ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. История педагогики и образования как область научного знания.

3. Народная педагогика древних славян

5. Зарождение педагогической теории в Древней Греции.

9. Гуманистический характер воспитания эпохи Возрождения

11. Учитель и ученый Ян Амо́с Ко́менский

12. Педагогическая система я. А. Коменского

9 Правил искусства обучения наукам

16 Правил искусства развивать нравственность

14. Пед идеи Коменского и совр школа:

15. Пед теория Дж. Локка:

16. Образ-е в р в 1 полов 18 в. Петр I:

19. Пед взгляды франц метериалистов 18 века (Гальвеций, Дидро):

20. Просвещенный абсолютизм в р во 2 половине 18 в. Пед взгляды и деят-ть Бецкого, Янковича, Новикова:

21. Пед мысль и школа в период франц бкржуаз револ 18 в. Проекты Кондорсэ, Лепелетье:

22. Пед подвиг и. Песталоцци, его гуманистич теория образ-я и восп-я:

23. Пед система Песталоцци:

24 Создание гос системы образ-я:

7. Сословный характер воспитания в феодальном обществе 5-15 века.

36.Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-20века


36.Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-20века

Прогрессивные деятели педагогики и методики 60—90 годов XIX века. Одним из видных земских деятелей по народному образованию был Н иколай Александрович Корф (1834—1883). Он много сделал по организации земских школ и улучшению учебной и вос­питательной работы в них. В 1867 году Корф был избран от земства членом училищного совета Александровского уезда (бывш. Екатеринославской губ.), а затем председателем этого совета. Благодаря его энергии и руководству в Александровском уезде (прежний Александровск, теперь Запорожье) было открыто свыше 40 земских школ. Им был создан тип земской трехлетней школы, занятия в которой велись одним учителем одновременно с учащимися трех классов. Корф разработал подробные планы таких занятий, был крупным методистом по первоначальному обучению. Своими «Отчетами Александровского уезда училищного совета», методическими книгами и статьями, книгой для классного чтения «Наш друг» Корф оказал большое положительное влияние на земские школы и других губерний.

В 1872 году земская деятельность Корфа прекратилась: он был забаллотирован реакционной частью земства, недовольной его ли­беральной деятельностью по народному образованию.

Видным педагогом начальной школы второй половины XIX века был Николай Федорович Бунаков (1837—1904). Он оказал большое влияние на развитие земской школы, внес значительный вклад в методику начального обучения. Как теоретик-методист русского языка и практический работник начальной школы, он в 70—80-х годах XIX века руководил летними учительскими съездами и курсами в ряде губерний, которые использовал для пропаганды передовых педагогических идей. Бунаков пользовался большой популярностью и любовью среди учителей.

Н. Ф. Бунаков был последователем педагогических взглядов Ушинского. Он подробно разработал методику объяснительного чтения, в соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского он усовершенствовал ее. Его методическая работа «Родной язык, как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом», а также его «Азбука и уроки чтения» пользовались большой известностью среди учителей.

Бунаков был сторонником звукового аналитико –синтетического метода обучения грамоте и страстным защитником идеи всеобщего обучения. С 1884 годаБунаков поселил­ся в своем небольшом имении в селе Петине Воронежской губернии и на свои средства построил здесь начальную школу и сам учил детей. При школе была создана библиотека, которой пользо­вались и крестьяне, устраивались чтения с демонстрацией «волшебного фонаря», вечера, посвященные русским писателям, работала общеобразовательная школа для взрослых. Бунаков был организатором одного из первых в России само­деятельных крестьянских театров (1888). Из окончивших Петин-скую школу был создан под ру ководством самого Бунакова драматический кружок, в репертуар которого входили классические русские и иностранные произведения (А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Мольера и других).


За свою демократическую и просветительскую деятельность среди сельского населения Бунаков, как и многие другие видные педагоги- просветители, подвергся репрессиям. По распоряжению министра внутренних дел Бунакову в 1902 году было запрещено заниматься педагогической и просветительской деятельностью; школа и культурно-просветительные учреждения, созданные им, были закрыты полицией, а он сам выслан из Петина в один из уездных городов Воронежской губернии под надзор полиции.

Педагогическая и просветительская деятельность Бунакова является примером самоотверженного служения делу образования и просвещения народа. Большевистская газета «Искра» (1902) высоко оценила прогрессивные взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова.

Василий Иванович Водовозов (1825—1886) был замечательном педагогом, последователем и продолжателем К. Д. Ушинского. Когда Ушинский был уволен из Смольного института, Водовозов в виде протеста подал в отставку.

В своей книге «Предметы обучения в народной школе» Водово­зов изложил психологические основы методики первоначального обучения и дал ряд ценных указаний для правильной постановки обучения грамоте и арифметике. Он составил «Книгу для первона­чального чтения в народных школах» в двух частях, которая ра­зошлась в количестве многих десятков тысяч экземпляров. Книга широко знакомила учащихся с географией, историей, природой и промыслами России.

Водовозов протестовал против засилья классицизма в средней школе и предлагал центральным учебным предметом сделать рус­ский язык и литературу. В методике преподавания литературы он видел средство воспитания гражданственности, общественности и патриотизма. В этом направлении выдержаны выдающиеся работы Водовозова «Новая русская литература» и «Словесность в образцах и разборах». Широкой известностью пользовались составленные Водовозовым «Рассказы из русской истории».

