ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Нормы речи Методические рекомендации акцентологические нормы

Орфоэпические нормы

Грамматические(морфологические) нормы

I.Имя существительное

§1. Варианты падежных окончаний существительных.

§2. Род несклоняемых существительных

§3. Род сложносокращённых слов и аббревиатур

§4. Род личных имен существительных, обозначающих профессию, род занятий, должность, звание.

§ 5. Склонение иноязычных имён и фамилий.

§ 6. Склонение географических наименований.

II.Имя числительное

§ 1. Склонение имён числительных.

§ 2. Употребление собирательных числительных.

§ 3. Употребление числительных.

III. Имя прилагательное

§ 1. Образование степеней сравнения прилагательных.

§ 2. Образование кратких форм имён прилагательных

IV. Местоимение

§ 1. Употребление местоимения себя

§ 2. Употребление притяжательных местоимений.

V. Глагол

§ 1. Образование глагольных форм.

§ 2. Употребление глаголов.

Грамматические (синтаксические) нормы

I.Простое предложение

§ 1. Нормы согласования подлежащего и сказуемого.

§ 2. Нормы управления.

II. Осложнённое предложение

§ 1. Предложения с однородными членами.

§ 2. Предложения с причастным оборотом.

§ 3. Предложения с деепричастным оборотом.

III. Сложное предложение

§ 1. Многокомпонентные предложения.

§ 2. Сложноподчинённые предложения.

§ 3. Предложения с косвенной речью.

Ключи к упражнениям

Пять партстояло в коридоре.Тридцать старыхучебниковподлежит списанию.

П 3.С подлежащим, выраженным сочетанием существительных (слова с количественным значением ряд, сотня, часть и др.), сказуемое согласуется грамматически – с главным словом в словосочетании имён.

Ряд партбыл вставлен в коридор.Сотня солдатвыстроилась на плацу.Бòльшая часть учениковболеет,меньшая часть учащихсяприсутствует на уроках.

Примечание.Если в подлежащее входит несколько одушевлённых существительных, то сказуемое ставится во множественном числе (подчёркивается активность деятелей).

Большая часть детей и подростковсталкиваются с проблемами взаимоотношений со взрослыми.

Также сказуемое ставится в форму множественного числа, если к подлежащему присоединяется определение или определительное придаточное предложение.

Ряд студентов, не выполнивших контрольную работу, не будут допущены к зачёту.

Большая часть продуктов, которые не соответствовали требованиям производства, были уничтожены.

П.4. При включении в словосочетание-подлежащее определения, выраженного прилагательным или причастием, при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа: два весёлых гуся, тринезаконченныхрасследования; при существительных женского рода определение ставится в форме именительного падежа: две любимые песни, три важные улики.

П.5. Определение, предшествующее словосочетанию – подлежащему, ставится в форме именительного падежа: последние две недели; кроме определения целых: целых два дня.

П.6. Если при подлежащем стоит определение-приложение, то сказуемое согласуется с подлежащим по-разному.

1) При неодушевлённых существительных сказуемое согласуется с нарицательным существительным.

РекаДон разлилась.ГосударствоИзраиль было образовано в 1948 году.

2) При одушевлённых существительных, называющих живых существ, но не людей, сказуемое согласуется с нарицательным существительным.

Собака Ураган стала призёром соревнований.

3) При одушевлённых существительных личных (называющих людей) сказуемое согласуется с именем существительным собственным.

Секретарь Петровапригласила всех в кабинет. СудьяСоколоваобъявила приговор.


Упражнение 14. Вставить пропущенные буквы.Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.

1. Большинство хирургов стажировал…сь в нашем центре. 2. По рассматриваемому делу был… допрошен… несколько свидетелей. 3. Несколько больных был… осмотрен… профессором и отправлен… на лечение в его клинику. 4. Много улик указыва…т на причастность подозреваемого к совершению преступления. 5. Со времени окончания университета прошл… пять лет. 6. В соответствии с новым законом сто двадцать домов подлеж…т сносу. 7. Семнадцать студентов и аспирантов получа…т повышенные стипендии. 8. В прошедшем году судьёй Смирновым был.. рассмотрен… 47 уголовных дел. 9. Большая часть лабораторий не име…т необходимого оборудования. 10. Ряд одарённых врачей рекомендован… в ординатуру. 11. Большая часть студентов, особенно первокурсники, активно участвовал… в сборе игрушек для детского дома. 12. Три сломанны… стула был… отремонтирован… плотником. 13. Четыре косвенны… улики не могут лечь в основание приговора. 14. В прозрачной воде аквариума плавал… водяная черепаха Матвей. 15. Город Прага поразил… своей сказочно-игрушечной красотой. 16. Врач Рослова назначил… лечение. 17. Экзамен по истории России принимал… профессор Аркадьева.


§ 2. Нормы управления.

П.1. При управлении существительными следует точно задавать вопрос и ставить управляемые слова в нужном падеже.

Оплатить (что?) проезд. Заплатить (за что?) за проезд.

Вера (во что?) в победу. Уверенность (в чём?) в победе.

