ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 342
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей
1.2.4. Восприятие пространственных отношений
1.2.5. Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности
1.3. Развитие внимания и памяти
1.4. Развитие мышления и воображения
2. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия
2.1.1. Знакомство детей со звучащими игрушками
2.1.2. Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания
2.1.3. Обучение различению на слух звучащих игрушек
2.1.4.Обучение различению на слух длительности звучаний
2.1.5. Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний
2.1.6. Обучение различению на слух темпа звучаний
2.1.7. Различение на слух громкости звучаний
2.1.8. Обучение различению на слух высоты звучаний
2.1.9. Обучение различению на слух количества звучаний
2.1.10. Обучение различению на слух музыкальных ритмов
2.1.11. Различение на слух голосов птиц и животных
2.1.12. Обучение определению направления источника звука
Речевой материал: посмотри внимательно, чего нет? Все верно? Чего не хватает? Названия предметов и их частей.
Ход игры
Чаще всего дети замечают неполадки в объемных игрушках, указывая на эту часть и говоря или показывая жестом, что тут сломалось. Поэтому 1-й вариант игры может быть следующим: педагог ставит перед детьми игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой части и просит детей сказать, целая игрушка или нет: «Чего нет? Все верно?», «Чего не хватает?» Дети указывают место, где отсутствует Деталь. Педагог предлагает из коробки, в которой находятся различные части игрушек, в том числе и данной, выбрать недостающую деталь и прикрепить ее на место
2-й вариант предполагает поиск недостающих деталей на картинках.
Усложнения:
· поиск недостающих частей на силуэтных изображениях, на предметных и сюжетных картинках;
· поиск недостающих деталей в аппликации на фланелеграфе;
· увеличение количества отсутствующих деталей у предметов.
Прятки с игрушками
Цели: развивать внимание и память детей, развивать способность удерживать в памяти определенную цель - искать конкретную игрушку.
Оборудование: три-четыре (пять-семь) новых, незнакомых детям игрушек.
Речевой материал: найди, названия игрушек, большой, маленький, названия основных цветов, ищите, спрячь
Ход игры
Педагог привлекает внимание детей к новым игрушкам: «У нас гости. Посмотрите, какие игрушки. Что это? А это? После рассматривания игрушек педагог предлагает: «Будем играть с ними. Игрушки будут прятаться, я вы будете искать». Педагог предлагает детям выбрать понравившуюся им игрушку и говорит: «Ты будешь искать мишку и т. п. Что (кого) ты будешь искать?» После этого дети отворачиваются к стене, закрывают глаза или выходят за дверь педагог прячет новые игрушки среди старых, знакомых и затем предлагает детям: «Ищите. Где твоя игрушка?»
Каждый из детей должен найти выбранную им ранее игрушку. Первому нашедшему - приз: наклейка или значок. В конце игры те, у кого больше всех значков, выходят вперед, остальные им аплодируют.
Усложнения:
· сначала педагог может показать, как надо искать, затем дети самостоятельно выполняют;
· можно выбрать водящих - они будут искать игрушки остальные дети, знающие, куда педагог спрятал игрушки, не должны подсказывать;
· одни дети прячут игрушки, другие потом ищут их. Педагог помогает найти место, куда лучше спрятать;
· увеличивается число участников игры, следователь увеличивается и количество игрушек.
Подбери слово
Цели: развитие зрительного внимания и памяти, закрепление названий знакомых предметов, развитие словесной памяти.
Оборудование: карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией (размер карточки 10x12 см). Предметы могут быть из одной тематической группы или из разных (см. рис. 13).
Речевой материал: будем играть, что это? Названия предметов, изображенных на карточках.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку поиграть. Он дает ребенку половинки двух-трех картинок и задает вопрос: «Что это?» Если ребенок знает название предмета, он может сразу подобрать вторую половинку с табличкой к изображению, опираясь только на глобальное восприятие таблички с названием данного предмета. Если ребенок не знает название предмета, он просто подбирает нужную половинку с написанным словом, опираясь на конфигурацию выреза и совмещая половинки. Каждая картинка совмещается только со своей половинкой, на которой написано ее название.
Игра также может использоваться для закрепления навыков глобального чтения слов по определенной теме.
Рис. 13. К игре «Подбери слово»
Послушай и запомни
Цели: развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание.
Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме, либо по разным.
Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова, потом, кто запомнил? повтори.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть. Называет слово и кладет табличку. Например, «пирамида». Затем называет второе слово - «мяч» и кладет эту табличку вслед за первой, образу ряд. Когда выложены три таблички, переворачивает их и устно воспроизводит: «Тут пирамида, потом мяч, потом лодка. Кто запомнил? Повтори». Ребенок повторяет. Затем педагог выкладывает новую табличку и читает новое слово, кладет табличку вслед за уже имеющимися. И повторяет весь ряд сначала.
Можно предложить детям таблички (по одной или по две которые они выкладывают друг за другом, выстраивая и за поминая ряд, затем воспроизводя этот ряд устно.
Усложнения:
· слова берутся из разных тем;
· увеличивается число запоминаемых слов;
· игра проводится без табличек, только на слух.
Можно предложить детям таблички (по одной или по две которые они выкладывают друг за другом, выстраивая и за поминая ряд, затем воспроизводя этот ряд устно.
Усложнения:
· слова берутся из разных тем;
· увеличивается число запоминаемых слов;
· игра проводится без табличек, только на слух.
1.4. Развитие мышления и воображения
Достань тележку
Цели: учить анализировать условия практической задачи: учитывать свойства орудия для достижения цели: использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование: тележка с петлей, мелкие игрушки, экран, таблички.
Речевой материал: достань тележку, лента, тяни, играй, молодец.
Ход игры
На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой pyки ребенка, находится тележка с петлей, через нее свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. Ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо использовать оба конца одновременно. На тележке для привлечения внимания лежат мелкие яркие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. Если потянет за один конец, тесьма выскочит из петли, тележка останется на месте. Педагог просит: «Достань тележку. Поиграй». Если ребенок вытянул тесьму, то педагог вставляет ее снова обязательно за экраном. Важно, чтобы ребенок сам догадался взяться за оба конца. У него может быть несколько попыток. Если все же ребенок не сумел сделать сам, педагог медленно показывает.
Сложи узор
Дели: учить детей пользоваться предметами-заместителями: располагать реальные предметы на плоскости в соответствии с расположением их заместителей.
Оборудование: основы для расположения фишек мозаики (по числу детей), наборы фишек: по пять фишек любых двух цветов; карточки, на которых нарисованы полоски разной длины: длинные и короткие. На каждой карточке чередуются три-четыре полоски. Например, на одной карточке могут быть нарисованы длинная полоска, короткая, опять длинная; на другой - короткая полоска, еще короткая, длинная, длинная и т.д.
Речевой материал: полоски, сложи узор, название основных цветов.
Ход игры
Каждый ребенок получает основу для выкладывания узора мозаики и набор фишек. Педагог предлагает детям выложить из своих фишек узоры по картинке. Показывает первую карточку и говорит, что у них есть фишки разных цветов, а на картинке нарисованы полоски разной длины. Можно выложить узор, если вместо длинных полосок класть фишки одного цвета, вместо коротких - другого. Педагог спрашивает у детей или сам им сообщает, какой цвет какие полоски заменяет.
После этого педагог предлагает каждому ребенку на своей основе выложить узор из разноцветных фишек точно по картинке. Дети размещают фишки разных цветов в той же последовательности, в какой расположены полоски разной Длины на карточке. Если кто-либо затрудняется, педагог напоминает еще раз, какой цвет заменяет какую полоску. Когда дети правильно выполняют задание, педагог показывает им другую карточку с новой последовательностью расположения полосок. Перед выполнением второго задания педагог не напоминает принцип замещения, однако при затруднениях он помогает детям.
Посади огород
Цели: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.
Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огурчики, морковки.
Листы картона(12х12), разделенные на девять частей. Карточки с заданиями (на каждой карточке кружки разных цветов - зеленый, желтый, оранжевый), расположенные в клетках хаотично (от четырех до девяти кружков на карточке).
Речевой материал: морковь, репа, огурец, тут так желтый, зеленый, оранжевый.
Ход игры
Педагог раздает детям карточки, разделенные на клетки, и игрушечные овощи. Затем показывает карточку-образец предлагает соотнести цветные кружки и игрушки, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карточке.
Постепенно количество заданий увеличивается. Можно увеличить количество частей (грядок) в «огороде».
Зверюшки на дорожках
Цели: Учить детей пользоваться заместителями - уметь соотносить картинки с определенными знаками; формировать умение варьировать заместители при выполнении одного и того же задания.
Оборудование: набор картинок (4x4 см) с изображениями животных: цыпленок, петух, собака, еж, гусь, кошка (по 50 изображений); 10 полосок бумаги с различными значка» (круг, квадрат, «флажок», овал, «плюс»). На каждой полоске по шесть значков. Разные значки повторяются в разных сочетаниях: пять полосок - образцов с изображением животных и соответствующих значков. Каждая пара (картинка-значок) отделяется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.
Речевой материал: собака, кошка, еж, цыпленок, гусь, петух, тут, такой, не такой.
Ход игры
Педагог демонстрирует детям материалы: картинки, разложенные кучками (в каждой кучке одинаковые картинки), полоска-образец (шифр), полоски бумаги со значками.