Петр Францевич Лес г а ф т (1837—1909) —круп­нейший ученый в области биоло­гии — сочетал научно- теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельностью.

В капитальном двухтомном труде «Руководство к физичес­кому образованию детей школь­ного возраста» (1888—1901) Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях.


В 1893 году Лесгафтом соз­дано «С.-Петербургское общество содействия физическому развитию», а в 1896 году открыты высшие курсы вспитательниц и руководительниц физического образования, подготовившие из рядов народных учительниц много творчески работавших педагогов.

Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских пло­щадок, катков, летних и зимних колоний для детей дошкольного и школьного возраста, в создании спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Он преобразовал свои курсы в «независимый университет», или Высшую вольную школу, в которую принимались без каких бы то ни было различий все же­лающие получить высшее, образование.

Воспитание, по мнению Лесгафта, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в формировании детей. Он решительно отрицал наследственную обреченность развития человека. Являясь последователем естественнонаучных взглядов русских физиологов-материалистов, Лесгафт смело выступил против реакционных течений в мировой биологии, заявлял, что встречающаяся испорченность среди детей и подростков является результатом недостатков семейного и школьного воспитания, а не природы ребенка.

Лесгафтом была написана большая работа «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1885—1890), в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно отзывающиеся на детях.

Он указывал, что существуют нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям (качают, пеленают, закармливают сладостями, заласкивают, культивируют тщеславие, сильно играют на детском честолюбии), чем понижают нормальную чувствительность его нервной системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным раздражителям. («Сначала, — говорит он,— конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром».)

Лесгафт считает, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей и воспитателей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение, преодолевать трудности.


Большой интерес представляет теория физического воспитания Лесгафта. Он видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в теснейшей связи с умственным. Физические упражнения, по его мнению, должны быть последовательными, формирующими характер и развивающими умственные способности. Система физических движений должна быть естественной и охватить всю группу мышц. Показ физического упражнения находится в тесной связи с объяснением. Необходимо чередование умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми.

Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.

После Великой Октябрьской социалистической революции биологическая лаборатория, открытая Лесгафтом в 1893 году, была превращена в Естественно-научный институт имени Лесгафта.Василия Порфирьевича Вахтер ов а (1853—1924), особенно работы в области методики начального обучения. Вахтеров сначала был народным учителем, а затем в 90-х годах — инспектором народных училищ, но был вынужден оставить эту службу. Он стал активным участником общественных организаций, занимавшихся разработкой вопросов всеобщего обучения, программ и методов работы народной школы, был лек­тором учительских курсов и преподавателем курсов для рабочих, составлял учебные и методические пособия для начальной школы. «Русский букварь» Вахтерова к 1917 году выдержал 117 изданий. К. этому букварю Вахтеров составил методическое руководство «На первой ступени обучения». Обучение грамоте им было поставлено по звуковому аналитико-синтетическому методу. Обучение письму шло одновременно с обучением чтению. Методика Вахтерова обеспечивала обучение правильному чтению и орфографическим навыкам, учитывала интересы детей. Хрестоматия для классного чтения «Мир в рассказах для детей» в трех частях (для третьего и четвертого годов обучения) содержала богатый и интересный материал по естествознанию, географии и истории. Для литературного чтения в хрестоматии были хорошо подобраны художественные произведения лучших русских писателей. Книги Вахтерова воспевают труд, братство и равенство всех людей, они проникнуты любовью к детям. Вахтеров составил на основе принципов К. Д. Ушинского ме­тодическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе под названием «Предметный метод обучения». После Великой Октябрьской социалистической революции Вах­теров вел работу в области методической подготовки советских учителей, в частности работавших по ликвидации неграмотности среди красноармейцев. Законы общественного развития Вахтеров понимал идеалисти­чески. Он верил, что основной путь к созданию нового общества — просвещение. С одной стороны, он был противником крепостничества и самодержавия, резко критиковал царизм, видел в нем врага просвещения трудящихся, а с другой — отвергал революционный путь свержения гнета и насилия. Он был сторонником демократической системы народного образования, предлагал ввести единую школу, доказывал, что «при идеальном строе» все дети без различия должны проходить об­щеобразовательную школу на родном языке. Он был защитником совместного обучения мальчиков и девочек, считал, что оно создает возможность воспитывать детей в духе равенства. Но Вахтеров не сразу понял историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции. Он продолжал и после нее думать, что к справедливому общественному строю приведет просвещение, а не политическая борьба трудящихся.Вахтеров, следуя Ушинскому, считал, что педагогика как наука должна развиваться, учитывая законы, открытые физиологией и психологией. Широко применял Вахтеров педагогический эксперимент, про­веряя в естественных школьных условиях эффективность различных методов и приемов обучения. Настаивая на введении наглядного обучения, он рекомендовал вместе с тем, чтобы на уроках уделялось большое внимание развитию мыслительных способностей детей путем активной переработки в их сознании приобретенных знаний, считал необходимым пользоваться сравнением,, применять анализ и синтез, вести детей к выводам и умозаключениям. Методика начального обучения, разработанная Вахтеровым, не потеряла своего значения для нашего времени.