ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. История педагогики и образования как область научного знания.
3. Народная педагогика древних славян
5. Зарождение педагогической теории в Древней Греции.
9. Гуманистический характер воспитания эпохи Возрождения
11. Учитель и ученый Ян Амо́с Ко́менский
12. Педагогическая система я. А. Коменского
9 Правил искусства обучения наукам
16 Правил искусства развивать нравственность
14. Пед идеи Коменского и совр школа:
16. Образ-е в р в 1 полов 18 в. Петр I:
19. Пед взгляды франц метериалистов 18 века (Гальвеций, Дидро):
21. Пед мысль и школа в период франц бкржуаз револ 18 в. Проекты Кондорсэ, Лепелетье:
22. Пед подвиг и. Песталоцци, его гуманистич теория образ-я и восп-я:
24 Создание гос системы образ-я:
7. Сословный характер воспитания в феодальном обществе 5-15 века.
36.Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-20века
23. Пед система Песталоцци:
Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827)Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования», кот предназначалась для нач ступени обучения. Педагог выделяет след простейшие элементы познавательной деят-ти: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).
Цель обуч-я - возбуждение ума детей к активной деят-ти, развитие их познават способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. метод «элементарного образования» – это определенная система упр по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями: 1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию; 2) многосторонняя и многообразная деят-ть детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития; 3) активность ребенка в познават деят-ти – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира. Такое развивающее и воспитывающее обучение должно содействовать переходу детей от беспорядочных и смутных впечатлений к четким понятиям.И.Г. Песталоцци расширил содержание нач образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику, начала геометрии. Педагог считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм при одновременном обогащении и углублении представлений ребенка об окружающем мире. Обучение счету Песталоцци предлагал начинать не с заучивания арифметических правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел. Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению (геометрии), рисованию и письму.Приоритетное значение И.Г. Песталоцци отводил воспитанию, он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды. Воспитание должно быть природосообразным, т. е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет. Первым ростком нравственности является самое первое и самое естественное чувство человека – доверие, любовь к матери. При помощи воспитания круг объектов детской любви должен постепенно расширяться (мать – сестры и братья – учителя – школьные товарищи – народ). В физическом воспитании основным элементом является стремление ребенка к движению. Начало физического воспитания закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребенка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены педагогом в основу «естественной домашней гимнастики», на базе которой он предлагал строить систему школьной «элементарной гимнастики». Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как важную часть развития ребенка и предлагал на начальном этапе усвоение «азбуки умений», способствующей развитию физической силы и овладению необходимыми трудовыми навыками.
24 Создание гос системы образ-я:
Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей
системы гос-го управления — коллегий — министерствами, кот более соответствовали требованиям времени. Среди др министерств, в 1802 году, было создано Мин-во народного просвещения. Были опубликованы «Предварит-е правила народн просвещения», «Устав уч заведений, подведомых универ-ами». Новые принципы в системе образ-я:
1)бессословность уч заведений, 2) бесплатность обучения на низших его ступенях, 3)преемственность учпрограмм.
Предварительными правилами 1803 г. все уч заведения были разделены на 4разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классныеуездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие гл народ училища) в губернских городах и 4) универы. Появилось 6 университетов: Дерптский, Виленский, Харьковский и Казанский; Петербургский Пед, Киевский. Территория Р была разделена на 6 уч округов, кот возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах. В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию. В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. Появились 1 лицеи: Царскосельский, Ришельевский, Нежинский. При Ник I образ-е приняло замкнутый сословный хар-р: приходские шк для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Затем был издан шк устав, по кот нач и среднее образование делилось на 3 категории:
для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
Для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).
Для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет). Издаётся новый Университетский устав, кот ограничивал автономию универов. Учреждена Императорская военная академия. Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений.
25. Пед теория И.Ф.Гербарта, ее влияние на развитие образ-я в Зап евр и в Р: Гербарт пед-ку понимал как науку об искусстве восп-я, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель восп-я: формирование нравственного чел-ка в соответствии с этической теорией. Должен был формироваться добродет-й чел-к. Гербарт имел ввиду воспитание людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный порядок, подчиняющихся ему. У Гербарта отсутствует трудовое восп-е — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Нравственное восп-е основывается на деят-ти учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Цель обучения: развитие многосторонних интересов. Одни их них направлены на познание окружающей действительности, другие – общественной жизни. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Основными методами управления детьми считал угрозу, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные — авторитет, любовь. Виды обучения по Гербарту: 1. Описательное — выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое — построение стройной системы мысли. Выделял типа школ: элементарная, городская, гимназия.