Ниже приводятся нормы постановки вопросов в ряде предложно-падежных конструкций (в скобках со знаком * даются неверные вопросы):

а) Альтернатива чему (*чего, между чем);

аналогия с чем, между чем (*чему);

версия чего (*о чём);

доверие кому-чему, к кому-чему;

договор о чём, с кем-чем, на что;

доказательство чего, чему (*о чём);

заведующий чем (*чего);

запрещение чего, на что; запрос о чём, по чему;

импичмент кого (*кому);

информация о ком-чём, по чему;

командующий чем (*чего);

комментарий кого-чего, к чему (*о чём);

наблюдение за кем-чем, над кем-чем (*о чём);

намёк на кого-что (*о чём);

напутствие кому (*кого);

несогласованность в чём;

обвинение кому, в чём (*о чём);

обеспокоенность чем (*о чём, за что);

обсуждение чего (*о чём);

обязательства перед кем-чем (*о чём);

отзыв о ком-чём, на что;

память о ком-чём, кого;

план чего (*о чём);

повод для чего;

подозрение в чём (*о чём);

подтверждение чего (*чему, о чём);

позиция по чему (*на что);

последствия чего (*от чего);

предпосылка чего, для чего (*к чему);

претензия к кому-чему, на кого-что, за что (*о чём);

признание чего, в чём (*о чём);

пример кого-чего, кому-чему (*о чём);

причастность к чему (*чему);

причина чего (*чему);

расследование чего (*о чём);

рецензия на что (*о чём);

сделка по чему, с кем (*на что);

совещание о чём, по чему;

сомнение в чём (*на что, о чём);

тенденция к чему, чего;

терпимость к кому-чему;

требование чего (*о чём);


уверения в чём (*о чём);

угроза чего, кому (*о чём).

б) Адресовать кому (*к кому);

баллотироваться куда, в кого (*кем);

возразить против кого-чего, на что (*о чём);

голосовать за кого-что (*о чём);

грустить о ком-чём, по кому-чему (*за вами, нами);

декларировать что (*о чём);

дискутировать что, о чём;

забыть о ком-чём, кого-что;

заверить кого-что, в чём (*о чём);

заметить что, в чём (*о чём);

записать что, куда (*о чём);

звонить кому, куда (*к кому);

импонировать кому-чему (*к кому-чему);

инкриминировать кому, что;

инструктировать кого, по чему (*о чём);

интересоваться кем-чем (*о ком-чём);

компенсировать что, чем(*за что);

мотивировать что, чем;

негодовать на кого-что, против кого-чего (*о чём);

оборонять что, от кого (*против кого);

объяснить что (*о чём);

отмечать что (*о чём);

отстранить от чего (*с чего);

поделиться с кем, чем (*о чём);

подозревать кого, в чём;

подтвердить что (*о чём);

подтолкнуть кого, к чему (*на что);

позвонить кому, куда (*к кому);

понять что (*о чём);

превалировать над кем-чем (*перед чем);

пророчить что, кому (*о чём);

протежировать кому (*кого);

раздумывать о чём, над чем;

расплачиваться с кем, за что (*перед кем, по чему);

сетовать на кого-что (*о чём);

симпатизировать кому-чему (*к кому);

скучать о ком-чём, по кому-чему (*за вами, нами);

спорить о ком-чём, с кем-чем (*против кого);

способствовать кому-чему в чём;

толкнуть кого, на что (*к чему);

уверять кого, в чём (*о чём);

упрекать кого, в чём (*о чём);

хвастать кому, чем, перед кем (*о чём);

ходатайствовать о ком-чём, за кого, перед кем.

в) Благодаря чему, согласно чему, вопреки чему.

Примечание: Норма официально-делового стиля допускает вариант согласночего: согласно закона, правила, устава, приказа.


Следует правильно писать окончания следующих предлогов:

г) В течение чего-либо, в продолжение чего-либо;

д) По приезде, по прибытии, по предъявлении, по завершении, по истечении, по исполнении, по окончании.

П.2. Переходные глаголы управляют именами существительными в форме винительного падежа без предлога. Решил (что?) задачу. Проявил (что?) выдержку. Привёл(что?) доказательства.

При глаголах с отрицательной частицей НЕ (глагольное отрицание) управляемое слово, как правило, ставится в форме родительного падежа.

Не решил (чего?) задачи. Не проявил (чего?)выдержки.Не доказать (чего?) вины.

Примечание.Управляемое существительное может стоять в форме винительного падежа, если выражает конкретное понятие; в этом случае формы существительного имеют оттенки значения:

Не поймать (кого-чего?) рыбы – 'совсем ничего не поймать'. Не поймать (кого-что?) рыбу – 'не поймать конкретную рыбу'.

Упражнение 15. Исправить ошибки в предложениях.Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.

1. У подсудимого была альтернатива между побегом и явкой с повинной. 2. В суде прозвучала версия о невиновности подсудимого. 3. Депутаты выразили обеспокоенность за состояние коммунальных сетей. 4. Журналистом проведено собственное расследование о причинах аварии на заводе, а также о сделках на поставку оборудования. 5. Все слышали недавние заверения директора завода о поставках нового оборудования в цеха. 6. Журналист несколько раз звонил к директору, но связаться с ним так и не удалось. 7. Директор подтвердил о готовности цеха к реконструкции. 8. Вывоз мусора будет производиться согласно графика. 9. Вопреки указаний начальника цеха на остановку ремонтных работ, замена агрегата была продолжена. 10. Журналиста пропустили на территорию завода по предъявлению пропуска, подписанного директором завода. 11. По исполнению договора всем работникам были выплачены премии. 12. Директор выразил уверенность в успешную работу реконструированного цеха. 13. Подсудимый не привёл доказательства своей невиновности, к тому же он не испытывал раскаяние после содеянного.