ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Нормы речи Методические рекомендации акцентологические нормы
Грамматические(морфологические) нормы
§1. Варианты падежных окончаний существительных.
§2. Род несклоняемых существительных
§3. Род сложносокращённых слов и аббревиатур
§4. Род личных имен существительных, обозначающих профессию, род занятий, должность, звание.
§ 5. Склонение иноязычных имён и фамилий.
§ 6. Склонение географических наименований.
§ 1. Склонение имён числительных.
§ 2. Употребление собирательных числительных.
§ 3. Употребление числительных.
§ 1. Образование степеней сравнения прилагательных.
§ 2. Образование кратких форм имён прилагательных
§ 1. Употребление местоимения себя
§ 2. Употребление притяжательных местоимений.
§ 1. Образование глагольных форм.
Грамматические (синтаксические) нормы
§ 1. Нормы согласования подлежащего и сказуемого.
§ 1. Предложения с однородными членами.
§ 2. Предложения с причастным оборотом.
§ 3. Предложения с деепричастным оборотом.
§ 1. Многокомпонентные предложения.
§ 2. Сложноподчинённые предложения.
Не изменяется географическое название, созданное по модели «имя прилагательное + имя существительное» в сочетании с именем нарицательным: В селе Верхний Устюг, в посёлке Малые Соли. (Но: в Верхнем Устюге, в Малых Солях).
Если название географического объекта совпадает с нарицательным существительным, то, во избежание двусмысленности, такое название рекомендуется не склонять. В деревне Целина. В посёлке Рай.
П.3. Не изменяются по падежам неизвестные, незнакомые названия городов, государств, рек и т.п. (для более точного понимания географического названия). В городах Мезенбург и Вупперталь,
П.4. Не изменяются названия гор, вулканов, озёр, пустынь, каналов, проливов, островов, полуостровов, аулов, застав, портов, станций, планет. На горе Эверест, на озере Байкал, с полуострова Ямал, в пустыне Сахара, в проливе Босфор, к станции Шарья, из порта Новороссийск, из республики Индия, в провинции Тоскана, в штате Даллас, к планете Сатурн.
Упражнение 8. Раскрыть скобки, поставить имя существительное собственное в правильную форму.Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.
1. Моя семья давно живёт в городе (Ржев). 2. Столкновения демонстрантов с полицейскими отмечены в городе (Париж), в городе (Лозанна), в городе (Сорренто). 3. Отборочные соревнования по дзюдо прошли в городе (Иваново). 4. По сообщению МЧС, в городе (Петровск) и в селе (Колчино) подтоплено более 20 жилых домов. 5. Уникальные древние сооружения были обнаружены вблизи города (Ниш). 6. В воскресенье многие жители города (Лодейное Поле) наблюдали интересное природное явление. 7. Над (Лодейное Поле) поднялись сразу две радуги. 8. Адресат проживает в городе (Киров). 9. В городе (Кирово) из-за урагана было нарушено электроснабжение. 10. Машина остановилась в нескольких километрах от посёлка (Бурмакино). 11. Трассу отремонтировали до села (Горохово). 12. В деревне (Бурундучиха) открылся новый магазин. 13. Поезд приближается к станции (Бочкарёво). 14. Батискаф прошёл испытания на озере (Байкал). 15. Десятки дней караван пересекал пустыню (Сахара). 16. В (Сахара) дожди идут крайне редко. 17. Детство писателя произошло на улице (Сретенка). 18. Большой выбор разных изданий в книжном магазине на улице (Новый Арбат). 19. Главный корпус университета находится на (улица 1-го Мая). 20. Во время проведения демонстрации транспорт будет следовать по улицам (Короленко, Попов, Пироговская). 21. Мы свернули на улицу (Пироговская).
II.Имя числительное
§ 1. Склонение имён числительных.
В сложных числительных склоняются все частислов.
И.п. (кто? что?) одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь
Р.п. (нет кого? чего?) одной тысячи пятисот шестидесяти восьми
Д.п. (дать кому? чему?) одной тысяче пятистам шестидесяти восьми
В.п. (вижу кого? что?) одну тысячу пятьсот шестьдесят восемь
Т.п. (доволен кем? чем?) одной тысячью пятьюстами шестьюдесятью
восьмью
П.п. (думаю о ком? о чём?) об одной тысяче пятистах шестидесяти восьми
Примечание.Числительные сто, сорок, девяносто при склонении имеют всего две формы.
