ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. История педагогики и образования как область научного знания.
3. Народная педагогика древних славян
5. Зарождение педагогической теории в Древней Греции.
9. Гуманистический характер воспитания эпохи Возрождения
11. Учитель и ученый Ян Амо́с Ко́менский
12. Педагогическая система я. А. Коменского
9 Правил искусства обучения наукам
16 Правил искусства развивать нравственность
14. Пед идеи Коменского и совр школа:
16. Образ-е в р в 1 полов 18 в. Петр I:
19. Пед взгляды франц метериалистов 18 века (Гальвеций, Дидро):
21. Пед мысль и школа в период франц бкржуаз револ 18 в. Проекты Кондорсэ, Лепелетье:
22. Пед подвиг и. Песталоцци, его гуманистич теория образ-я и восп-я:
24 Создание гос системы образ-я:
7. Сословный характер воспитания в феодальном обществе 5-15 века.
36.Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-20века
Англ-Томаса Мора (1478–1535).видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.
11. Учитель и ученый Ян Амо́с Ко́менский
( 28 марта 1592, Нивница, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, изобретатель классно-урочной системы.
Родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе затем в Херборнской академии,Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой», подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
12. Педагогическая система я. А. Коменского
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве.Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными«семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию. в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
13. Великая дидактика.
Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика»[4].
Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.
Основоположение 1:1)Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.2)Утренние часы для занятий наиболее удобны.3)Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.Основоположение 2:1)Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.2)Развивать ум ранее языка.3)Реальные учебные предметы предпосылать формальным.4)Примеры предпосылать правилам.Основоположение 4:В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.Основоположение 6:1)С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).2)Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.Основоположение 7:1)Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.2)Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.
Основы лёгкости обучения и учения
Основоположение 1:1)Образование юношества должно начинаться рано.2)У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.3)По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.Основоположение 2:1)Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.2)Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.Основоположение 3:1)Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.2)Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.3)Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.
Основы прочности обучения и учения
1)Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.2)Всё последующее должно опираться на предыдущее.3)Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.4)Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.5)На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
О школьной дисциплине
1)«Школа без дисциплины есть мельница без воды»2)Для поддерживания дисциплины руководствоваться:3)Постоянными примерами, воспитатель, сам должен показывать пример.4)Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.
9 Правил искусства обучения наукам
Всему, что должно знать, нужно обучать.
Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.
16 Правил искусства развивать нравственность
Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом.
Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель— готовность услужить другим и охоту к этому.