ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. История педагогики и образования как область научного знания.

3. Народная педагогика древних славян

5. Зарождение педагогической теории в Древней Греции.

9. Гуманистический характер воспитания эпохи Возрождения

11. Учитель и ученый Ян Амо́с Ко́менский

12. Педагогическая система я. А. Коменского

9 Правил искусства обучения наукам

16 Правил искусства развивать нравственность

14. Пед идеи Коменского и совр школа:

15. Пед теория Дж. Локка:

16. Образ-е в р в 1 полов 18 в. Петр I:

19. Пед взгляды франц метериалистов 18 века (Гальвеций, Дидро):

20. Просвещенный абсолютизм в р во 2 половине 18 в. Пед взгляды и деят-ть Бецкого, Янковича, Новикова:

21. Пед мысль и школа в период франц бкржуаз револ 18 в. Проекты Кондорсэ, Лепелетье:

22. Пед подвиг и. Песталоцци, его гуманистич теория образ-я и восп-я:

23. Пед система Песталоцци:

24 Создание гос системы образ-я:

7. Сословный характер воспитания в феодальном обществе 5-15 века.

36.Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-20века

1. История педагогики и образования как область научного знания.

История педагогики и образования как учебная дисциплина выделилась в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи. Главная задача – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом-всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Связи с др.науками: философия;история;культурология;социология;педагогика. Предметом ист. Пед. и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение положительного, что накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.

2. Проблема происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе.

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистко-ленинских методологических позициях. Всем им свойственно игнорирование тесной связи , которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека. Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце 19-начале 20 века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим. Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленизма о развитии общества и человека как природного и социального существа. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Позже появились дома молодежи, отдельно для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».



3. Народная педагогика древних славян

процесс воспитания(6-9в) был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей.

В период матриархата: в раннем возрасте – до 4–5 лет, иногда до 7–8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом мужчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, Ребенок до 6 лет назывался «молодым», от 7 до 12 – «чадом», от 12 до 15 – «отроком». существовал обряд «инициации», знаменовавший переход из одной возрастной группы в другую. позднего матриархата-дома молодежи-подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы, наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину и выносливость.

Социальные группы: земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов. Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах – домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-сословный характер.

4. Классовый характер воспитания в рабовладельческом обществе. Спартанская и афинская система воспитания.


Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой — особенностями развития данной страны. Спартанская система воспитания преследовала цель подготовить воина — члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа. На первом этапе (7—15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов. На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение. В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени.

В Афинах До 7 лет мальчики воспитывались в семье. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога

С 7 до 13-14 лет дети обучались в школах грамматиста и кифариста платно. Занятия вели учителя-дидаскалы. В школу мальчиков сопровождал раб-педагог. В школе грамматиста обучали писать, считать, читать. В школе кифариста мальчикам давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации. В 13-14 лет переходили в палестру(школа борьбы). 2-3 года система физических упражнений пятиборье: бег, прыганье, борьба, метание диска, плавание. Обеспеченная молодежь далее поступала в гимнасии, где изучали философию, политику, литературу и гимнастика. С 18 до 20 лет переходили в эфебию-военное и политическое образование.