ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Нормы речи Методические рекомендации акцентологические нормы

Орфоэпические нормы

Грамматические(морфологические) нормы

I.Имя существительное

§1. Варианты падежных окончаний существительных.

§2. Род несклоняемых существительных

§3. Род сложносокращённых слов и аббревиатур

§4. Род личных имен существительных, обозначающих профессию, род занятий, должность, звание.

§ 5. Склонение иноязычных имён и фамилий.

§ 6. Склонение географических наименований.

II.Имя числительное

§ 1. Склонение имён числительных.

§ 2. Употребление собирательных числительных.

§ 3. Употребление числительных.

III. Имя прилагательное

§ 1. Образование степеней сравнения прилагательных.

§ 2. Образование кратких форм имён прилагательных

IV. Местоимение

§ 1. Употребление местоимения себя

§ 2. Употребление притяжательных местоимений.

V. Глагол

§ 1. Образование глагольных форм.

§ 2. Употребление глаголов.

Грамматические (синтаксические) нормы

I.Простое предложение

§ 1. Нормы согласования подлежащего и сказуемого.

§ 2. Нормы управления.

II. Осложнённое предложение

§ 1. Предложения с однородными членами.

§ 2. Предложения с причастным оборотом.

§ 3. Предложения с деепричастным оборотом.

III. Сложное предложение

§ 1. Многокомпонентные предложения.

§ 2. Сложноподчинённые предложения.

§ 3. Предложения с косвенной речью.

Ключи к упражнениям

II. Осложнённое предложение

§ 1. Предложения с однородными членами.

П.1. Не являются однородными члены предложения, обозначающие родовое и видовое понятия.

Неверно:В диспуте приняли участие студенты и молодёжь нашего факультета.

Верно:В диспуте приняли участие студенты, аспиранты, молодые преподаватели и сотрудники нашего факультета.

П.2. Нельзя объединять как однородные члены слово и предложение, словосочетание и предложение.

Неверно:В приёмной ждал человек мне незнакомыйикоторый передалдокументы.

Верно:В приёмной ждал человек мне незнакомый, который передал документы.

П.3. Однородные члены предложения могут иметь общее зависимое слово при условии одинакового управления этим словом: начать(что?) и закончить (что?) проверку.При разных видах управления каждый однородный член предложения присоединяет «своё» зависимое слово в соответствующем падеже.

Верно: Для написания доклада был подобран (что?) и систематизирован (что?) новый материал.

Неверно:Руководитель оценил (что?) и остался доволен (чем?) работой.

Верно: Руководитель оценил работу и остался доволен ею.

П.4. При использовании двойных сопоставительных союзов (не только, но и; так же, как и; так, как и) каждая часть союза должна ставиться точно перед однородными членами предложения:

Неверно: Работа нетолько отличается глубоким содержанием, но и оформлением.

Верно:Работа отличается не толькоглубокимсодержанием, но иправильнымоформлением.

§ 2. Предложения с причастным оборотом.

П.1. Причастный оборот может стоять перед определяемым словом или после него. Определяемое слово не включается в причастный оборот.

Неверно: Представленная статья к публикации нуждается в серьёзной доработке.

Верно:Статья, представленная к публикации, нуждается в серьёзной доработке. Представленная к публикации статья нуждается в серьёзной доработке.

П.2. Придаточный оборот должен находиться в непосредственной близости с определяемым словом во избежание двусмысленности:


Неверно: Все ученики получили отметки, решившие задачи.

Верно: Все ученики, решившие задачи, получили отметки.

§ 3. Предложения с деепричастным оборотом.

П.1. Деепричастный оборот «самостоятельный»

Деепричастие – как часть речи – обозначает добавочное действие. В предложении и обстоятельство-деепричастие, и сказуемое должныобозначать действия, выполняемые одним и тем же лицом, названным подлежащим. Например: Закрыв книгу, я долго размышлял о прочитанном. Ошибочными являются предложения с так называемым "самостоятельным" деепричастием или деепричастным оборотом, где деепричастие и глагол называют действия, совершаемые разными лицами.

Неверно: Выбрав пьесу, началась первая репетиция.

Рекомендации. Существует несколько вариантов правки предложений с подобной ошибкой, причём варианты могут отличаться от исправляемого предложения стилистически или по смыслу; кроме того, в отдельных случаях не все варианты правки могут быть использованы.

1 вариант. Деепричастный оборот преобразовать в придаточное предложение: заменить деепричастие глаголом и ввести подлежащее, которое называет лицо, совершающее действие. Когда мы выбрали пьесу, началась первая репетиция.

2 вариант. Заменить (или ввести) подлежащее, использовать существительное (или местоимение), которое называет лицо, производящее действие, называемое деепричастием; при этом сказуемое также изменится. Выбрав пьесу, мы провели первую репетицию.

