ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. История педагогики и образования как область научного знания.
3. Народная педагогика древних славян
5. Зарождение педагогической теории в Древней Греции.
9. Гуманистический характер воспитания эпохи Возрождения
11. Учитель и ученый Ян Амо́с Ко́менский
12. Педагогическая система я. А. Коменского
9 Правил искусства обучения наукам
16 Правил искусства развивать нравственность
14. Пед идеи Коменского и совр школа:
16. Образ-е в р в 1 полов 18 в. Петр I:
19. Пед взгляды франц метериалистов 18 века (Гальвеций, Дидро):
21. Пед мысль и школа в период франц бкржуаз револ 18 в. Проекты Кондорсэ, Лепелетье:
22. Пед подвиг и. Песталоцци, его гуманистич теория образ-я и восп-я:
24 Создание гос системы образ-я:
7. Сословный характер воспитания в феодальном обществе 5-15 века.
36.Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-20века
5. Зарождение педагогической теории в Древней Греции.
Демокрит (460–370 до н. э.) предложил развернутую теорию познания. В познании он выделял две разновидности знания: чувственное и рассудочное, чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания. принцип природосообразности. Философ обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в развитии ребенка, в котором пример родителей играет решающую роль. В обучении Демокрит выделял упражнение, основанное на сознательном интересе к изучаемому предмету.
Сократ (470–399 до н. э.), определял цель воспитания как развитие мыслительных способностей человека. каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость.
Достижение цели воспитания возможно через диалог, спор, беседу. Он впервые стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения. В начале диалога задача педагога состояла в том, чтобы дать ученику увидеть проблему там, где он ее ранее не видел. Следующая часть сократической беседы называлась майев-тикой (облегчение нахождения истины), когда педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка извлекать истину (ср.: «В споре рождается истина»). в финале диалога формулировалось общее понятие или определение.
Платон (427–347 до н. э.) основал Афинскую философскую школу – Академию и проповедовал там всестороннее образование. Педагогические идеи связаны с миром идей. цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. сущность познания заключается в «припоминании» вечных и неизменных высших идей, которые изнутри влияют на формирование человека
3-7 детский сад, воспитание, направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил, должно начинаться в 7-летнем возрасте и заканчиваться в 16–17 лет. Юноша и девушки в возрасте от 16 до 20 лет должен посвятить себя военной подготовке, и только одаренные и достигшие выдающихся успехов в обучении молодые люди 20–30 лет должны заниматься изучением наук.
основатель Ликея Аристотель (384–322 до н. э.) с 343 по 340 г. до н. э. был учителем и духовным наставником Александра Македонского. Главной задачей общего образования философ считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний. Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на развитие человека, и выделил три их основные группы: внешние (окружающий мир), внутренние (силы, развивающие задатки) и целенаправленное воспитание. Цель воспитания состоит в развитии души, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание, размножение), животная (ощущения, желания) и разумная (мышление, познание). Таким образом, сама природа души требует всестороннего развития, проходящего в единстве нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания.
Впервые в истории педагогики Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания. От рождения до 7 лет воспитание должно осуществляться в семье, далее мальчики должны воспитываться в школе, причем их образование должно стать заботой государства. С 7 до 14 лет дети постигают грамматику, гимнастику, музыку, рисование, с 15 лет до 21 года – литературу, историю, философию, математику, астрономию.
6. Воспитание и школа в Древнем Риме.
Во время раннего римского воспитания (VIII–III вв. до н. э.) молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца. В V в. до н. э. возникают первые начальные элементарные школы – ludi (в переводе – игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными. В период с III в. до н. э. по I в. до н. э начальная элементарная школа, главной целью которой являлось обучение грамоте. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, риторика. Ко II в. до н. э,в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются учителя-греки. Появляется новый тип учебного заведения – школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.
Начальное образование было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством(чтение, счет, письмо); сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали мальчики и девочки.
Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусствами»(грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Риторические школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный этап – коллегии юношества. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.
В древнеримской философии взгляды на воспитание и образование нашли отражение в трудах Марка Фабия Квинтилиана (42-118 гг., в некоторых источниках 35–90 гг.),выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству. По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания-формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования ритора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства
8. воспитание в Киевской Руси.
Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Церковь контролировала семейное воспитание. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались знания, навыки ремесел и промыслов. В семье отрок усваивал обычаи и традиции рода. Источником знаний об окружающем мире служили потешки, колыбельные песни и т.д. Ребенок получал знания о явлениях природы. Загадки служили средством умственного развития. Поговорки, пословицы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к повседневному труду как смыслу жизни. Важную воспитательную функцию нес фольклор. Появление первых школ было вызвано потребностями духовенства. В городах и селах появляются церкви. В них накапливался книжный фонд, а книги нужно было уметь читать. Началось массовое обучение священнослужителей. Первая школа учения открылась при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 году. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве открыто женское училище, где обучали чтению, пению, ремеслам и т.д. Училища создавались на княжеских, церковных, монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению; занимались нравственным воспитанием: "учили чести". Обучение носило индивидуальный характер. Оно начиналось с 7 лет. Родители платили за обучение. Школы учения книжного носили элитарный характер. Также ученики получали знания из области: математики, истории, сведения о природе. Система начального обучения - форма общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Они занимались с детьми всех сословий. Обучали чтению, письму, счету.
Древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. Во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. Самым значительным памятником летописания считается "Повесть временных лет", составленная в 1113 г. монахом Нестором. Среди жанрового разнообразия киевских памятников также выделяется жанр слова, отразивший пафос торжественного и поучающего слушателей красноречия. Наиболее знаменитым сочинением является "Слово о Законе и Благодати", написанное первым русским митрополитом Иларионом в 30-40 гг. XI века. 1185 г. "Слово о полку Игореве". Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Вершиной южнорусского зодчества ХI в. является Софийский собор в Киеве - огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 г.г.
9. Гуманистический характер воспитания эпохи Возрождения
педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Итал.- Витторино да Фельтре (1378–1446).Ядро содержания обучения В. да Фельтре-классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию. Среди форм и методов обучения – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления.
Француз-Франсуа Рабле (1494–1553).идеалы нового воспитания и обучения-весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов(греческий, латинский, арабский, еврейский языки). Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств. развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение придавал физическому воспитанию,сочетанию физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий.
Мишель Монтень (1553–1592)требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний.
Много внимания уделял вопросам развития детской самостоятельности: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.