Все лишнее убрано. Мы видим кадры, которые заключают в себе сгусток смысла. Именно законы метонимического мышления позволяют так сгустить атмосферу киноповест­вования. Они позволяют сделать изображение предельно концентрированным и максимально выразительным.