26. Пед деят-ть и взгляды Дистервега:
немецкий педагог, либеральный политик. Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно. ажнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества. Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего потенциала личности и последовательное воздействие организованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть.[3]Основные требования к воспитанию. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания. Выделял 3 ступени возрастного развития детей шк возраста: 1)Для детей первой возрастной ступени, от 6 до 9 лет, хар-ны преобладание физич деят-ти, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам. 2) Школьники 2 возрастной ступени, от 9 до 14 лет, отличаются развитием памяти и накоплением представлений. Важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков. 3) 3 ступень в предлагавшейся схеме возрастного развития охватывала школьников от 14 и до 16 лет, когда у них, усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума. Главная задача обучения — развитие умственных способностей детей.
27. Развитие идеи природосообразности воспитания в педагогике (Демокрит, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.). Принцип природосообразности воспитания. Идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского. Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек - "микрокосм". А. Дистервег Работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд - "Руководство к образованию немецких учителей". В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразность и культуросообразность. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности ). Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура - нормы морали, быта, потребления. Внутренняя - духовная жизнь человека. Общественная культура - социальные отношения национальная культура. Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит . Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Ж.Ж.Руссо.Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В ней он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Песталоцци.Основой воспитания должна быть природа человека. Принцип природосообразности в формулировке Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка по свойственной им природе стремятся к саморазвитию, педагог должен посредством воспитания развивать заложенные в ребенке духовные и физические силы. Воспитание будет результативным, если будет направлено на развитие природных задатков, внутренних сил. А природа ребенка достигнет совершенства при поддержке воспитания. Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо использовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача педагога - содействовать самостоятельно.
29. Педагогические взгляды представителей демократического движения в России в середине XIХ в. (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова). В.Г.Белинский выступил против вульгарно - материалистических представлений о том, что ребенок « чистая доска», на которой воспитатели могут писать все, что им заблагорассудится « Нет не белая доска есть душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности». Воспитатели должны поступать , как садовники, которые ухаживают не только за растением, но и за почвой , на которой оно растёт. Он предлагает воспитательные средства сообразовывать с периодами развития ребенка. Согласно концепции В.Г. Белинского , не только общество должно заботится о равном для всех воспитании, но и каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием. Белинский выступает с категорическим требованием предоставить детям нормальные условия для развития, осуждает произвол взрослых, настаивает на запрещении наказаний, суровой дисциплины, неразумных требований. Главной целью всякого человека « на всякой ступени в лестнице общественной иерархии - быть человеком». В.Г. Белинский требует заменить сословное воспитание общечеловеческим. А.И.Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. В повседневной воспитательной деятельности важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями являются необходимым условием нравственного воспитания. Воспитателям следует, опираясь на врожденные склонности детей к общению, развивать в них общественные стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные детские игры, общие занятия. Дети и подростки, общаясь с товарищами, приобретают ценные социальные качества: умение сдерживаться, подчиняться требованиям других, быть инициативными и самостоятельными. Воспитатели обязаны предъявлять детям определенные требования, продиктованные условиями семейной и общественной жизни, и добиваться их выполнения.. Они должны умело руководить воспитанниками, осуществляя цели и задачи нравственного воспитания. Пирогов на протяжении всей своей жизни он боролся с сословно-крепостническим строе системе образования и стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу назревавшим потребностям нашей страны во всех областях культуры в пореформенное время. Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями прежде всего в деленародного образования и распространения культуры и науки в нашей стране. Пирогов придавал огромное значение наглядному обучению и считал, наиболее важно применять принцип наглядности в как можно раннем возрасте. Педагогические взгляды Добролюбова схожи во многом со взглядами Н. Г. Чернышевского.Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», отчего он вырастает неподготовленным к жизни. Воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека. Развивать принципиальность, правильно и возможно более полно развивать «личную самостоятельность ребенка и всех духовных сил его натуры»; — воспитывать единство мыслей, слов, действий. Выступал против ранней специализации и за общее образование в качестве предпосылки специального образования. Важен принцип наглядности обучения, формулирование выводов после разбора суждений.Воспитание через труд, т. к. труд является основой нравственности. Религия должна быть изгнана из школы. Женщина должна получить равное с мужчинами образование.