ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 21

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Первый управляемый летательный аппарат появился в 1852 году, когда французский инженер Анри Жиффар построил наполненный водородом воздушный шар в форме сигары и установил на нем паровую машину, которая вращала пропеллер. Свое изобретение француз назвал дирижаблем, что переводится с французского как «управляемый».

В начале ХХ века центром дирижаблестроения стала Германия, где строили гигантские для того времени аппараты на жестком каркасе, а в 1910 году открыл первую линию воздушного пассажирского сообщения. Во время Первой мировой войны немцы использовали дирижабли для разведки и бомбежек позиций противника.

После войны дирижабли перевозили пассажиров из Европы через Атлантику в США. Комфорт на борту не уступал роскоши морских лайнеров, а путешествие длилось намного короче, да и вид за иллюминаторами был захватывающим.

Строительством дирижаблей занимались и в Советском Союзе. В подмосковном Долгопрудном находилась База опытного строительства. Дирижабли курсировали между Москвой, Ленинградом, Горьким и Харьковом.

Во Второй мировой войне дирижабли не участвовали: они были слишком уязвимой целью для зенитной артиллерии и истребителей, но пригодились их «собратья» – привязные аэростаты. Их поднимали в воздух, и прочные фалы создавали систему заграждения. Чтобы не зацепиться о привязной трос, пилотам приходилось летать выше уровня аэростатов, а оттуда поразить цель было труднее.

После войны дирижаблестроение практически полностью вытеснило производство самолетов и вертолетов. Но позже в промышленно развитых государствах поняли, что летательные аппараты легче воздуха смогут решать задачи, недоступные другим транспортным средствам. Современные дирижабли привлекают большой дальностью и продолжительностью полета со скоростями до 200 км/ч. Дирижабль может находиться в воздухе несколько суток, при этом час его работы, по предварительным оценкам, стоит в 3 раза меньше, чем у вертолета, а расход топлива раз меньше.


Весьма перспективной областью применения дирижабля может стать перевозка крупногабаритных грузов. (267 слов)

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1)Официально этот вид транспорта именовался «конно-железная дорога». (2)По улице проложены рельсы, всюду только одна колея. (3)Кое-где эта колея образует «разъезды» с раз и навсегда переведенными стрелками: тут «вагоны конно-железной дороги» встречаются и расходятся на своем пути.

(4)Вообразите на крыше современного трамвая двойную скамью во всю длину, на которой можно сидеть спинами друг к другу, лицами – к двум противоположным сторонам улицы. (5)По бортикам крыши – легкие перильца, а к ним с внешней стороны прикреплены длинные рамки выполненных на жести вывесок и рекламных объявлений. (6)Высота всего сооружения получалась довольно солидная, с теперешние двухэтажные автобусы и троллейбусы. (7)По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным, но только, конечно, не современным четырехосным, а двухосным, легким, в высоту же они намного превосходили их.

(8)Вот она погромыхивает тяжко и неторопливо по рельсам: ну с какой скоростью может двигаться огромный железный вагон, влекомый двумя пусть даже и хорошо кормленными лошадьми? (9)Для каждого из граждан 1970 года не представило бы ни малейшего труда слезть на ходу с этого рыдвана где-нибудь на углу Пушкарской и Введенской, наддать ходу, догнать вагон у Народного дома и снова вскочить в него.

(10)Внутри коночный вагон был оборудован двумя длинными крашенными масляной краской скамьями вдоль окон, из конца в конец. (11)Над обеими дверьми висели фонарики, и по вечерам в них горели, тускло освещая внутренность конки, свечи. (12)Билеты были разных сортов: за пятак – вовнутрь, за три копейки – на верхотурку. (13)Были еще и «пересадочные», на копейку дороже: взяв такой билет, вы могли доехать до пересечения двух линий и пересесть бесплатно в вагон другого маршрута.

(14)Вот на такой конке и ездил в те годы весь демократический, для которого уже «извозец» был великой роскошью, Петербург: рабочие с далеких заводов, если нельзя было пройти пешком, студенты, когда был дождь или сильный холод, мелкие чиновники ежедневно, чиновники повыше рангом – от случая к случаю, горничные, модистки, хористки из мелких театриков, ночные бабочки, когда возвращались домой после нелегкой своей работенки... (15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж... (16)Шляпки, шляпки, черные котелки, мягкие панамы... (17)И вдруг – дождь, и вся конка сразу покрылась множеством черных зонтов, точно на ней вмиг выросло три или четыре десятка грибов.


(18)Смешно все это? (19)Да, конечно, смешно. (20)Смешное, старое время, смешная жизнь, медленная, болотистая, тихая...

(21)Но когда я закрываю глаза и передо мной встает в зимнем туманчике, в метели, в питерском июньском дожде высокий призрак дребезжащей на ходу всеми стеклами синей громады, мне приходит в голову, что по ступенькам таких конок поднимался иной раз на империал Александр Блок и оттуда видел свои улицы, свои фонари и аптеки, своих Незнакомок и Фаин. (22)В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин. (23)И тут смех уходит в сторону, и на его место встает почтение к прошлому, большая гордость, что оно было и что я его помню.

(24)Каждому овощу свое время. (25)Конке – тоже.

(По Л. Успенскому)

А1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Как автор относится к старому транспортному средству – конке»?

1) Это приятные воспоминания.

2) Автор не проводит параллели между историей конки и историей города.

3) История конки, по мнению автора, неотъемлемая часть истории города.

4) Автор рад наступлению эпохи технического прогресса и возможности передвигаться с помощью современного транспорта.

А2

Почему рассказчик, говоря о жизни в ХIХ веке, сказал: «Смешное, старое время, смешная жизнь, медленная, болотистая, тихая...»?

1) В ту пору автор был молодым, и его все смешило.

2) В то время люди были более наивными.

3) В то время не было войн, политических потрясений, жизнь была мирной.

4) Технические достижения прошлого в эпоху технического прогресса автору стали казаться смешными.

А3

Как характеризует конку информация, заключённая в предложениях 8 – 13?

1) В конки запрягали самых лучших лошадей.

2) Из конки разрешено было выскочить там, где хочется, а потом снова запрыгнуть в вагон.

3) Конка была комфортабельным транспортным средством.

4) Конка шла очень медленно.


А4

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «империал» (предложение 2)

1) старинная монета

2) второй этаж конки

3) первый этаж конки

4) прицепной вагон

А5

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих дается вопросно-ответное единство?

1) 4 и 5.

2) 8 и 9.

3) 18 и 19.

4) 24 и 25.

А6

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 14 использует устаревшее слово «извозец»?»

Использование историзма говорит …

1) о желании автора передать колорит того времени более точно.

2) о невозможности заменить слово современным синонимом.

3) о стремлении передать речь простого народа.

4) о том, что именно так называют извозчиков в Петербурге.

А7

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Вот на такой конке и ездил в те годы весь … Петербург»?

1) метафора

2) метонимия

3) перифраз

4) синекдоха

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.


B1

Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

B2

Из предложений 1 – 9 выпишите слово с непроверяемой двойной согласной в корне.

Ответ:

B3

Из предложений 1 – 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется , если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

Ответ:

B4

Из предложений 1 – 9 найдите слово, в котором правописание НН определяется тем, что оно имеет зависимое слово. Выпишите это слово вместе с зависимым.

Ответ:

B5

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их.

Ответ: