Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 427
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»
История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
1.2 Защита прав потребителей в зарубежных странах
1.3 Законодательство по защите прав потребителей, применяемое в РФ
Глава 2. Проблемы и перспективы применения Закона РФ «О защите прав потребителей» в России
2.1 Деятельность организаций по защите прав потребителей в Российской Федерации
2.2 Сравнительный анализ защиты прав потребителей в РФ и за рубежом
2.3. Актуальные проблемы защиты прав потребителей в России и пути их решения
Жёсткие требования при производстве игрушек имеются к использованию химикатов, например, свинцовых белил. Игрушки, содержащие канцерогенные вещества, полностью запрещены. Недавно введён запрет на упаковку игрушек в качестве подарка или приза к пищевому продукту, если для доступа к такому подарку необходимо прежде употребить пищевой продукт.
Как известно, многие игрушки сейчас имеют добавленный аромат или духи. Однако также известно, что многие духи являются сильнейшими аллергенами. Поэтому правила ЕС предусматривают отмену использования ароматизаторов и духов в производстве игрушек.
Знак «СЕ» является маркировкой Европейского Союза для некоторых продуктов, в том числе и для игрушек. Он означает соответствие продукта основным требованиям здравоохранения и безопасности ЕС. Ввиду того, что ЕС имеет самые высокие стандарты и требования в данном вопросе, продукты со знаком «СЕ» можно считать наиболее безопасными и надёжными (рисунок 2).
Рисунок 2. Знак маркировки товаров Европейского Союза
Европейская комиссия регулярно предлагает изменения в действующее законодательство ЕС в области игрушек. Это, в первую очередь, связано с появлением новых химикатов и быстрого развития технологий, создающих всё новые угрозы.
Что касается прав потребителя, то он в ЕС имеет право на замену, ремонт и снижение цены при обнаружении какого-либо дефекта в приобретённом товаре, если даже он не был обнаружен при покупке.
В отношении гарантий минимальным требованием является наличие двухлетней гарантии на все потребительские товары, продаваемые в странах Европейского Союза (директива ЕС № 1999/44/ЕС). Некоторые производители по собственной инициативе предлагают более длительную гарантию, что не запрещается.
Во всех случаях, когда купленный товар не выполняет заявленных функций, товар подлежит замене или уплаченные за него деньги подлежат возврату. Производители также обязаны выплачивать компенсацию за персональный ущерб, в случае дефектности проданного товара. При покупке товаров по почте, телефону или факсу, через интернет применяются те же правила и гарантии, что и при покупке товаров в магазине.
Благодаря правилам ЕС, пассажиры, путешествующие по Европе, пользуются определённым набором гарантированных прав, в том числе на информацию, на помощь в случае задержки вылета или его отмены, утери багажа и т.п. В большей степени данные правила относятся к внутренним рейсам ЕС, но также и к чартерным рейсам, прибывающим или вылетающим из аэропортов стран ЕС[12].
В зависимости от обстоятельств, в случае отказа от посадки, отмены или задержки рейса, пассажир имеет право получить от авиакомпании необходимую помощь - питание, услуги связи и размещение в гостинице. В случае отказа в посадке или аннулировании билета, пассажиру может быть предложено на выбор - либо продолжение поездки, либо возврат денег за билет. Авиаперевозчики также обязаны предоставлять своим пассажирам письменный перечень прав, которыми они обладают.
Авиакомпании могут быть привлечены к ответственности за ущерб, нанесённый в результате отсрочки отправления рейсов (до 4.800 евро), за ущерб или утерю багажа (до 1.200 евро), а также за травмы и смерть в результате аварий. Однако авиакомпании не привлекаются к ответственности в случае принятия ими всех необходимых мер для исключения ущерба, а также в случае невозможности принятия таких мер (форс-мажор).
Гражданин ЕС также имеет широкий диапазон прав, позволяющих ему уверенно чувствовать себя во время его туристических путешествий, как внутри ЕС, так и за его пределами. Законодательство обеспечивает защиту потребителей, приобретающих набор туристических услуг в ЕС.
Обычно, комплексный туризм включает в себя транспорт и размещение, а также, возможно, питание и экскурсионные туры. Правила требуют, чтобы туроператор предоставлял клиентам точную информацию по предлагаемому комплексу услуг, включая требования по вопросам транспорта, размещения, питания, маршрута поездки и страхования.
Если фактическое содержание тура не соответствует тому, что было обещано в брошюре или рекламе, операторы должны предложить компенсацию. На случай банкротства туроператора во время совершения клиентом туристической поездки должны быть предусмотрены мероприятия по возвращению клиента домой. Кроме того, турист имеет право аннулировать заказ, если компания вносит значительные изменения в такие основные условия пакета услуг, как продолжительность или стоимость поездки.
Европейский Союз ставит своей задачей изобретение наиболее эффективных способов снижения опасности сетевой среды и коммуникационных технологий для пользователей, в особенности для детей. С этой целью была запущена программа SAFER INTERNET PLUS, нацеленная на повышение безопасности пользования всемирной сетью Интернет, особенно среди детей и подростков. Данная программа также рассчитана на мобильный и широкополосный контент, онлайновые игры, одноразовую передачу файлов и различные формы связи в режиме реального времени, такие как чат-комнаты и мгновенная передача сообщений (СМС).