И.п. сто рублей сорок рублей девяносто рублей
Р.п. ста рублей сорока рублей девяноста рублей
Д.п. ста рублей сорока рублей девяноста рублей
В.П. сто рублей сорок рублей девяносто рублей
Т.п. ста рублей сорока рублей девяноста рублей
П.п. ста рублей сорока рублей девяноста рублей
§ 2. Употребление собирательных числительных.
Собирательные числительные (двое, трое, четверо … десятеро) употребляются с ограниченным кругом слов. Они сочетаются:
1) с существительными мужского рода, называющими лиц мужского пола: двое мужчин, трое друзей;
2) с существительными общего рода (оканчивающимися на -а,-я:, калека, коллега, пьяница,сирота,соня и под.), называющими лиц мужского пола: двое сирот, трое коллег;
3) со словом лицо в значении "человек": четверо незнакомых лиц;
4) с существительными, называющими детёнышей животных и человека: семеро козлят, пятеро ребят;
5) с существительными, обозначающими парные предметы: трое сапог, четверо саней;
6) с личными местоимениями: нас двое, их четверо;
7)с субстантивированными прилагательными и причастиями: семеро смелых, двое учащихся.
§ 3. Употребление числительных.
П.1. Слово сутки не сочетается с целыми числительными, в состав которых входят числа 2, 3, 4 (2, 3, 4 … 22, 23, 24 … 32, 33, 34… и т.д.)
Неверно:две сутки, двадцать три сутки, сорок четыре сутки и под.
Рекомендации:
1) заменить, если это возможно по смыслу текста, слово сутки словом день (два дня);
2) использовать предлоги в течение, в продолжение (в течение двух суток).
П.2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово. Это правило распространяется и на даты.
Две тысячи тринадцатый год, в две тысячи пятом году.
Неверно (!): двух тысячтринадцатый год.
Упражнение 9. Просклонять числительные 469, 140, 5791.Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.
Упражнение 10. Раскрыть скобки, исправить ошибки в употреблении числительных (если они есть), цифры заменить словами-числительными.Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.
1. Всю ночь трое друзей-фронтовиков вспоминали былое. 2. Все с удивлением смотрели на троих подруг, одетых в одинаковые платья. 3. В этой многодетной семье живут трое сирот, взятых на воспитание из детского дома. 4. Игра не начнётся, пока численный состав команд неравный: их – трое, а вас – четверо. 5. У мастера-парикмахера трои ножниц, которые он использует для разных стрижек. 6. Книги выданы в библиотеке на 22 сутки. 6. Учёные наблюдают за поведением лабораторных мышей уже 32 сутки. 7. В двух тысяч тринадцатом году всех, родившихся в год Змеи, ждёт удача.
III. Имя прилагательное
§ 1. Образование степеней сравнения прилагательных.
Имена прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная и превосходная степени сравнения образуются по-разному.
Сравнительная степень:
Простая форма: основа прилагательного + суффиксы -ее, -ей, -ше.
Составная форм: более, менее + прилагательное.
Превосходная степень:
Простая форма: основа прилагательного + суффиксы -айш, -ейш.
Составная форма: всех + основа прилагательного + суффиксы -ее, -ей, -ше.
Красивый: красивее, более красивый, красивейший, всех красивее.
(!) Ошибка возникает при смешении простой и составной форм сравнительной степени имён прилагательных: более красивее, менее наряднее.
§ 2. Образование кратких форм имён прилагательных
Краткие формы мужского рода имён прилагательных имеют два варианта суффиксов: -енен, -ен. Второй вариант образуется в результате усечения первого варианта. Оба варианта в современной русской грамматике считаются правильными. Наблюдается тенденция к употреблению более короткой формы (т.е. с суффиксом -ен).
-енен- и -ен- |
-ен- |
Безнравственен и безнравствен Безответственен и безответствен Беспочвенен и беспочвен Бесчувственен и бесчувствен Божественен и божествен Воинственен и воинствен Двойственен и двойствен Естественен и естествен Свойственен и свойствен Торжественен и торжествен |
Безболезнен Бездействен Безукоризнен Безучастен Бессмыслен Величествен Могуществен Невежествен Подведомствен Убийствен |
Упражнение 11. Исправить ошибки, где это необходимо.Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.