3 вариант. Деепричастие преобразовать в отглагольное существительное. После выбора пьесы началась первая репетиция.

Примечание.Разрешается использовать деепричастный оборот в безличном предложении, не называющем субъекта действия: Внимательно прочитав текст, нужно его пересказать. Как правило, такие предложения употребляются в научном, официально-деловом стиле. Рассматривая данный вопрос, необходимо привлечь все имеющиеся документы.

П.2. Деепричастие по грамматическому виду должно соотноситься с видо-временнойформой сказуемого:

Неверно: Изучая (что делая?) маршрут, мы (что сделали?) отправились в туристическую поездку.

Верно:Изучив (что сделав?)маршрут, мы (что сделали?)отправились в туристическую поездку.


Упражнение 16. Исправить ошибки, переконструировав предложения; соотнести видо-временные формы глаголов и глагольных форм. Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.

1. В холодильнике были обнаружены сыр и молочные продукты. 2. Наконец-то мне выдали справку и которую нужно представить в органы опеки. 3. На въезде в город водитель машины не увидел и совершил столкновение с движущимся по обочине дороги мотоциклом. 4. Отец счёл своим долгом поговорить и предупредить сына о последствиях его поступка. 5. Работа молодого конструктора привлекла внимание и была одобрена инженерами завода. 6. При редактировании предложений следует не только учитывать грамматические неточности, но и стилистическую несовместимость слов. 7. Подготовка публичной речи требует как подбора неопровержимых доказательств, так и средств выразительности. 8. Возвращаясь домой, меня застал дождь. 9. Перебегая дорогу на красный свет, машина сбила пешехода. 10. Завершив допрос всех участников процесса, судьёй было вынесено решение. 11. Продавая в конце года свою продукцию по сниженным ценам, предприятие получило хорошую прибыль.


III. Сложное предложение

§ 1. Многокомпонентные предложения.

П.1. При составлении сложных многокомпонентных предложений необходимо избегать повторения союзов и союзных слов, которые могут затруднить понимание смысла высказывания.

Неверно:Мы не можем согласиться с выводами, которые сделал рецензент о данной работе, которую, на наш взгляд, он прочёл не совсем внимательно.

Верно:Мы не можем согласиться с выводами, сделанными рецензентомо данной работе, которую, на наш взгляд, он прочёл не совсем внимательно.

Примечание. Норма не распространяется на случаи намеренного употребления союзов и союзных слов в качестве стилистических средств при построении стилистической фигуры: Расскажите, кто пришёл, кто пришёл и что принёс и за что с нас будет спрос?

П.2. При составлении сложных многокомпонентных предложений необходимо избегать «нагромождения» придаточных частей, так как при этом теряется смысловая связь между частями предложения, становится непонятным общий смысл высказывания.

Неверно:Несмотря на тяжёлые условия, в которых создавался новый проект, и на отсутствие материальных средств, что было вызвано, в первую очередь, недофинансированием из областного бюджета, а во вторую очередь, повышением цен на материалы, из которых изготавливались составные части образца, которые мы были вынуждены заказывать в другой области, работу мы смогли выполнить в срок.

Верно: Новый проект создавался в тяжёлых условиях.Отсутствовалив достаточном количестве материальные средства, что было вызванонедофинансированием из областного бюджета. Кроме того, произошло повышением цен на материалы составных частей образца, которые мы были вынуждены заказывать в другой области. И, несмотря на эти трудности, работу мы смогли выполнить в срок.

§ 2. Сложноподчинённые предложения.

П.1. Речевая недостаточность может возникать в сложноподчинённых изъяснительных предложениях, в главной части которых требуется указательное слово.

Неверно:Необходимо помнить, что каждый из нас должен выполнять свой профессиональный долг.

Верно:Необходимо помнить о том, что каждый из нас должен выполнять свой профессиональный долг.


П.2. Придаточные определительные должны стоять рядом с определяемым словом во избежание двусмысленности.

Неверно: Большие недостатки выявлены в работе сельхозпредприятий, которые не позволили обеспечить область необходимой продукцией.

Верно:В работе сельхозпредприятий выявлены большие недостатки, которые не позволили обеспечить область необходимой продукцией.

В работе сельхозпредприятий выявлены большие недостатки, не позволившие обеспечить область необходимой продукцией.

П.3.При подлежащем, выраженном местоимение КТО, сказуемое ставится в форме единственного числа, в прошедшем времени – в форме мужского рода. В сложных предложениях ошибки связаны с неверным согласованием подлежащих и сказуемых главной и придаточной частей.

Неверно: Все, кто решили примеры, сдайте тетради.

Верно: Все, кто решил примеры, сдайте тетради.

Неверно: Те, кто не понял решения задач подобного типа, пусть придёт на консультацию.

Верно: Те, кто не понял решения задач подобного типа, пусть придут на консультацию.