Программа предусматривает четыре основных компонента: борьба с нелегальным содержанием; возможность блокирования нежелательного или вредного содержания; меры по созданию более безопасной среды (особенно для детей и подростков); повышение информированности о возможностях и опасностях сетевой среды и коммуникационных технологий.
В то время как стоимость пользования услугами мобильной связи значительно снизилась за последние несколько лет, стоимость пользования мобильным телефоном при нахождении за границей остаётся довольно высокой. До настоящего времени тарифы на услуги международного роуминга применялись в отношении граждан ЕС, находящихся внутри Европы.
Европейская комиссия годами добивалась создания условий по снижению этих тарифов, и теперь путешественники в ЕС имеют возможность звонить домой своим близким без каких-либо опасений по поводу высоких тарифов за услуги международного роуминга.
Новые правила ЕС устанавливают ограничения по тарифам за предоставление услуг международного роуминга. Эти ограничения или «евротарифы» будут постепенно снижаться в течение трёх лет после введения в действие вышеуказанных правил. В целях обеспечения конкуренции новые правила поощряют операторов вводить тарифы, которые были бы ниже ставок «евротарифа», что делает роуминг значительно более дешёвым для пользователей.
«Евротариф» применяется в 27 странах-участниках Евросоюза. Но он также может быть принят в ряде соседних государств, таких как Исландия, Норвегия и Лихтенштейн (члены Европейской Экономической Зоны).
На основе представленной информации, можно сделать следующие выводы, что в разных государствах существует множество законов и регламентирующих актов, являющихся источниками права. В них рассматриваются права потребителей, защита этих прав, ответственность за их нарушение. В том числе источниками потребительского права являются и международные нормативные акты - это директивы, резолюции, пакты, конвенции и т.д., обеспечивающие защиту прав потребителей и имеющие приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
1.3 Законодательство по защите прав потребителей, применяемое в РФ
Одним из законов, регулирующих права потребителей на территории РФ, является ”Закон “О защите прав потребителя” от 07.02.92 В.С.Н.Д. РСФСР и В.С. РСФСР, 1992 г, № 15, изменение и дополнение от 09.04.96 С.З., который входит в законодательство РФ[13]. Он включает в себя целую группу нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Здесь переплетаются нормы различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, где закрепляются права граждан на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и т.д. в ст. 41 Конституции.
От наиболее существенных нарушений прав потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. А именно в Уголовном кодексе впервые появилась статья, устанавливающая ответственность за обман потребителя. УК РФ 1.01.97 ст. 200 - Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителя. Сделайте сноску на УК. Центральное место в регулировании отношений связанных с потребителем занимает гражданское законодательство, а именно нормы Гражданского Кодекса. В первой части ГК устанавливаются правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров. ГК принятый Госдумой 21 октября 1994 г. В состав законодательства связанных с защитой прав потребителя входят нормативные акты разного правового уровня. Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Сюда же входят и иные правовые акты. Это и указы президента и Постановления Правительства (например, правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров) Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993 г № 4 о “Правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров от 08.10.93”[14].
В таких актах законодательство всегда нуждается, так как отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются, поэтому нужна постоянная корректировка. Нужно отметить так же, что в 1992 г. Постановлением Постановление Правительства от 28 мая 1992 г. № 35 “Об отмене ведомственных нормативных актов регулирующие отношения в области к правам потребителя”. “Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителя”, установлено важнейшая гарантия в обеспечении защиты прав потребителя. Теперь только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, и оно не вправе делегировать предоставленные ему права на принятие нормативных актов в этой сфере, Министерствам и ведомствам.
В законодательстве можно выделить две группы нормативных актов, регулирующих эти отношения по-разному.
К первой группе можно отнести акты, где потребитель является непосредственным участником. К этой группе относятся нормативные акты, которые закрепляют основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты, регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее. Эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.
Ко второй группе можно отнести акты, которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования, предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. К ним, прежде всего, относятся Законы РФ “О страховании” “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Так же, в законодательство входят и действуют Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных актов. Можно добавить, что Правительством еще в 1992 году было принято Постановление “О поэтапном введении обязательной сертификации товаров (работ, услуг)”. Постановлением Правительства от 22 июня 1992 г. так же был утвержден порядок подтверждения безопасности товара (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) товаров производимых в РФ и ввозимых на ее территорию. Здесь можно задать вопрос о том, что при действии нескольких нормативных актов, какой имеет преимущественное значение. Согласно общим правилам ГК РФ имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п. 1 Закона “О защите прав потребителя” сказано, что “отношения в области защиты прав потребителей регулируется ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и правовыми актами”.
Таким образом, роль закона имеет большое значение, потому что регулирует отношения, возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений возникающих связанных с потребителем, а так же устанавливает права потребителя.
Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей. Изменения, происходящие, на потребительском рынке неминуемо несут, за собой изменение характера и круга проблем, которые появляются у потребителей при реализации прав, зафиксированных законодательством Российской Федерации.
В настоящее время существуют такие проблемы:
-нарушения в сфере защиты прав потребителей;
-малое количество специалистов в этой области;
-отсутствие в большинстве муниципальных образований межведомственных комиссий по защите прав потребителей;